Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года




Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642.

Цель научно-технологического развития Российской Федерации определена как обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.

Достижение цели будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:

а) создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;

б) создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;

в) сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;

г) сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок;

д) способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Также в Стратегии сформулированы приоритетные направления научно-технологического развития (Приложение 2).

Общее руководство реализацией Стратегии НТР осуществляет Минобрнауки России.

Отбор проектов для реализации осуществляет Координационный совет, возглавляемый президентом РАН А. М. Сергеевым, утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (протокол от 19 декабря 2017 г. № 38).

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, по представлению РАН, согласованному с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, и, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 16 «Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направления научно-технологического развития Российской Федерации», создано 7 Советов по приоритетным направлениям на3чно-технологического развития, определенным Стратегией НТР, которые после завершения организационных процедур перейдут к отбору проектов (Приложение 3). Первые результаты деятельности Советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития были обсуждены в ходе проведения Общего собрания членов РАН осенью 2018 года.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии НТР РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а также за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.

В общем виде схема принятия решения о реализации проекта полного инновационного цикла в рамках реализации приоритетных направлений научно-технологического развития, утвержденных в Стратегии НТР, представлена на рис.8.1.


 

 

Координационный Совет
Правительство Российской Федерации
Президиум Совета по науке и образованию при Президенте РФ
Подготовка проекта полного инновационного цикла
Совет по приоритетному направлению
Утверждение проекта
Рис. 8.1. Схема принятия решений о начале реализации проекта полного инновационного цикла по направлениям научно-технологического развития, определенным в Стратегии НТР

 

 


 

 

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р утвержден План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы (первый этап). Координатором выполнения плана определен Минобрнауки России. План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – План) включает 43 пункта (Приложение 5).

Следует отметить, что реализация плана проходит со значительными отставанием. Так, до настоящего времени не выпущены следующие акты Правительства Российской Федерации:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении целевых показателей и перечня показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, подлежащих мониторингу» (срок 30 ноября 2017 г.).

2. Не утверждено ни одной комплексной научно-технической программы по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации (срок 30 марта 2018 г.).

3. Не утвержден перечень технологических направлений ("сквозных технологий"), ускоряющих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том числе создание рынков Национальной технологической инициативы (срок 31 января 2018 г.).

4. Не принят нормативный правовой акт, регулирующий деятельность сетевых форм организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских и инженерно-производственных консорциумов (срок 29 декабря 2017 г.).

5. Не упрощены:

- процедуры ввоза (вывоза) материалов и оборудования, а также иной продукции, необходимой для реализации исследований и разработок, в том числе посредством создания в регионах сети инновационных таможенных постов (срок 31 мая 2018 г.);

- отчеты при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности (срок 31 мая 2018 г.).

6. Не внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части упрощения закупки оборудования, материалов и образцов для проведения исследований и технологических разработок (срок 31 мая 2018 г.).

7. Не утверждена программа строительства современной жилищной и социальной инфраструктуры, включая апартаменты временного проживания, при ведущих научных и образовательных организациях, а также инновационных центрах (технопарках) с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов (срок 31 августа 2018 г.).

8. Не утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по развитию технологического предпринимательства в образовательных организациях высшего образования (срок 1сентября 2017 г.).

9. Не разработана программа поддержки частных компаний – технологических лидеров, участвующих в реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (срок 28 сентября 2018 г.).


 

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

В развитие положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 г. для реализации первоочередных задач был принят Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым были определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года:

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

При этом были определены следующие цели и целевые показатели:

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.

Основные задачи, требующие решения до 2024 года, сформулированы следующим образом:

создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса "мегасайенс";

обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;

создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;

формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: