Основным показателем, характеризующим научную и научно-техническую деятельность и определяющим уровень выделяемых финансовых средств на осуществление этой деятельности, является объем внутренних затрат на исследования и разработки.
Объем затрат на финансирование науки в настоящее время составляет лишь около 86 % к уровню РСФСР в 1991 г. (в сопоставимых ценах). Тогда по объему внутренних затрат на НИОКР (примерно 5 % к ВВП) СССР входил в число мировых лидеров. Сейчас внутренние затраты на исследования и разработки в России в расчете на одного исследователя составляют 102,9 тыс. долл. США в год; в Корее – 219,6; в Японии – 253,4; в США – 359,9; в Швейцарии – 406,7 тыс. долл. в год[3] (рис.5.1)
Рисунок 5.1. Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах в расчете на одного исследователя (Источник: Статистический сборник «Наука, технологии и инновации России». ИПРАН РАН, 2018 г..)
Относительным показателем, принятым при международных сопоставлениях, является объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах в валовому внутреннему продукту (ВВП). С 2015 г. объем внутренних затрат на исследования и разработки держится на уровне примерно 1,10 % ВВП (2017 г. – 1,11 %). Между тем, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 была поставлена задача об увеличении к 2015 г. затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации предусматривает поэтапное увеличение данных затрат и доведение их к 2035 г. до уровня не менее 2 % ВВП. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 уже не дается конкретной цифровой установки, а лишь говорится, что к 2024 г. следует обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны. Международные сопоставления на текущий момент по фундаментальной науке и по внутренним затратам на исследования и разработки в целом представлены на рис. 5.1. и 5.2
|
Рисунок 5.2. Внутренние затраты на фундаментальные исследования в России и в зарубежных странах в %% к ВВП (Источник: Статистический сборник «Наука, технологии и инновации России». ИПРАН РАН, 2018.)
Рисунок 5.3 Показатели финансового обеспечения научной сферы в России и зарубежных странах (Источник: Статистический сборник «Наука, технологии и инновации России». ИПРАН РАН, 2018.)
Темпы развития науки, зависят не только от объемов ее финансирования, но и от структуры расходов по направлениям и видам научных исследований и разработок (табл.5.1).
Таблица 5.1. Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам и направлениям научных исследований в 2017-2021 гг. (млрд руб.)
Наименование показателя | 2019 (план) | 2020 (план) | 2021 (план) | ||
Фундаментальные научные исследования | 116,3 | 151,8 | 178,9 | 199,1 | 215,8 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов | 18,3 | 22,5 | 24,0 | 24,7 | 25,6 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 172,7 | 181,6 | 163,9 | 168,0 | 159,3 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды | 0,7 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Прикладные научные исследования в области образования | 12,7 | 14,7 | 15,5 | 15,8 | 15,7 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения | 18,9 | 25,8 | 11,6 | 11,2 | 11,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
всего | 340,4 | 398,4 | 395,3 | 420,1 | 429,8 |
ВВП | 92 089,3 | 103 626,6 | 105 820,0 | 110 732,0 | 118 409,0 |
Доля бюджетных расходов на научные исследования в ВВП, %% | 0,37 | 0,38 | 0,37 | 0,38 | 0,36 |
Доля расходов на фундаментальные исследования в ВВП, %% | 0,13 | 0,15 | 0,17 | 0,18 | 0,18 |
Источник: Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс] URL: www.roskazna.ru; Минфин России [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 26.02.2019), Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 26.02.2019), расчёты ИПРАН РАН
|
Анализ отчета об исполнении федерального бюджета за 2017 год, ассигнований по расходам федерального бюджета в 2018 году и Федерального закона от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» свидетельствует о консервации тенденции инерционного развития науки. Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2018 г. составили 398,4 млрд руб., в 2019 г. запланированы расходы в объеме 395,3 млрд руб., в 2020 году – 420,1 млрд руб.
В структуре ВВП расходы на гражданскую науку находятся в диапазоне 0,36% – 0,38% ВВП.
Расходы на гражданскую науку в общем объеме расходов федерального бюджета составят: 2,77% – 2018 г.; 2,63% – 2019 г.; 2,7%. –2020-2021 гг..
По отношению к ВВП и к расходной части федерального бюджета расходы на гражданскую науку не увеличиваются, при реализации такой государственной политики по финансированию науки ожидать опережающего научно-технологического развития страны не приходится. Более того, при сохранении инерционной модели развития возрастает риск снижения научного потенциала. В текущих условиях российская наука не может выступать серьезным драйвером экономического роста.
|
В 2017 году на финансирование фундаментальных исследований было выделено 34,2% от общей суммы бюджетных расходов на гражданскую науку, в 2018 году на фундаментальные науки выделено 38,1%, а на прикладные исследования – 61,9%. В 2019 году запланировано следующее распределение финансовых ресурсов: на фундаментальную науку 45,1%, на прикладные исследования 54,9%; в 2020 году – 47,2% и 52,8%; в 2021 году – 50,1% и 49,9% соответственно. Таким образом, наблюдается устойчивый рост доли фундаментальных исследований в общей структуре расходов на гражданскую науку.
По оценке Росстата (по состоянию на 04.02.2018), ВВП России составил 103 626,6 млрд руб., а на фундаментальные исследования из бюджета выделено, как уже отмечалось, 151,8 млрд руб., что составляет 0,15 % ВВП. Следовательно, можно констатировать, что положение о фиксации ежегодного объема бюджетных ассигнований на фундаментальную науку на уровне 0,15% ВВП выполняется. К 2021 г. согласно Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» этот показатель должен составить 0,18%, однако на наш взгляд, данный уровень недостаточен для выполнения стоящих перед Россией задач.
Как видно из данных, приведенных на рисунке 5.2, в России показатель внутренних затрат на фундаментальные исследования в процентном отношении к ВВП находится почти на самом низком уровне среди рассматриваемых стран (ниже значение этого показателя только у Китая). В том случае, если российское руководство действительно стремится совершить научно-технологический рывок, как это заявлено в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, то очевидно, что необходимо не просто сохранить финансирование фундаментальной науки на уровне 0,15 % ВПП, а существенно увеличить расходы по данному направлению. Достижение целей, поставленных в Стратегии НТР требует увеличения данного показателя как минимум до 0,3 % ВВП, что позволит обеспечить финансирование российской фундаментальной науки на уровне, сравнимом с аналогичными инвестициями в наиболее развитых странах, например, Японии, США, Великобритании. Столь резкое увеличение финансирования трудно осуществимо, поэтому целесообразным представляется поэтапное увеличение в 1,5 раза объема средств, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований, с тем, чтобы достичь показателя 0,225 % ВВП к 2026 г.
При успешном привлечении средств со стороны частного сектора на финансирование прикладных исследований и разработок, увеличить бюджетное финансирование фундаментальных исследований можно за счет перераспределения расходов (государственные расходы на прикладные расходы при грамотной реализации поставленных целей компенсируются частным сектором, таким образом освободившиеся средства позволят почти в 2 раза увеличить финансирование фундаментальных исследований). Пока достичь существенного участия частного сектора в финансировании научных исследований не удалось, поэтому целесообразным представляется поэтапное увеличение объема средств, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований. Безусловно, опережающее развитие предполагает еще более решительные меры, однако в данном случае мы рассматриваем минимально необходимое финансирование для обеспечения существенных результатов в фундаментальных исследованиях. В таблице 5.2 приведены соответствующие рекомендации по финансированию фундаментальных исследований на ближайшие три года.
Таблица 5.2. Рекомендации по финансированию фундаментальной науки *
Наименование, млрд руб. | ||||||||
рекомендуемая доля финансирования фундаментальных исследований в ВВП, % | 0,17 | 0,18 | 0,18 | 0,19 | 0,20 | 0,21 | 0,21 | 0,22 |
ВВП** | 105 820 | 110 732 | 118 409 | 121 606 | 124 889 | 128 261 | 132 366 | 136 601 |
Фундаментальные исследования, всего | 178,9 | 199,1 | 215,8 | 231,1 | 249,8 | 269,3 | 300,5 | |
в том числе: | ||||||||
а) РАН | 4,29 | 4,98 | 5,39 | 5,88 | 6,38 | 6,85 | 7,07 | 7,65 |
б) фундаментальные исследования, финансируемые государственными научными фондами | 22,18 | 24,71 | 26,76 | 28,66 | 30,97 | 33,41 | 34,48 | 37,28 |
в) Министерство науки и высшего образования РФ, включая академические институты и вузовский сектор | 125,42 | 139,24 | 150,83 | 161,30 | 174,25 | 188,04 | 194,05 | 209,80 |
г) фундаментальные исследования, выполняемые НИЦ, ГНЦ, прочими научными учреждениями и организациями | 13,06 | 14,55 | 15,86 | 18,45 | 19,82 | 20,45 | 22,11 |
*расчёты ИПРАН РАН
**Значения ВВП в соответствии с прогнозом, приведенном в Федеральным законе от 29.11.2018 № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"; ВВП в период с 2022 до 2035 гг. рассчитан в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года
Анализ динамики расходов на науку (рис.5.4) показывает снижение расходов на прикладные исследования, что является следствием низкой заинтересованности отечественного производителя в результатах научных исследований российских ученых. Это следует рассматривать как тревожный симптом, который указывает либо на сворачивание отечественного высокотехнологичного сектора, либо о его переориентации на зарубежные технологии, что ставит страну в технологическую зависимость от зарубежных поставок.
Особую тревогу вызывает тот факт, что эти процессы усложнились после введения антироссийских санкций, в том числе в области технологий.
Рисунок 5.4. Динамика расходов на гражданскую науку в Российской Федерации в 2000 - 2017 гг. из средств федерального бюджета (в действующих ценах)(Источник ИПРАН РАН)
В России остро стоит проблема дифференциации источников финансирования науки. Доля участия частного бизнеса в финансировании исследований и разработок у нас в стране составляет 28,3%, тогда как в Израиле – 84,6%, Японии – 79,1%, США – 70,2%, Франции – 69,2% (рис. 5.5). Именно такое положение является основной причиной того, что по объему инвестиций, направляемых на проведение исследований и разработок, Россия существенно отстает от ведущих мировых держав.
Главными причинами нежелания частного сектора участвовать в финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности являются:
· отсутствие эффективной государственной экономической политики, направленной на стимулирование инновационной и научной деятельности (налоговая политика, денежно-кредитная политика, координация и контроль научных исследований, проводимых государственными организациями и т.д.);
Рисунок 5.5. Структура внутренних затрат на исследования и разработки в России и за рубежом (гражданская наука) (Источник ИПРАН РАН)
· нестабильность экономической ситуации внутри страны, нерасполагающей к долгосрочным инвестициям;
· недостаточное количество инвестиционно привлекательных наукоемких проектов;
· отсутствие в обществе идеологии, направленной на поддержку науки бизнес-сообществом;
· отсутствие эффективной инфраструктуры, под которой в данном контексте следует понимать систему обмена информацией и дальнейшего взаимодействия между научными организациями и бизнес-сообществом.
Многие из указанных выше причин взаимозависимы, фактически они формируют инвестиционный климат России и, соответственно, необходим комплексный подход к их устранению как барьеров, затрудняющих научно-технологическое развитие страны.
Эффективная научно обоснованная государственная экономическая политика, в том числе в научно-технологической сфере, – тот фундамент, без которого невозможно полноценное развитие государства. Фактически, именно экономическая политика государства определяет все остальные факторы, «стимулирующие» нежелание бизнеса финансировать науку и инновации.
Например, неблагоприятная для инвестиций ситуация во многом объясняется несовершенством налоговой системы. Сравнительный анализ налоговых льгот, применяемых в России и развитых странах, демонстрирует низкую эффективность данного механизма в отечественной экономике. Необходимо реформировать набор инструментов косвенного стимулирования, пересмотрев некоторые текущие льготы и добавив новые.
Пока же основные расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в нашей стране несет государство. При этом, несмотря на существенные по сравнению с развитыми странами государственные затраты, их результативность с научно-технологической точки зрения остается низкой. Такую ситуацию, безусловно, необходимо исправлять путем повышения эффективности бюджетных расходов и более активного привлечения частного сектора к финансированию исследований и разработок, прежде всего, прикладных. Это позволит государству в полной мере сосредоточиться на поддержке фундаментальных исследований, что и является его базовой функцией.
Что касается грантового финансирования фундаментальных исследований, то такая форма распределения бюджетных средств создана для реализации краткосрочных частных задач и в принципе не может заменить базовое (сметное) финансирование крупных фундаментальных исследований.
Следует также отметить, что в рамках действующей бюджетной классификации практически невозможно осуществлять планирование и контроль расходов ни с точки зрения целей и задач государственного регулирования научного сектора, ни с точки зрения устанавливаемых государством приоритетов научно-технической политики. Бюджетное планирование и государственные расходы оказываются сориентированными в основном на поддержание существующей структуры ведомств и организаций. В связи с этим представляется целесообразным восстановить в бюджетной классификации раздел «Наука», как это было до проведения бюджетной реформы.