Укрепление международных научных связей.




Основой такой работы выступают соглашения. У РАН уже накоплен большой багаж таких международных соглашений; с 2014 года подписано 37 соглашений с 19 странами. Они устанавливают правовые рамки проведения совместных работ и кадровых обменов. Заключение соглашений – своего рода сближение позиций стран в области науки, политический диалог. За прошедшие после реформы 5 лет проведено более 300 совместных мероприятий. В этом плане необходимо расширять взаимодействие с иностранными членами РАН.

Для реализации этих направлений предлагается использовать следующие инструменты.

Научно-методическое руководство, которое дает возможность РАН осуществлять не только координацию отечественных научных исследований, но и участвовать в координации международных исследований.

Центры международного научно-технического сотрудничества, миссия которых заключается в создании единой постоянно действующей экспертной платформы на территории Российской Федерации для генерации идей и выработки научно обоснованных предложений по решению глобальных проблем человеческого развития с участием ведущих мировых ученых и организаций по принципу «мозговых штурмов» на тематической и отраслевой основе.

Создать такие центры планируется в Москве, на Урале, в Новосибирске и на Дальнем Востоке.

Представительства РАН за рубежом, которые создаются с целью организации совместной работы в странах, с которыми установлены наиболее прочные и продуктивные научные связи. Это, прежде всего, Франция, Германия, США и Китай, а в перспективе – Швейцария, Южная Корея и др.

Безвалютный эквивалентный обмен. Эта система была достаточно хорошо отработана, но в настоящее время требуется ее перезагрузка.

Членство России в международных организациях. Сейчас Россия участвует в 42 научных организациях, уплачивая членские взносы в размере 1,53 млн долларов в год.

Главными задачами по развитию международного научно-технического сотрудничества должны стать разработка концептуальных документов и создание соответствующего нормативного правового обеспечения, а также адекватное ресурсное обеспечение этой деятельности.

Работа по осуществлению межгосударственного взаимодействия в научно-технической деятельности должна проводиться во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Россотрудничества по линии Российских центров науки и культуры. Одним из основных видов деятельности этих центров является продвижение российского образования и науки за рубежом. Активное использование ресурсов Россотрудничества, налаживание механизмов взаимодействия с центрами, организация совместных тематических научных мероприятий, встреч с учеными на площадках Российских центров, активизация взаимодействия с атташе по науке в посольствах России представляется важным инструментом развития и усиления научной дипломатии.


 

Выводы и рекомендации

1. Президентом Российской Федерации задан новый вектор стратегического развития страны, основу которой составляют наука и технологии. Принципиальным отличием от предыдущих подходов является переход от ресурсной к инновационной экономике на основе достижений науки. Вместе с тем государственная научно-техническая политика на данном этапе не носит целостного системного характера, позволяющего достигнуть поставленных целей.

2. Проводимая с 2004 года государственная научно-техническая политика привела не только к технологическому отставанию России от стран – технологических лидеров, но фактически поставила страну в технологическую зависимость от зарубежных разработок. Решение проблемы технологического отставания является одной из стратегических задач развития страны, что отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. Это особенно проявилось после введения некоторыми странами антироссийских санкций.

3. На начало II кв. 2019 г. фактически не началась реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 г.

4. Трансформация по инициативе Минобрнауки России Российской академии наук, привела к нарастанию негативных процессов в науке, технологическом и инновационном развитии, оказала отрицательное влияние не только на научно-технологический комплекс, но и на систему образования и культуру в целом.

5. Ликвидация региональной структуры РАН привела к дезинтеграции единого научно-технологического пространства Российской Федерации, что создает угрозу территориальной целостности.

6. Законодательство, регулирующее научно-технологическую и инновационную деятельность, носит несистемный и несбалансированный характер. Новый закон о науке разрабатывается Минобрнауки России с 2014 года. Его многочисленные обсуждения показали несостоятельность предложенной концепции. Летом 2018 г. года профильный комитет Госдумы принял решение о пересмотре концепции закона.

7. Современное состояние научно-технологического комплекса России создает существенные риски для обеспечения национальной безопасности.

 

Исходя из изложенного, необходимо в первоочередном порядке принять следующие меры:

1. С целью реализации стратегической задачи обеспечения конкурентоспособности страны, обеспечения ее обороны и безопасности, а также полноценного вхождения России в число стран – технологических лидеров, с учетом результатов реформ сферы науки и технологий в 2014-2018 гг., разработать и принять на высшем государственном уровне документ, интегрирующий вопросы государственной научно-технической политики, определяющий направления развития науки и технологий как основного фактора обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства. Этот документ должен сформировать единую государственную научно-техническую политику, приоритеты научно-технологического развития, основные параметры системы обеспечения достижения поставленных целей и создать основу для разработки нового законодательства о науке.

Для подготовки этого документа создать специальную рабочую группу из представителей Совета Безопасности Российской Федерации, Совета при Президенте по науке и образованию и Российской академии наук.

2. Издать Указ Президента Российской Федерации о развитии Российской академии наук как высшей научной организации страны, поручив ей организацию и проведение фундаментальных научных исследований в стране, стратегический анализ и прогнозирование, экспертизу важнейших государственных решений и развитие системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, предусмотрев при этом передачу в ее подведомственность научных институтов, проводящих фундаментальные исследования и разработки, отнесенных к 1-й и 2-й категориям, а также университетов, научная база которых находится в академических институтах.

3. Восстановить в бюджетной классификации специальный раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому развитию», в рамках которого осуществлять финансирование Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и мероприятия по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.

4. Создать в структуре органов федеральной власти под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации орган, отвечающий за научно-технологическое развитие страны, обеспечивающий координацию научной деятельности, исследований и разработок как гражданского назначения, так и оборонного, выполняемых организациями независимо от их ведомственной принадлежности.

5. Разработать меры экономического стимулирования переориентации крупного бизнеса с ресурсного на высокотехнологичное развитие, на развитие отечественной наукоемкой промышленности и технологий.

6. Провести анализ хода реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, национальных проектов, определив проблемные места и, при необходимости, внести корректировки как собственно в Стратегию с учетом внешних и внутренних реалий, так и в план ее реализации.

7. В кратчайшие сроки обеспечить доведение до 2% ВВП доли науки в структуре ВВП, как это и предусмотрено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации, предусмотрев при этом долю фундаментальных научных исследований в размере 0,45% от ВВП.

8. Привести ресурсное обеспечение Российской академии наук в соответствие новым задачам, закреплённым законодательно и сформулированным в отдельных поручениях Президента Российской Федерации:

а) развитие в РАН прогнозных и аналитических исследований в целях обеспечения системы научного сопровождения стратегического планирования;

б) международная деятельность;

в) просветительская деятельность и популяризация науки;

г) научно-методическое руководство научными организациями и организациями высшего образования независимо от их ведомственной принадлежности.

 

Приложение 1

Действующие и разрабатываемые стратегические документы Российской Федерации, регламентирующие развитие науки, и основные нормативные правовые документы, принятые в их развитие

1. Доктрина развития российской науки (Указ Президента РФ № 884 от 13.06.1996 г. в ред. от 23.02.2006).

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683).

3. Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года (Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р (ред. от 18.10.2018);

5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р);

6. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

7. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";

8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт";

9. Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий";

10. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 326-ФЗ «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского»;

11. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";

12. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

13. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

14. Федеральный закон от 27.09.2013 № 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

15. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

16. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

17. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (с изменениями на 28.09.2018 г.);

18. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 г. № 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";

19. Национальный проект «НАУКА». Паспорт национального проекта «Наука» (утверждён протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16);

20. Поручения Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;

21. Решения Координационного Совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;

22. Государственная программа научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377

23. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (проект).

 


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: