Формат и техническое задание.




Телевизионный формат

Экранное аудиовизуальное произведение существует в определенных рамках, продиктованных тем или иным изданием (телеканалом, интернет-платформой) с его стилистикой, концепцией вещания, направленностью. Более того, каждое отдельное произведение также подпадает под определенные ограничения. Все это вместе определяет такое понятия, как формат.

Мы рассматриваем формат как совокупность эстетических, технологических и смысловых особенностей телепроизведения. Основополагающая характеристика формата – категория времени – хронометража единицы эфирного контента. Телевизионные временные стандарты - 26, 39, 44 или 52 минуты, причем эти стандарты распространяются на оба типа вещания – прямой (живой) эфир и в записи (с какого-либо носителя).

Формат первичен для телевидения. ОН определяет вполне конкретную тему и ее смысловое наполнение («Путевые заметки», специальный репортаж, криминальные новости, политическое ток-шоу и т.п.) Зачатую от формата зависит и «угол зрения», подход к материалу (например, событие конструируется под формат программы, телеканала). Формат диктует использование определенных технических средств (музыкальное шоу должно быть снято многокамерно, ярко, с хорошим звуком и т.п.). Также в формате заложено и общие эстетические принципы (в официальной новостной программе не будет танцев в студии, политическое ток-шоу обязано быть напряженным и по ритму, и по эмоциям, а знатоки из «Что? Где? Когда?» всегда интеллигенты и элегантны, соответствуют дресс-коду). Иначе можно сказать, что формат – это свод определенных правил, некие условия игры, с которыми все согласны и которые все знают – и те, кто его производит, и те, кто его смотрит. Это ключ к взаимопониманию, а также ключ к пониманию природы телевидения.

Отдельно надо отметить особенности формата телевещательных каналов, которые в достаточной мере детерминированы, сравним телеканалы «Матч ТВ», «Культура», «РенТв» или «Спас». У каждого из них существует собственное «лицо», набор признаков, которые ни с кем не спутаешь. И эти обстоятельства необходимо учитывать при подготовке и производстве аудиовизуальной продукции. Не всегда концепция и формат телеканала закреплен документально, но всегда это определено конкретными тематическими и стилистическими нормами. Однако, бывает, что эти требования закреплены в виде документа - прописанных требований к заказываемой телеканалом видеопродукции. (см. приложение 1 – Требования к производству документальных фильмов для телеканала «Russia Today» (для вещания на арабском языке).

Задание для самопроверки:

1. Опишите формат 3-х телеканалов, учитывая главные параметры вещания и стилистики (по выбору):

Межгосударственный телеканал МТРК «Мир», один из федеральных телеканалов («Культура», «Первый», Россия», «НТВ») и один из региональных, - городской или областной («Санкт-Петербург», «Московия», «ЛенТВ 24» или другой по месту вашего проживания).

2. Проанализируйте собственный проект, создаваемый в рамках курса режиссура неигрового кино, и опишите формат, в котором вы работаете.

 

2. Техническое задание

Данный термин может вызвать ассоциации с некой технической документацией, но это не так.

· Техническое задание (в дальнейшем –ТЗ) непосредственно вытекает из формата издания (места будущей публикации вашего произведения) и фиксирует основные, изложенные в краткой форме, содержательные параметры создаваемого произведения, его технические параметры, стилистику подачи материала, производственные особенности. Кратко, техническое задание – это документ, в котором заказчик (телеканал, частный клиент, интернет-источник) формирует задачу для исполнителя.

Единой формы ТЗ не существует, но всегда в нем описываются определенные составляющие будущего произведения, а именно:

· жанр (публицистика, презентационный, публицистический, рекламный),

· хронометраж;

· стиль подачи;

· объем производства;

· технические параметры

Очевидно, что на вещательных телеканалах ТЗ не пишется каждый раз для информационных программ или цикловых программ, оно определяются раз и навсегда на весь период существования их в эфире. Однако, при заказе отдельных программ и телефильмов, разовых масштабных трансляций (например, праздника «Алые паруса» или «Дня города» и т.п.) ТЗ создается в обязательном порядке. Необходимо составление ТЗ и в работе с непосредственным заказчиком – все коммерческие соглашения категорически поддерживаются ТЗ, которое становится «охранной грамотой», гарантией безопасности при работе с заказчиком в части креативного и технического решений, а также ТЗ служит основой для сметы производства.

Отметим, что ТЗ во многом помогает в работе над созданием аудиовизуального произведения – сметы, сценарного плана и окончательного сценария, потому что в нем определяются его главные задачи и способы воплощения.

Пример технического задания:

 

«Телефильм, посвященный 15-летию предприятия «Аркан».

Аудитория (основная) – партнеры/друзья и вип-клиенты компании, фильм будет демонстрироваться им на мероприятии, посвященном 15-летию компании АРКАН

Цель: продемонстрировать основные направления деятельности компании, отметить основные конкурентные преимущества (Федеральный мониторинговый центр, радиоканал АРКАН), сделать акцент на развитии, инновациях, современности компании в сочетании с «крепким фундаментом» и опытом.

Места съемок:

1. Офис компании в СПб (Конногвардейский бульвар 4), в том числе:

Федеральный мониторинговый центр + возможно, отдел технической поддержки

Фронт-офис (отдел обслуживания клиентов)

Сервисный центр (один из 2ух Питерских, новый)

Кабинет руководителя

2. Одна из вышек радиопеленгации

3. Уличные съемки с участием автомобилей (дороги, автострады, улицы)

4. Съемка в квартире или коттедже, где установлена наша система, а возможно, и там, и там – объекты ищу

5. Возможно, некий коммерческий или государственный объект, на котором установлена наша система (АЗС, автопарк «Почта России», музей и пр.), возможно – несколько объектов, ведем переговоры.

В съемках задействованы актеры и используются обычные автомобили и брендированные автомобили АРКАН.

Хронометраж: 15 минут

На основе этого ТЗ был произведен и сдан в сроки без замечаний презентационный телефильм, т.к. он был выполнен с учетом всех предложенных требований и параметров.

Повторим, что единой формы ТЗ не существует, и в отдельных случаях оно расписывается в виде договора с более подробной детализацией. (см. Приложение 2). Важно другое – его наличие и следование ему на дальнейших этапах создания аудиовизуального произведения, что гарантирует соответствие подученному заказу, или соответствие параметрам дальнейшей публикации.

Запомним, что каким бы техническое задание не было по объему, по способу написания, по виду подразумеваемой видеопродукции (заказной, цикловой, студийной), это ТЗ должно ответить на принципиальные вопросы и зафиксировать принципиальные положения:

· цель создания данного произведения,

· постановка задачи,

· жанр, в котором оно будет сделано,

· хронометраж произведения,

· основные способы реализации (трудоемкость процесса),

· техническое обеспечение (например, использование коптера или подводные съемки и т.п.)

Творческое задание.

Выберите три телепрограммы различных телеканалов и различных жанров (разовая художественно-публицистическая программа, цикловая документальная телепрограмма, телефильм), и напишите техническое задание, по которому, как вы считаете, они произведены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: