Сценарная заявка и синопсис.




Сценарная заявка.

Синопсис.

Логлайн.

Аннотация.

В игровом кинематографе производство фильмов и сериалов начинаются с создания логлайна и синопсиса. Точно также они пишутся и в неигровом кино, и для телефильмов, и для цикловых телепередач.

Логлайн — краткая аннотация к фильму, передающая суть истории, ее основную драматическую коллизию. Основная идея формулируется лаконично, без мелких деталей, но увлекательно. Это то послание, которое создатели фильма стремятся донести до зрителя, это ответ на избитый вопрос: «Про что кино»? Хороший логлайн дает представление об истории в целом, при этом может не раскрывать важных перипетий сюжета и умолчать о финале.

Хороший логлайн дает ответ на основные вопросы: «Кто действует, чья история, что происходит, в чем основная интрига?». Нередко в логлайне есть указание на жанр.

Синопсис – это краткое изложение концепции сценария фильма, его содержания, сути драматического конфликта в увлекательной форме. В синопсисе есть завязка, поворотные точки, кульминация, развязка. В нем хорошо просматривается сценарная структура фильма. Важно, что в нем остается некая загадка с тем, чтобы не ослабел интерес к просмотру фильма целиком. Основные вопросы, на которые отвечает синопсис: о чем история, кто главные герои, к чему они стремятся, какие препятствия стоят на их пути.

Ключевые вопросы, на которые отвечает синопсис, подобны тем, что составляются при написании логлайна:

  • О чем эта история?
  • Кто главные герои?
  • К чему они стремятся и почему?
  • Какие препятствия стоят на пути?

Размеры синопсиса могут существенно варьироваться — от одного абзаца до нескольких страниц. Здесь важно понимать поставленную задачу, целевую аудиторию синопсиса. Как правило, если вы собираетесь представить работу всем потенциально заинтересованным людям (в том числе и кинофестивалям), то синопсис лучше уложить в 6-8 предложений. При этом он должен быть написан так, чтобы читатель легко смог пересказать прочитанное буквально в нескольких словах. Когда синопсис пишется уже для заинтересованного человека, т.е. редактора телеканала, руководителя производящей видеостудии и т.п., готового потратить время на несколько страниц текста, то от краткого пересказа можно отказаться.

И логлайн, и синопсис, родились в недрах игрового кинематографа, но без них не обходится ни неигровое кино, ни телевизионное кино. Везде повествование, развертывание истории опирается на драматургию, с одной лишь разницей – вымышлены ли герои и их истории или нет.

В телепроизводстве более прижился термин синопсис иди заявка, а вместо логлайна чаще говорят об аннотации, но суть дела это меняет – законы их написания и вопросы, на которые они отвечают, одинаковы – кто, что сделал, при каких обстоятельствах, как и где это произошло. Различие логлайна и синопсиса в их объеме, но цели их создания идентичны.

Написание синопсиса, а затем сценарной заявки (зачастую в телевизионном производстве это одно и тоже) необходимо для самоорганизации и прояснения собственного замысла. В то же время, такой документ позволяет понять суть предполагаемого произведения, его жанр и, в какой-то мере, способ его реализации.

Пример синопсиса.

 

Из цикла «Женщины России», фильм «Вера», автор Л.Познякова, хронометраж 26 мин. (телеканал «Моя планета»)

«На окраине Астрахани стоит простой деревянный дом, из окон которого несутся смех, шум, топот ног, лай собаки, звенящей волной обрушивающиеся на нас с первой секунды. В семье Веры Дробинской живут семеро детей, очень непохожих друг на друга, разных возрастов. И постепенно мы догадываемся, что все они приемные дети, но все равно такие родные для Веры. Мы проживаем с ними целый день, который расписан по секундам – и народу много, и дел невпроворот, тем более что сегодня важное событие – поездка в центральный магазин за новой обувью для всей семьи. Дети веселые, озорные, обыкновенные, вот только их диагнозы звучат как приговор – порок сердца, нарушение мозговой деятельности, дистрофия. Их истории мы узнаем из доверительного разговора с Верой, пронизывающего весь фильм, этот длинный день из их жизни с хлопотами, огорчениями и радостями.

Мама Вера обустроила их существование так, что дети не чувствуют и уже не считают себя инвалидами. У каждого ребенка есть свои обязанности – кто-то убирает свою комнату, старшие помогают на кухне, кто-то ухаживает за малышами, ведь кому-то из детей даже руки помыть или надеть платье далеко не так просто, как здоровому ребенку.

Привыкающая субъективная камера. Наблюдение за жизнью во всех мелких, но таких значимых ее проявлениях, интенсивный лайф. И, наконец, главное событие дня – отправка из их дома в центр города. Сегодня важное событие – ребята выросли и пора всем семерым купить новую обувь. Загрузка в маршрутку - целый аттракцион: ребят много, не все передвигаются сами и, главное, все очень волнуются, чтобы на всех хватило места! Но волнения и страхи окупаются в итоге счастливыми лицами ребят – у всех сегодня долгожданная обновка! И к вечеру у ступенек дома выстраиваются старые ботинки, а за порогом в ряд красуются новенькие башмаки и туфельки».

Приведем еще пример очень лаконичного логлайна, который целенаправленно был написан для телеканала «Russia Today» в соответствии с его Специфическими требованиями (см. приложение 1, требованиями телеканала).

Пример сценарной заявки.

 

Из цикла «Иджма. Согласие» фильм «Раскол», автор Л.Познякова, хронометраж 26 минут (телеканал «Russia Today»)

«Вопросы фильма, как всего проекта, будут связаны с положением в мире в целом и в мире ислама в частности, с теорией о столкновении цивилизаций, с ролью и местом ислама в историческом наследии человечества, с проблемами межкультурного и межконфессионального диалога и взаимодействия, ибо мы все пассажиры одного космического корабля под названием «Земля».

Вдоль Великого Шелкового Пути возникали замечательные центры учености, один из них расцвел в Узбекистане. Здесь творили выдающиеся ученые, имена которых сегодня знает весь мир - Ибн Сина и Улукбек, знаменитый Бируни. Фильм посвящен рассказу о выдающемся богослове, который жил в Узбекистане в советское время, который известен всему миру под именем Хиндустани.

Именно он еще в 80-е годы, будучи уже известным и почитаемым духовным учителем, сумел почувствовать и осознать назревающий раскол среди мусульман. В ходе этого непримиримого спора были попытки исказить базовые понятия ислама. И Хиндустани своим трудами, проповедями, которые записывались на магнитофонную ленту и передавались из рук в руки, сумел предотвратить серьезный конфликт в Центральной Азии.

О роли Хиндустани, его вкладе в историю богословия и историю Узбекистана размышляют Шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф, доктор исторических Бахтияр Бабаджанов наук (институт востоковедения АН РУ), проректор Ташкентского государственного института востоковедения, исламовед Музафар Камилов.

В Ташкенте, Самарканде и Бухаре до сих пор живут люди, которые застали Мухаммаджана Хиндустани при его жизни и помнят его как замечательного учителя и человека.

Он сделал все, что мог ради сохранения основ веры, подвергавшейся нападкам со стороны социалистического государства, с одной стороны и извне – со стороны носителей радикальных взглядов, чуждых для населения Центральной Азии».

При написании синопсиса, сценарной заявки, логлайна также учитывается формат того телеканала, портала и т.п., на которых будет опубликовано будущее произведение, и это не мимикрия, не подстройка, а осознанное понимание той концепции, которой вооружен тот или иной передающий субъект. Это опять же те самые «правила игры», форматные требования, которые задаются с самого начала и действует ради взаимопонимания обеих сторон- производящей и показывающей, авторов и заказчиков. И это мировая практика.

Творческое задание.

Просмотрите предложенные документальные фильмы Л.Станукинас «День переезда» и телефильм «Драгоценная карта СССР» (И.Феоктистов, Л.Познякова) из цикла «Искатели» (телеканал «Первый»).

Напишите к ним синопсис или логлайн, исходя из вопросов и требований, которым они должны соответствовать.

1. «День переезда», документальный фильм, Л.Станукинас https://www.youtube.com/watch?v=jVTsFHJPswM

2. Цикл «Искатели», фильм «Драгоценная карта СССР», И.Феоктистов, Л.Познякова https://www.youtube.com/watch?v=q4qdBHLOoKI

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: