Формирование политической журналистики Германии




Печать – это не общественное мнение.

Отто фон Бисмарк

До 1871 года на территории современной Германии существовало множество княжеств со строгими цензурными ограничениями, что затрудняло развитие журналистики. Многие жители Германии с большей охотой читали французские и английские газеты и журналы, т.к. собственная периодика существенно уступала зарубежным изданиям. Главная особенность развития германской журналистики состоит в местном характере прессы, эта особенность сохраняется до сих пор.

Единственным значимым явлением в мире немецкой журналистики в первой половине XIX века была серия передовых статей «О внутриполитическом состоянии», которая выходила в течение 1841 года в «Кенигсбергской газете Хартунга». Как говорили современники, эти публикации стали «лучшими из статей когда-либо написанных на немецком языке».

Импульс к развитию немецкие издания получают после Мартовской революции 1848 года, которая стала откликом германского народа на Февральскую революцию в соседней Франции. Важно отметить, что революция в Германии не «грянула как гром среди ясного неба», а являлась закономерным итогом недовольства общества, которое копилось на протяжении нескольких десятилетий. В 1848 году возникло огромное количество периодических изданий, печать пережила небывалый подъем. К 1849 году на территории Германии выходило более 1700 печатных органов различной периодичности. И хотя революция в Германии проиграла, ее результатом стало появление политических партий и политической партийной журналистики.

У первых политических партий было три главных требования: свобода печати и слова, конституция и парламент. Все партии поддерживали идею национального единства Германии, ее объединения в одно государство.

Основными либеральными газетами были «Националь цайтунг» («Национальная газета»), «Берлинер альгемайне цайтунг» («Берлинская всеобщая газета»), «Кёльнише цайтунг» («Газета Кёльна»). Эти издания пропагандировали идею примирения с монархией, выступали в защиту интересов народа, но «в пределах законности».

Главным оппонентом либеральной прессы и предметом ее постоянных нападок была основанная в 1848г. газета «Нойе пройсише цайтунг» («Новая прусская газета») – монархическое издание, выражавшее интересы прусской верхушки (консервативная партия). Инициатором основания газеты был Отто фон Бисмарк (1815-1898 г.ж.). Эту газету часто называли «Крестовой газетой» («Кройцайтунг»), т.к. в заглавии был нарисован большой черно-белый крест. Лозунгом газеты были слова «Вперед! С богом, за короля и отечество». В дальнейшем это издание станет официальным органом единой Германии.

Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает социал-демократическая печать, и в первую очередь газета Карла Маркса «Нойе Райнише цайтунг» («Новая Рейнская газета»), основанная в 1848 году. Важнейшим пунктом политической программы «Нойе Райнише цайтунг» было объединение Германии как необходимая предпосылка ее быстрого социально-экономического и культурного развития. «Новая Рейнская газета» выступала за свободу слова, против консервативной и реакционной прессы, критиковала закон о цензуре. Крупнейшими периодическими изданиями, выражавшими интересы рабочих, были газеты «Фольк» («Народ»), «Форвертс» («Вперед») и журналы «Нойе цайт» («Новое время»), «Социал-демократ».

Объединение Германии в 1871 году стало результатом политики Отто фон Бисмарка – «железного канцлера». В 1862 году Бисмарк стал главой прусского правительства и внешнеполитического ведомства и взял курс на объединение немецких государств. Пресса всегда играла важную роль в политике О. Бисмарка и рассматривалась им как средство для достижения определенных политических целей. Во многом методы О. Бисмарка в области печати были схожи с методами Наполеона Бонапарта. Историки выделяют 3 периода в политике О. Бисмарка по отношению к журналистике:

1. 1860-1866 гг. – самый жесткий период: газеты закрывали после двух предупреждений с формулировкой «общественное благо в опасности». За эти годы было закрыто 80 газет. О. Бисмарк инициировал судебные разбирательства против прессы (только за 1864 год было 175 процессов против конкретных изданий или журналистов). Применялись и административные меры, так с 1865 года телеграфное агентство «Вольф» потеряло свою независимость и стало подчиняться правительству. Практиковал О. Бисмарк и прямой подкуп газет (из неподконтрольных парламенту тайных фондов финансировались лояльные издания, например, «Норддойче альгемайне цайтунг» - «Северогерманская всеобщая газета» и «Кройцайтунг» - «Крестовая газета»).

2. 1866-1870 гг. – переломный этап, в это время издания поворачиваются к личности О. Бисмарка в связи с его военными победами. А О. Бисмарк начинает манипулировать прессой для достижения своих политических целей. Он расправляется со своими политическими противниками. В 1870 году в прессе была развязана франко-прусская война, которая завершилась победой и объединением Германии.

3. 1871-1890гг. – в Министерстве иностранных дел Германии был создан отдел прессы, который отслеживал публикации в немецкой и зарубежной печати. О. Бисмарк лично курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 года рейхстаг принял новый Закон о печати, который не требовал предварительного разрешения властей на издание периодики; гарантировал свободу слова, а разбирательства в связи с нарушениями в сфере печати передавались исключительно судебному преследованию. Главный принцип закона: «Свобода прессы подлежит лишь тем ограничениям, которые допускает или предписывает настоящий закон». Однако О. Бисмарк видел в социалистической прессе угрозу для молодого германского государства, поэтому 21 октября 1878 года был принят Исключительный закон против социалистов, который предусматривал запрет всех периодических изданий немецких социал-демократов, партия подлежала роспуску, а многие партийные деятели (в т.ч. К. Маркс и Ф. Энгельс) были вынуждены эмигрировать. 1 октября 1890 года закон отменили. За 11 лет, 11 месяцев и 11 дней этот закон не только не уничтожил социал-демократию, а наоборот сделал ее мощной, организованной структурой: за эти годы существенно возросла численность партии и количество изданий, которые после отмены закона начали выходить легально.

Как заключают исследователи, характеризуя политику О. Бисмарка в области печати, «когда решались вопросы большой политики для него отсутствовали моральные категории, но то, что Бисмарк, будучи человеком интеллектуально образованным и прекрасным оратором, понимал, какую силу представляет печать – факт».

К 1914 году в Германии выпускалось 4221 наименований только газет. К концу XIX века число подписчиков превысило 12 миллионов, т.е. ¼ населения страны. Главная особенность германской журналистики – это отсутствие сенсационности в подаче материала. Германия была последней страной цивилизованного мира, газеты которой вплоть до I Мировой войны отличались редкостным спокойствием текста и формата, а подчас и философской глубиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: