Тенденции развития журналистики в странах Восточной Европы




Послевоенный период развития большинства стран Восточной Европы (1945-1990 гг.) связан с вхождением в зону влияния СССР. С окончанием войны советское руководство закрыло практически все газеты, выходившие в Восточной Европе в годы оккупации, и приступило к созданию социалистической вертикали СМИ. Фактически была ликвидирована печать политических оппонентов и частная периодика, все учреждения радиовещания национализированы. На долгие десятилетия в Восточной Европе возник «железный занавес», которые сделал невозможным распространение западной прессы в этих странах. А над всеми местными СМИ был установлен пристальный партийно-государственный контроль, цензура свела идейный плюрализм к нулю.

Печатная периодика была представлена печатными органами правящих коммунистических и рабочих партий, газетами государственных организаций и учреждений, изданиями «союзных» партий и прессой органов патриотических фронтов и массовых общественных организаций, подконтрольных правящим партиям. Система СМИ в Восточной Европе включала в себя следующие компоненты: 1) как и периодика КПСС, печать «братских» партий была представлена ежедневной руководящей газетой, теоретическим и политическим журналом и изданием, посвященным вопросам внутрипартийной работы; 2) значительную часть периодики восточноевропейских стран составляли печатные органы массовых общественных организаций, которые должны были оказывать идейно-воспитательное и пропагандистское воздействие на различные группы населения, дифференцированные по половым, возрастным, профессиональным признакам (например, «Отечествен фронт» в Болгарии, «Szabad Föld» («Свободная земля») и «Magiar Nemzet» («Венгерская нация») в Венгрии и т.д.); 3) оппозиционная печать в восточноевропейских странах социалистического периода существовала только в форме самиздата (исключением является польское католическое клерикальное издание «Tygodnik Powszechny» («всеобщий еженедельник»), которое на протяжении многих лет было фактическим легальным печатным органом польской оппозиции). В период перестройки в странах Восточной Европы возникают первые легальные оппозиционные издания, которые сыграли большую роль в победе оппозиции на выборах (например, созданная польской партией «Солидарность» в 1989 году «Gazeta Wyborcza» - «Выборная газета»).

В постсоветский период (с 1990 года) в развитии СМИ Восточной Европы наметились следующие тенденции.

- Резкое сокращение тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис. Исключением является главная газета венгерских коммунистов «Непсабадшаг», которая перестала быть партийным органом и объявила себя независимой еще до первых свободных парламентских выборов в Венгрии.

- Уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура. Поэтому появилась возможность издавать печатные органы различной идейно-политической ориентации – праволиберальные, монархистские, издания «зеленых» и т.д.

- Многие бывшие «союзные» газеты стали автономными (например, «Gazeta Wyborcza» печатный орган польской «Солидарности» – после прихода этого движения к власти превратилась в одну из крупнейших (и экономически процветающих) газет Польши, имеющую 17 региональных вариантов, «привязанных» к локальному рекламному рынку).

- Появилась частной пресса, в т.ч. массовые, бульварные издания. Многие органы печати оказались в собственности иностранных владельцев. Например, польский таблоид «Факт», основанный германским медиаконцерном А.Шпрингера.

- Интенсивная экспансия западных медиакорпораций на национальные рынки СМИ привела к тому, что сегодня значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями («News Corp.» Р. Мэрдока, Медиагрупа ВАЦ, Концерн А.Шпрингера и др.) – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. Эти газеты составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям.

- В области телерадиовещания также произошли существенные перемены. Еще на начальном этапе реформ из программы восточноевропейских телекомпаний была исключена трансляция передач советского телевидения. Многие сотрудники телерадиокомпаний были уволены еще в начале 1990-х гг. Начался бурный процесс развития коммерческого вещания, как эфирного, так и спутникового, кабельного. А государственные телеканалы были трансформированы в общественные (по образцу общественных вещательных корпораций Западной Европы). Однако этот переход был нелегким, ведь нужно было собирать с населения абонентскую плату (например, в Венгрии общественное вещание так и не стало окупаемым, в 2001 году долг составлял 100 млн.долларов США, поэтому в 2003 году в Венгрии вообще отказались от сбора абонентской платы и общественное вещание перешло на финансовую дотацию от государства, что лишило его независимости в редакционной политике).

- Как и на рынке периодики, в аудиовизуальном секторе СМИ Восточной Европы большую роль играют иностранные капиталы и технологии (например, созданная при решающем участии американских инвесторов коммерческая телекомпания TV NOVA потеснила в Чехии национальное общественное телевидение).

Таким образом, к концу ХХ века в восточноевропейских странах сформировалась новая система регулирования издательской и вещательной деятельности. Были приняты законы о СМИ, создавшие юридическую базу для функционирования печатной и электронной прессы в новых условиях. Были приняты новые кодексы профессиональной этики журналистов и СМИ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: