Формирование основных типов современной периодики




В первой половине ХХ века происходит окончательное разделение прессы на качественные и массовые издания. Кроме этого, в данный период формируются новые виды периодических изданий, и таким образом складывается современная типология печатных СМИ.

Качественная пресса в первой половине ХХ века была представлена следующими изданиями: «Times», «Financial Times» (основана в 1888 году в Лондоне Гарри Марксом), «Wall Street Journal» (основан в 1889 году в США под руководством Ч. Доу и Э. Джонса), «New York Times». Качественные газеты ориентировались на высокообразованную политическую и финансовую элиту, верхушку интеллигенции, представителей деловых кругов. Такие издания не боялись оттолкнуть от себя аудиторию обилием цифр, документов, статистических данных. В огромной массе сведений, помещенных в многостраничном номере, был способен ориентироваться лишь образованный, хорошо подготовленный читатель.

Вместе с тем, в первой половине ХХ века появляются новые типы качественных печатных СМИ: «журналы новостей» и «деловые журналы».

Родоначальником и ярким представителем «журналов новостей» является «Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками Йельского университета X. Люсом и Б. Хадденом. Издатели предложили систематический отбор и строгую организацию журнального материала по двум десяткам тематических разделов, позволяющую читателю лучше ориентироваться в содержании журнала, суммирующего и интерпретирующего новости недели. Ведущим жанром издания стали «истории человеческого интереса» с элементами комментирования. Все материалы были эмоционально окрашены, нередко в них присутствовала ирония, субъективный авторский взгляд и т.д. Общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей «Time» приобрел в 1930 годы большой коммерческий успех и превратился впоследствии в один из самых высокотиражных журналов мира с транснациональным распространением. Еще к данной типологической группе относятся журналы: «Newsweek» («Новости недели»), основанный в 1933 году в США; «Spiegel» («Зеркало»), выходящий с 1947 года в ФРГ и др.

В 1920–1930-е годы наблюдалась неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем традиционных «качественных» изданий. Они хотели получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую информацию и комментарий к ней. На запросы этой части аудитории ответили создатели еженедельных журналов «Business Week» («Деловая неделя»), выходящего в США с 1929 году, и «Fortune» («Успех»), основанного в 1930 году.

С развитием общества в ХХ веке, по мере увеличения высокообразованной прослойки населения, менялся формат всех качественных изданий, рассчитанных на данный сегмент аудитории. Уже к середине столетия дорогие, качественные газеты и журналы, увеличивая свой тираж, приобретают элементы массовых изданий, становясь «качественно-массовыми».

Массовые издания, такие как, «New York World» и «New York Morning Journal» (США), «Daily Mail» и «Daily Mirror» (Великобритания), для своих публикаций отбирали эмоционально «заряженные» факты, для создания эффекта сенсации нередко прибегали к искажению фактов и использованию домысла, бесцеремонно вмешивались в личную жизнь людей, а тенденции к упрощению, примитивизации и броское оформление номера обеспечивали им коммерческий успех.

Отдельными видами массовой журналистики, появившимися в первой половине ХХ века, являются таблоиды, журналы-дайджесты и массовые иллюстрированные журналы.

Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже XIX-XX веков. Первым в мире таблоидом считается газета Альфреда Хармсворда «London Daily Mirror» («Ежедневное зеркало Лондона»), которую он перевел в таблоидный формат в 1901 году. В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 году в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету: в 1930 году, несмотря на последствия экономического кризиса, он имел беспрецедентный тираж – 1,5 млн. экземпляров!

Характеристики таблоида:

- 1) газета для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни,

- 2) агрессивная манера продажи через уличных распространителей,

- 3) небольшой формат газеты, поэтому удобно читать в трамвае, метро, баре и пр.

- 4) многостраничность таблоида создавала у читателя выгодное (хотя и ошибочное) впечатление, будто ему предлагается больше информации по сравнению с газетой обычного формата;

- 5) реклама не терялась на полосе, что привлекало рекламодателей;

- 6) публикации сенсационного и скандального характера; развлекательные материалы (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы),

- 7) обилие иллюстраций (40% от общей площади таблоида), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе.

- 8) цель таблоида – увлечь и развлечь обывателей с низким образовательным уровнем.

Впоследствии по аналогии с таблоидными изданиями появились понятия «таблоидная журналистика», «таблоидное телевидение», отождествляемые с откровенно шокирующими, этически спорными видами журналистской деятельности.

В начале XX в. получают распространение журналы, содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий. Они приобрели общее название «дайджесты» (от английского «digest» – краткое изложение, резюме). Миссия дайджестов – это просвещение массового читателя в самых различных областях доступным и понятным языком за весьма скромную цену. Коммерческая выгода дайджестов определялась существенной экономией средств на этапе производства содержания изданий. Самым известным дайджестом стал, созданный в 1922 году в Нью-Йорке, «Rider's Digest» («Ридерс Дайджест») под руководством супругов Де Витт Уоллеса и Лайлы Ачесон. В 1929 году «Ридерс Дайджест» поступил в розничную торговлю, до этого журнал распространялся только по подписке. Доверие массового читателя к «Rider's Digest» подкреплялось тем фактом, что первоначально журнал принципиально не публиковал коммерческую рекламу. Финансовая стратегия была основана на притоке средств от распространения тиража. Только с 1955 года в дайджесте появляются рекламные объявления.

Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 году. Значительные расходы на качественную бумагу и дорогую цветную печать компенсировались рекламой, поэтому была возможность предлагать журнал массовому читателю по низкой цене, зачастую – ниже себестоимости. Так, один экземпляр «Life» в 1938 году продавался по цене всего 10 центов, что делало его доступным весьма широкому кругу читателей. Среди первых массовых иллюстрированных журналов еще необходимо отметить «Look» («Взгляд»), основанный в 1937 году в США и «Paris-Match», выходивший с 1938 года во Франции.

Значение массовой журналистики в первой половине ХХ века трудно преувеличить. Именно благодаря массовой прессе была сформирована привычка к регулярному чтению газет и журналов у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово; было сформировано потребительски ориентированное общество за счет публикации рекламы товаров массового спроса; издатели массовых газет быстро внедряли и использовали передовые полиграфические и коммуникационные технологии, двигая таким образом научный прогресс.

Развитие различных типов изданий коммерциализированной прессы в XX в. свидетельствует о том, что условия конкурентной борьбы, в которых это развитие происходило, вызывали стремление к имитации наиболее экономически успешных типологических моделей прессы. А поскольку Соединенные Штаты в силу исторических причин опережали другие страны в развитии коммерчески ориентированной журналистики, большинство образцов для подражания были американскими. Это привело к распространению в международном масштабе однотипных вариантов периодических изданий, и, как следствие, к той или иной степени унификации внутренней структуры, оформления и содержания родственных по типу периодических изданий в разных странах мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: