Рекомендации по выполнению творческого задания




Подведем некоторые итоги в части изучения важнейших этапов создания аудиовизуального контента для вещательных структур. В каком ли жанре не будет сделана будущая телевизионная работа - большой телеочерк, маленький видеосюжет, телевизионная цикловая программа, отдельный телефильм, - тележурналист, т.е. автор, всегда стоит первым в списке его создателей. Подготовительный же период, состоящий из нескольких этапов, принципиален для последующего процесса его создания и призван упорядочить творческий и производственный этапы.

Поиск и рождение темы всегда связано с изучением журна­листом жизненного материала и мысленным воплощением его в буду­щее экранное произведение. Это этап большой и внутренней работы автора, рождение авторского замысла, который затем требует систематизации, а именно определения:

· темы и идеи произведения (основная мысль произведения),

· жанровых рамок,

· круга участников (героев),

· методики исследования проблемы (беседа в кадре, показ событий, эксперимент, постановочные включения),

· места съемок (с конкретизацией),

· хронометраж.

Вспомним, что все эти компоненты органично вписываются в техническое задание и синопсис, которые призваны прояснить, зафиксировать и упорядочить предполагаемые содержание и основные параметры будущего произведения и являются первой стопой производственного цикла.

Эта первая часть работы и составляет в дальнейшем костяк сценарной заявки, которая, в свою очередь, становится основой для создания сценарного плана и полного литературно-режиссерского сценария, в которых обязательно представлены:

– целевая установка (ради чего и во имя чего снимается фильм);

– круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними и их человеческие характеристики, которые, если даже и не войдут в передачу, помогут установлению психо­логического контакта с героями на стадии съемок;

– места действия, в которых предполагается наблюдение за по­вседневной жизнью героев или, напротив, за такими момента­ми, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества;

– способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, со­бытийная съемка), которые, на взгляд сценариста, наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизо­да, а также раскрытию характеров основных героев;

– сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые обстоя­тельства», в том числе и формы разговорного взаимодействия от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии;

– возможная последовательность эпизодов — в соответствии с развитием идеи произведения.

Важно, что сценарий, как и рабочий план, определяет для съемочной группы не только объекты съемки, но способы и необходимость передать нрав­ственное, эмоциональное состояние людей, участвующих в передаче.

Самый важный, самый трудный компонент сценария — сюжет, внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная по своей природе, конструкция. Структура же сюжета, вне зависимости от объема произведения, всегда трехчастна. Вспомним еще раз Аристотеля, который сформулировал ее две с половиной тысячи лет назад:

1. Начало (как пусковой момент событий).

2. Середина (сгущение событий, их развитие).

3. Конец (демонстрация идеи, основной мысли, которая вытекает из содержания сюжета).

Таким образом, литературный сценарий, как более подробное и полное изложение содержания будущего произведения, определяет его сюжет, композицию, использование изобразительно-выразительных средств. Часто журналист сам выступает в роли режиссера, а иногда работает в содружестве с ним, и тогда мы называем такой сценарий литературно-режиссерским. Такой сцена­рий — результат длительной подготовительной работы, детального изучения темы и способов ее реализации.

«Мастерство сценариста заключается и в том, чтобы выбрать такую мане­ру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно — словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изо­бразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор»[3].

В сценарных разработках, помимо сюжета, всегда учитываются аудиоряд и визуализация, т.е. другими словами, автор точно должен знать – о чем можно рассказать, а что необходимо показать. В сценарии это обязательно указывается, например, появляются отметки «в кадре» и «за кадром», обозначается, кто произносит текст – тот или иной герой, или актер, который читает за кадром текст (см. Приложение 3).

Другой вариант оформления сценария - точно также, как и в киносценариях, часто используют такую схему – делим лист на 2 столбца, и в левом ряду пишем «Что вижу», а в правом «Что слышу», куда входят и текст героев, и дикторский (авторский) текст.

Важно понимать, что подобные литературно-режиссерский сценарии являются абсолютно рабочим инструментом, готовой схемой и матрицей будущего произведения. Обычно в нем указываются и хронометражи, т.е. все месте монтажных склеек. Однако заметим, что т.к. текст, речь героев монтируется первой, то для этого используются расшифровки (см. выше), и затем уже при написании окончательного сценария хронометраж не проставляется, потому что «предмастер» (первая сборка) уже готов, и можно брать из него смонтированную и вычищенную речь героев. Технологий много и каждый выбирает для себя наиболее приемлемую, но во всех случаях отсмотр и расшифровка материала неизбежны, ведь именно этот процесс в итоге приводит к конечному варианту сценария.

Пример (отрывок из сценария видеофильма «Вечные рукописи», автор Л.Познякова):

 

Санкт-Петербург. Набережная Невы напротив Петропавловской крепости. Дворец великого князя Михаила на набережной. Парадная мраморная лестница, роскошная люстра, светильники по стенам. Огромный зал рукописного хранилища института востоковедения РАН. Простор, балюстрада с канделябрами, огромные арочные окна, лепнина, колонны. И по всему залу - старинные дубовые шкафы с рукописями, которым нет числа. Мы проходим вдоль стеллажей, на которых хранятся рукописи и свитки (стадикам)   Титр: Ирина Попова, профессор, директор института восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербург   Большая витрина в хранилище рукописей института восточных рукописей РАН, в которой находятся самые древние и ценные рукописи всех народов востока. Во время разговора Ирина Попова идет вдоль витрины с рукописями. Рассказывая. Она отрывает витрину и показывает конкретные рукописи, о которых говорит.         Профессор Станислав Прозоров приносит очень большую папку, кладет перед нами на бюро и раскрывает ее. Огромные листы, вытянутые по вертикали. Прозоров вынимает один из них из специального конверта, разворачивает. Характерное письмо с наклоном букв вправо, что сразу же говорит о древности манускрипта. Нет переплета. Края листов неровные Музыка. Титр: ВЕЧНЫЕ РУКОПИСИ   Диктор ЗК: На берегу Невы в Санкт-Петербурге находится институт восточных рукописей Российской академии наук. Книги, манускрипты, неспешная научная работа, и, кажется, ничто не может потревожить тихую академическую жизнь. Но спокойствие это мнимое – в каждой древней рукописи сокрыта своя тайна. И тем, кому удается проникнуть в нее, открывается совершенно фантастический мир. Мы вместе с учеными отправимся в эту сокровищницу, которая подобно жемчужной раковине, приоткроет нам свои секреты. И тогда словно заново оживут давно ушедшие люди, забытые языки, канувшие в лету цивилизации. СНХ Ирина Попова: В России это крупнейшее хранилище рукописных произведений на восточных языках, сто тысяч единиц хранения на 65-ти живых и мертвых восточных языках. Самый старый документ, это «Книга мертвых», это 10-й век до нашей эры и вот до начала 20 века и даже до современных вещей. Вопрос о создании Восточной Академии возникал где-то с начала 18-го века, потому что Петр Первый в числе редкостей, которые он очень любил, он вообще был очень хорошим коллекционером, путешествовал с посольством по Европе и добыл целый ряд книг на западных языках, в том числе, и на восточном. Некоторые вельможи, которые его окружали, тоже собирали редкости, в том числе восточные книги. И хорошая традиция дарить книги в царскую библиотеку императорскую, затем в Кунсткамеру, она сложилась из обычного желания угодить царю, а потом перешла в хорошую традицию. В 1844-м году всем дипломатам, которые служили на Востоке, было вменено в обязанности покупать книги на восточных языках. И Министерство Финансов специально выделяло для этого средства. Эта традиция сохранялась до 1914-го года, когда началась Первая Мировая война. В начале 20-го века наступает период активных экспедиций в Центральную Азию, в Китай нынешний, Синь-Дзян, в Среднюю Азию, бывший Западный Русский Туркестан. Эти экспедиции дали очень большое количество совершенно уникального материала.   ЗК: Время, пожары, мировые потрясения, а также сами люди часто губили бесценные рукописи. Российских исследователей, в отличие от некоторых западных коллег, всегда отличала хорошая черта – очень бережное отношение к экспонатам. Так, однажды, осенью 1936 года к академику Крачковскому попали некие листы пергамена. Их принесла продавать простая женщина и сказала, что они достались ей от бабушки-арабки. Однако ни назвать своего имени, ни рассказать судьбу рукописи она не захотела. Крачковский, как истинный знаток древностей, сразу определил, что это редчайший памятник, и понял, что выпускать его из государственного собрания нельзя. Многие годы исследованию этих листов пергамена посвятил профессор Станислав Прозоров. ВК: (и так далее…)

 

 

При написании литературно-режиссерского сценария необходимо помнить, что в нашем арсенале всегда присутствуют богатые, можно сказать, неисчерпаемые творческие инструменты, а именно три группы экранных средств выразительности — изобразитель­ные, звуковые и драматургические. В совокупности они и являются залогом реализации нашего замысла.

Автор сценария, помимо драматургического его выстраивания, всегда должен понимать каким будет визуальный ряд, из чего он состоит, какие понадобятся дополнительные материалы. А это может быть и кино- и телехроника, иконографические материалы (фотографии, оцифрованные иллюстрации, живописные репродукции), инфографика, а также 2D и 3D графика и т.д. Все это также учитывается в сценарии, и тогда он обретает все необходимые составляющие и становится «руководством к действию» для последующего монтажа и постпродакшен, а, в итоге, полноценного увлекательного профессионально сделанного аудиовизуального произведения.

 

Темы для выполнения творческого задания:

1. Напишите сценарную заявку по вашему проекту, сделанному в рамках курса «Режиссура»

(Можно использовать готовый проект, который вы уже выполнили и сняли, или по проект, который находится на начальном подготовительном этапе).

2. Напишите литературно-режиссерский сценарий по заданному образцу с использованием «левого» и «правого» рядов, с полной расшифровкой реального текста (также, по вашему проекту).

Заключение

Методические рекомендации составлены по дисциплине «Журналистика», которая органично вписывается в учебный план, по которому учатся студенты по направлению «Режиссура неигрового кино и телефильма».

Ознакомление с основными этапами создания аудиовизуального произведения, подробное изучение всех составляющих подготовительного периода являются залогом успешной дальнейшей профессиональной деятельности будущих выпускников. Напомним, что несмотря на определенные сложности и условия производства, это очень увлекательный и глубоко творческий процесс, который полностью поглощает автора и режиссера и дает невероятную, в итоге, отдачу в виде творческого удовлетворения.

И здесь невозможно не вспомнить мысль замечательного кинодраматурга, руководителя кафедры сценарного мастерства Калифорнийского университета Р.Уолтера, который считает, что «Первая, последняя и единственная заповедь сценариста — будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное не­рушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер)[4].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: