Научная дипломатия и международное научно-техническое и культурное сотрудничество играют особую роль в позиционировании России во внешнем мире, что реализовывалось до 2004 года в тесном сотрудничестве Минобрнауки России (а до 1992 года - ГКНТ СССР) и Академии наук. После ликвидации Минобрнауки России как самостоятельной структуры в 2004 году уровень их взаимодействия постоянно снижался. Со своей стороны Академия вела масштабную работу по обеспечению обязательств нашей страны в области двусторонних и многосторонних научных связей с зарубежными организациями, институтами и академиями, и обязательств по межправительственным соглашениям. До 2013 года связи с зарубежными партнерами осуществлялись на основе 116 соглашений с академиями, научными и учебными организациями, а также шести межправительственных соглашений. Ежегодно по межакадемическим соглашениям с 35 странами за рубеж выезжало около 1000 отечественных ученых.
Масштабное сотрудничество велось в РАСХН – 167 соглашений с 69 странами. От РАСХН за рубеж ежегодно выезжало 500 ученых.
РАМН осуществляла сотрудничество с 25 странами в рамках 40 соглашений.
В общей сложности тремя академиями работа велась по 323 соглашениям с 80 странами.
Роль Академии всегда была намного значительнее, чем просто координация научных исследований. Ученые сыграли историческую роль в обеспечении международного баланса сил и ядерного сдерживания.
Трансформация РАН 2013 года привела к значительному сокращению международных связей. По ряду направлений эта деятельность была практически свернута. Была нарушена координация международного научно-технического сотрудничества. Ликвидированы ресурсоемкие источники системного ведения работ с зарубежными научными организациями. Академия практически лишилась возможности делегирования ведущих ученых страны на важнейшие мероприятия за рубежом.
|
Международное сотрудничество РАН было сведено только к информационному взаимодействию:
- заключение рамочных соглашений;
- пассивный перевод средств госбюджета в международные союзы и организации;
- участие в проведении международных мероприятий.
ФАНО, а затем Минобрнауки России включились в работу на этом поприще, однако недостаток собственного опыта работы, отсутствие кадров, игнорирование опыта РАН, а зачастую непонимание роли международного научного сотрудничества привели к снижению позиций России во внешнем мире. Более того, в ряде случаев это стимулирует создание негативного имиджа России за рубежом. Так, например, в декабре 2018 г. в г. Претории (ЮАР) проходила встреча президентов академий наук стран БРИКС, в ходе которой была предложена программа сотрудничества по 13 направлениям с образованием 13 рабочих групп. При этом РАН к подготовке предложений не привлекалась: все было подготовлено Минобрнауки России. Академиям отводилась «почетная» миссия принять предложенные программу и структуру. Качество материалов и непрофессионализм российских чиновников вызвали недоумение у иностранных участников встречи. И такие примеры не единичны.
В июле 2018 г. ситуация была существенно изменена после внесения поправок в Федеральный закон № 253-ФЗ от 27.09.2013 г. «О Российской академии наук…», предоставивших Академии дополнительные полномочия по осуществлению международной деятельности, формированию нового облика отечественной науки за рубежом. Этими новыми функциями являются:
|
ü проведение фундаментальных и прикладных исследований совместно с иностранными научными организациями;
ü организация международного академического обмена;
ü участие от имени Российской Федерации в реализации международных программ и проектов;
ü содействие развитию связей с государственными
и негосударственными иностранными структурами.
По сути, РАН поручено возглавить научную дипломатию как разновидность публичной дипломатии – как концептуально, так и в качестве основного исполнителя. Триада научной дипломатии – наука для дипломатии, дипломатия для науки и дипломатия в науке – должна обеспечить продвижение интересов нашего государства на мировой арене, активное участие российских ученых в перспективных международных проектах.
Можно укрупненно выделить три основных направления международного научного сотрудничества.
1. Международные исследовательские проекты и программы.
Законом предусмотрена не только организация Академией таких исследований и проектов, но и участие в их проведении. В этом направлении необходимо привести в систему разрозненную деятельность органов власти, отдельных организаций и отдельных ученых, которые собственными силами обеспечивают совместные международные исследования.
Мобильность ученых.
Серьезное позиционирование отечественной науки в международном научном сообществе и равноправное участие в международных исследованиях и проектах не может быть обеспечено без возможности ученых выезжать за рубеж по своей основной деятельности с государственной поддержкой.
Законом предусмотрена как возможность формирования программ мобильности для ученых, т.е. поездок для посещения иностранных государств, так и квотируемых взаимных форм, т.е. безвалютный эквивалентный обмен.
Эти возможности предусмотрены как для участия в мероприятиях, так
и для проведения совместных исследований.