Развитие СМИ в ФРГ, ГДР и объединенной Германии во второй половине ХХ века




После окончания Второй мировой войны, Германия была разделена на четыре зоны оккупации – американскую, английскую, французскую, советскую. Информационная политика в СМИ Германии того времени зависела от общей политики стран-победительниц. Оккупационные власти всех стран в период с 1945 по 1949 годы внесли большой вклад в формирование системы демократических антифашистских СМИ. В дальнейшем британская, американская и французская оккупационные зоны объединились – так было образовано государство ФРГ (Федеративная Республика Германия), а в советской зоне оккупации возникла ГДР (Германская Демократическая Республика).

В ФРГ в 1949 году было отменено обязательное лицензирование периодики, а к 1955 году деятельность всех оккупационных властей окончательно угасла. В результате начался процесс бурного развития коммерческих СМИ по западному образцу. Основные издания: «Нойе Цайтунг» («Новая газета»), выходящая с 1944 года, «Франкфуртер альгемайне Цайтунг» («Франкфуртская всеобщая газета») – одна из наиболее качественных и солидных газет мира, была основана в 1949 году, «Ди Вельт» («Мир»), созданная в 1945 году, «Ди Цайт» («Время»), выходит с 1946 года, и наконец, «Бильд Цайтунг» («Иллюстрированная газета») – крупнейшая бульварная газета, с самым большим в Германии тиражом, созданная по образцу британской «Дейли Миррор» в 1952 году. Ведущими журналами в Германии стали: «Шпигель» («Зеркало»), основанный в 1947 году по образцу американского журнала новостей «Тайм», «Штерн» («Звезда») – иллюстрированный журнал, издается с 1948 года, «Гео» («Земля») – научно-популярный журнал, созданный в 1976 году.

В ГДР (социалистическое государство, которое существовало с 7.10.1949 г. по 3.10. 1990 г., после чего вошло в состав ФРГ) утверждалась нерыночная социалистическая система печати. Прямо или косвенно средства массовой информации ГДР контролировались государственным и партийным аппаратом СЕПГ (Социалистической Единой партии Германии). Высшей руководящей инстанцией для журналистов ГДР был отдел агитации и пропаганды Центрального Комитета СЕПГ. Пресса была выстроена по вертикальному советскому образцу. Официальная газетой ГДР была «Нойе Дойчленд» («Новая Германия»), аналог советской газеты «Правда». Также в ГДР существовали газеты различных профсоюзных организаций, общественных движений рабочих Германии и т.д. После объединения Германии в 1990 году практически все издания и телерадиостанции ГДР были закрыты. Началась активная экспансия западногерманских СМИ и медиаконцернов на «восточные рынки».

В первую очередь на территорию всей Германии распространила свое вещание общественно-правовая телерадиокомпания АРД (Рабочее содружество общественно-правовых телерадиоорганизаций ФРГ), основанная в 1950 году. Сегодня в состав АРД входят «Дойчленд Радио» (государственная радиокомпания Германии) и иновещательная телерадиокомпания «Дойче Велле» («Немецкая волна»), основанная в 1960 году и финансируемая правительством Германии.

Кроме АРД, с 1961 года в стране выходит в эфир еще одна общественно-правовая телекомпания ЦДФ (Второе германское общественно-правовое национальное телевидение). Согласно официальным данным АРД и ЦДФ на 80 и 60% соответственно финансируются за счёт абонементной платы, остальную часть дохода они получают от рекламы. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения, одно из главных – недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00.

Понятие общественно-правового телерадиовещания не идентично определению «общественного». Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы общества, а, следовательно, служит всему обществу, что декларируется законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении в объединённой Германии, вступившем в силу 1 января 1992 года. Во-вторых, по большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. В-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика.

Частное телерадиовещание начало функционировать 1 января 1984 года. В 90-е годы оно успешно развивалось, завоевывая рынок аудиовизуальных СМИ. Всего в Германии функционирует около двух десятков национальных («САТ-1», «Мюзик-бокс», «РТЛ-плюс» и др.) и более 50 региональных частных телекомпаний. В качестве основных источников финансирования частного радио и телевидения используются реклама и абонентная плата за платное вещание (Pay-TV).

Ведущие медиаконцерны ФРГ. АО Акселя Шпрингера (газеты и журналы:«Бильд», «Вельт», «Гамбургер Абендблатт», «Берлинер Моргенпост», «Берлинер Цайтунг» и др.; телекомпании: САТ – 1, Актуаль Прессе Фернзее (АПФ), Про-7, Премире и др.; радиокомпании земель Шлезвиг, Северного Рейна и Гамбурга). Группа ВАЦ (так названа из-за крупнейшей газеты концерна «Вестдойче Альгемайне Цайтунг» («Западногерманская Всеобщая газета»), кроме нее в медиагруппу входит еще 47 изданий и телерадиокомпании: РТР+ и др.). Грунер унд Яр владеет дорогими журналами («Штерн», «Бригитте», «Гео», «Шпортс»), является частью транснациональной медиакорпорации «Бертельсманн».

В ФРГ действует более пятисот информационных агентств, самые крупные из них: ДПА («Дойче Прессе-Агентур» - «Немецкое агентство новостей»), созданное в 1949 году, и ДДП («Дойчер Депешендинст» - «Немецкая почтовая служба», основанное в 1971 году). Среди частных можно отметить «Католическое агентство новостей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: