Законодательное и нормативное правовое сопровождение государственной научно-технической политики.




 

Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

В предмет регулирования Федерального Закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее – Закон) входят отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Объектом законодательного регулирования в сфере научной и (или) научно-технической деятельности являются не только собственно отношения между перечисленными субъектами, но также их правовое положение и правовой режим результатов научной деятельности. При этом использована следующая иерархия:
- субъекты научной и (или) научно-технической деятельности (гл. II Закона);
- организация и принципы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности (гл. III Закона);

- формирование и реализация государственной научно-технической политики (гл. IV Закона).

Согласно закону: «Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования».

В Законе получили дальнейшее развитие принципы государственной научно-технической политики: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, стимулирование научно-технической и инновационной деятельности, создание системы государственных научных центров и других новых институциональных структур.

Законом разграничены предметы ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определены предметы совместного ведения и полномочий в области проведения единой государственной научно-технической политики, размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, меры по социальной защите научных и научно-технических работников, о порядке финансирования науки и множественности его источников, аккредитации научных организаций и др.

В первоначальной редакции Закона (1996 г.) был закреплен уровень бюджетного финансирования науки в размере 4% от расходной части бюджета.

Отдельный раздел посвящен субъектам научной деятельности, перечислены их права и обязанности.

Гарантированной является свобода научного творчества, подразумевающая прежде всего свободу выбора научного направления, темы и методов исследования (в соответствии с научным интересом, подготовкой, планом исследований, если ученый работает в организации). Право на свободный доступ к научной и научно-технической информации, необходимой для исследований, является не менее значимым в силу того, что свобода научного творчества невозможна без свободы научной информации, в частности, свободного доступа и свободного ее распространения.

Примечательно, что российское законодательство не только не запрещает осуществлять научную, преподавательскую и иную творческую деятельность в качестве предпринимательской, но в большинстве случае прямо закрепляет такое право в соответствующем отраслевом законодательстве. К примеру, п. 6 ст. 4 Закона наделяет научного работника правом на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации. А в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона одним из основных принципов осуществления государственной научно-технической политики является поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники.

Статёй 3 Закона впервые законодательно признано право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности. При этом необходимо уточнить, что в целях комментируемого Закона указанное положение ограничивается исключительно областью научной деятельности. Данная норма, закрепляющая за субъектами научной деятельности право на обоснованный риск в исследованиях, принципиально важна, поскольку научная деятельность в силу своей специфики, особенно в области фундаментальной науки, может дать не те результаты, на которые рассчитывали исследователь, разработчик или заказчик. Научный риск связан с фактором непредсказуемости, неопределенности, в основе которого могут быть большой объем новой информации, множественность путей и методов, подходов на начальных стадиях исследования, выбор не самого оптимального варианта, уровень развития современной науки в целом и т.п. Хотя получение отрицательного результата в науке тоже считается результатом.
Впервые получило законодательное определение понятие "грант" применительно к сфере научных исследований. Предоставление денежных и иных средств в виде гранта является одним из механизмов целевого финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, легализованной формой поддержки или стимулирования государством научных исследований и разработок. Гранты выделяются как российскими государственными фондами поддержки науки, внебюджетными фондами финансирования исследований и разработок, так и международными фондами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: