Рекомендации по изучению темы литературно-режиссерский сценарий.




 

Подготовительный период создания аудиовизуального произведения – телефильма, документальной телепрограммы, телевизионного цикла многоступенчатый и состоит из нескольких этапов. До начала съемочного периода все эти этапы должны быть завершены, а именно:

· написаны синопсис или заявка, где сформулированы тема и идея;

· сформировано и согласовано техническое задание, т.е. понятен объем работы, локации, основные герои;

· определен формат издания, прописан жанр будущего произведения;

· написан сценарий.

В телевизионной практике существует несколько вариантов создания сценария, прежде всего, отличаются они по времени его написания. Напомним, что мы имеем дело с настоящей жизнью, которую создают не актеры, но люди, и каждый из них может привнести в наш замысел совершенно неожиданные повороты. Именно поэтому полный сценарий не всегда возможно написать до начала съемок, хотя его основные структурные моменты должны быть понятны и определены.

Например, в Школе документального кино Марины Разбежкиной, принято работать без сценария. «Правило сегодня – это отсутствие сценария. Правда, если ты снимаешь научпоп, или ретрокино, или историческое кино, то там есть сценарий. Но если ты снимаешь «здесь и сейчас», как учат в нашей школе, то сценарий не нужен, его не может быть, потому что движения твоего героя непредсказуемы. Хотя мы откликаемся не только на его движения. Если нет сценария, то это не значит, что нет драматургии. <…>. В документальном кино мы должны понимать, что наш сценарий, тот, что мы придумали для своего героя, может быть разрушен в любую минуту любым его непредсказуемым поступком.»[1].

Напомним, что автор данного высказывания имеет ввиду исключительно неигровое авторское кино, желательно «фестивальное», для которого нет никаких ограничений.

Созданию кино- и телесценария в программе учебного курса по направлению «Режиссура кино и телевидения», есть специальная дисциплина, посвященная сценарному мастерству. Мы же приведем еще только одну цитату, которая напрямую связана с рассматриваемой нами темой. «Хотя все элементы сценария важны и существуют взаимосвязано друг с другом, - отмечает Р.Уолтер, заведующий кафедрой сценарного мастерства Калифорнийского университета, - самый важный и, несомненно, самый трудный его компонент — сюжет. Главное в сценарии — это: 1) структура, 2) структура, 3) структура. Не все новички — равно как и большинство опытных драматургов — понимают, что означает структура применительно к сюжету. Со структурой здания легче. Дом состоит из множества элементов, но основных три — пол, стены, крыша.

На первый взгляд, сюжет не имеет ничего общего с домом. Однако сюжет — это тоже конструкция, но внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная по своей природе. Он состоит не из балок, а мыслей, построен не из кирпичей, а из слов. Структура сюжета включает три основных компонента — начало, середину и конец.

Это понятие трехсоставной сюжетной структуры сформулировано Аристотелем почти две с половиной тысячи лет назад».

(из реферата по книге Ричарда Уолтера, заведующего кафедрой сценарного мастерства Калифорнийского университета, «Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес», (1993).

https://www.bookol.ru/spravochnaya_literatura_main/rukovodstva/207805/fulltext.htm

В данных рекомендациях мы рассматриваем «жизненный цикл» телевизионного аудиовизуального произведения, этапы его создания, которые строго детерминированы форматом вещания. Именно поэтому перед началом съемок всегда определяются его основные параметры, описанные выше, а именно в техническом задании и заявке с синопсисом.

Зачатую для начала производства телефильма или программы, достаточно развернутой сценарной заявки с прописанными темой, героями, локациями, жанром будущего произведения, и, главное, его смысловой составляющей. Однако, следует отметить, что иногда до начала съемок пишется литературный сценарий.

Литературный сценарий, как более подробное и полное изложение содержания будущей передачи, определяет ее сюжет, композицию, использование изобразительно-выразительных средств. Такой сцена­рий — результат длительной подготовительной работы тележурнали­ста, детального изучения темы.

Однако, в отличие от заявки, параметры который должны быть выполнены неукоснительно, при написании в дальнейшем литературно-режиссерского сценария возможны существенные изменения.

В таком случае, литературно-режиссерский сценарий создается уже после съемочного периода с опорой на реальный текст героев, которые уже сняты и расшифрованы; съемки завершены; подобран музыкально-шумовой сопровождение.

Расшифровка – полный текст, снятых героев, со всеми особенностями их речи, с оговорками, с повторами, если они были, с проставленным сквозным хронометражом (временной шаг проставления хронометража –от 30 до 60 секунд с тайм-кодом), желательно с начала фразы или особо важной мысли.

Пример расшифровки текста героя из программы «Письма из провинции», телеканал «Культура»:

С/х Николая Михайловича Вдовкина, художника-эмальера (6135)

Файл 6135, 2-е декабря 2019

 

00:20:51 Приезжаю сюда, а он, оказывается, вылез за красную линию. Мой дом не так, как надо. Все почему-то сдвинуты. И ему не разрешают строить дальше, и он там ходил, 00:21:07 а меня пригласили сюда как бы как художника – делать кинотеатр какой-то. Ну я пришёл к ним, к властям, говорю, ну вот – не разрешают. Чего мне? Взрывать этот план? Уча… не участок, а фундамент. Да нет – для тебя всё в порядке. И вот я построил. Неправильно. А дед вообще-то рассуждал логично. Ну зачем мне эти десять метров – машину ставить. Я сразу заехал в дом. Вот это – где мы сейчас ходим – это вот гараж. А сейчас машина на улице стоит, потому что это временно всё.

00:22:06 Семья наша оказалась там по той причине, что репрессировали и по линии бабушки, и по линии отца. Значит, по… 00:22:26 по отцовской линии там было почти что белое пятно на всю семью. Почему, потому что мы ничего не знали. Я когда подрос, я спросил у мамы, ну, кто там был, это. Она говорит: «Это, не надо разговаривать про это». Все боялись.

00:22:50 Он враг народа. И он вовсе не сосланный был, его просто расстреляли. Ну, так сказали. А потом прошли годы, и я уже здесь со студентами, с Америкой чего-то мы как- то на предмет выставки там, у меня уехала туда девочка, в Америку, и оказалось, что и он жив был, он сумел сбежать с России, еще тогда, когда гражданская война была, и у него здесь сыновья остались. 00:23:23 И вот один из сыновей его — это мой отец.

00:23:29 Это мой дедушка был, который сбежал. 00:23:31 Бабушка у него погибла от голода, просто нигде ни работы не давали, ничего. Это мы потом уже выяснили. 00:23:42 Он был военный, генерал. Вот я не знаю, какой генерал: генерал-лейтенант, или генерал-майор там, или, — какой титул генеральский. 00:23:53 Осталась одна фотография. Ну, у сестры. Но я, правда, отпечатал ее где-то. 00:24:00 Он там стоит, опершись на саблю, и эта бабушка еще жива, она рядом сидит. И вот все, что осталось от них…».

В дальнейшем такого рода расшифровка необходима для работы с прямой речью героев, т.к. интервью обычно записывается несравнимо длиннее, т.е. исходный материала намного объемнее того, что будет взят в окончательный монтаж, а сам материал расшифрованного интервью служит основой для дальнейшего создания сценария.

Итак, существует устойчивая практика, что полноценный литературный сценарий с элементами режиссерского создается после съемочного периода перед монтажом – готовый сценарий со всеми его необходимыми компонентами, он содержит:

· Драматургическую структура (сюжет, сценарный ход);

· Выстроенную прямую речь героев;

· авторский закадровый текст (или текст ведущего);

· раскадровку видеоряда с хронометражом.

Кстати, и наш невидимый оппонент, руководитель Школы документального кино, также приходит к выводу о том, что без сценария создать произведение невозможно. «Второй сценарий я всегда предлагаю писать после того, как кино уже снято, но еще не смонтировано. Вот всё – перед тобой только эта жизнь, уже ни влево, ни вправо. Только эти десять, двадцать, тридцать, сорок, сто часов, которые ты снял. И эти снятые часы предлагают тебе разные сценарные варианты. Десять режиссеров монтажа садятся за твой материал и делают из него десять разных фильмов. Потому что по-разному прочитывают твой сценарий, ведь, как мы уже выяснили, объективной, единственной реальности нет»[2].

В телевизионной практике в целом, на каждом телеканале в отдельности, существуют определенные нормы оформления литературно-режиссерского сценария, хотя, оговоримся сразу, они довольно подвижны. Едины все в одном- это реальный рабочий сценарий, с которым можно и должно приступать к монтажу.

Режиссерский киносценарий (это знают все обучающиеся, которым адресованы данные рекомендаций) в обязательном порядке должен содержать подробную раскадровку, иногда с графическим изображением каждого отдельного кадра с его длительностью, крупностью, содержанием. В телевизионной практике обычно описывается место, детали, на которые следует обратить внимание, персонажи, лайфы, но не более того – все остальное решается в процессе монтажа и подчинено общему темпо-ритмическому решению, а также художественному вкусу и монтажному мастерству режиссера монтажа. В кинематографической практике, литературный сценарий исключительно дело его автора, затем на его основе режиссер создает уже режиссерский сценарий.

В телевизионной же практике, литературно - режиссерский сценарий создает не режиссер, а журналист, который, естественно, понимает и чувствует законы визуализации, но, в первую очередь, в сценарии следит за складывающимся содержанием, а образную, эстетическую составляющую отдает «на откуп» режиссеру. Важно еще раз отметить, что журналист (автор литературного сценария) часто является и режиссером, и тогда из-под его пера сразу же рождается литературно-режиссерский сценарий. С другой стороны, известны многие телевизионные тандемы режиссеров и авторов (журналистов), которые изначально совместно работают над сценарием, и в работу над литературно-режиссерским сценарием сразу вовлечены и журналист, и режиссер.

Важным моментом в процессе создания телевизионного продукта в целом, и сценария, в частности, является временной фактор, как в подготовительном, съемочном этапе и в постпродакшене. В отличие от кинопроизводства, в котором также очень важно планирование, сроки и календарно-производственный план в целом, телевизионной процесс более сжат во времени – это не годы и месяцы, а недели, дни и даже часы. Все телепроизводство больше всего напоминает слаженно работающую «фабрику», для которой сдача эфирной продукции является безоговорочным фактором, потому что не сделанные в срок программа или телефильм образуют «дыру» и разорвут вещание в целом. Приступая к работе, тележурналист, сценарист знает дату и время выхода в эфир готовой продукции, его «детища», и поэтому его работу можно описать знаменитой фразой из дневника барона Мюнхаузена (фильм режиссера М.Захарова «Тот самый Мюнхаузен»): «В четверг с 8 утра до 10 - совершить подвиг!».

Пример литературно-режиссерского сценария см. в Приложении 3.

 

Задание для самоконтроля:

1. Посмотреть две программы из цикла «Письма из провинции», совмещая просмотр с чтением сценариев данных работ (см. Приложение 3)

2. Проанализировать и составить список соответствий и несоответствий (изменений сценария по отношению к конечному результату).

«Письма из провинции» (г. Губкин), Е.Терешкина, телеканал «Культура» https://www.youtube.com/watch?v

«Письма из провинции» (г. Старица, Тверская область), Т.Колногорова, телеканал «Культура https://www.youtube.com/watch?v=m5e9mAPpZKo

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: