Особенности «Северной модели» СМИ




Скандинавские страны в своем развитии прошли во многом уникальный исторический путь. Журналистика этих государств тоже развивалась по-особенному. Во второй половине ХХ века был создан «Северный Совет» (1952 год), который координирует работу всех служб и социально-политических институтов, в том числе СМИ. Все это позволило в конечном итоге сформировать «Северную модель СМИ». Специфика этой модели выражается в следующем:

- информационная насыщенность стран, к концу ХХ века страны Северной Европы являлись одними из самых читающих в мире: на 1000 жителей Норвегии приходилось 600 экземпляров периодических изданий, в Исландии – 515 экземпляров, в Швеции – 483 экземпляра, в Финляндии – 473 экземпляра.

- СМИ занимают особое положение в общественно-политических системах стран, имеют непривычные взаимоотношения с двумя важнейшими силами общества – государством и рынком;

- «заповедные условия» существования политических изданий: правительство субсидирует газеты, которые уступают по тиражу лидерам, их называют «вторые газеты» и они не обязательно политические (первые субсидии были выделены в Швеции в 1969 году);

- нет абсолютной коммерциализации, все под контролем государства, вложения в СМИ наиболее стабильны, т.к. стабильно высокие тиражи (например, тираж «Хельсинки Саномат» равен тиражу всей ежедневной прессы Португалии);

- нет таблоидов, есть квалоиды – вечерние издания таблоидного формата без кричащих сенсаций, в которых соблюдается баланс развлечений и аналитики; в газетной прессе преобладают общественно-политические СМИ, связанные с политическими партиями, аудитория предпочитает местную печать;

- приоритет общественной модели телерадиовещания, даже коммерческие каналы в своей информационной политике придерживаются формата общественного ТВ; национальные рынки замкнуты, аудитория предпочитает местные документальные телепрограммы зарубежным сериалам.

На рынке печатной периодики стран Северной Европы доминируют следующие издания. В Швеции: «Экспрессен»(«Экспресс»), «Дагенс Ньюкхетер» («Ежедневные новости»), «Афтенбладет» («Вечерние листки»), «Свенцка Дагбладет» («Шведская ежедневная газета»). В Норвегии: «Верленс Ганг», «Афтенпостен» («Вечерняя почта»). В Финляндии: «Хельсингин Саномат» («Хельсинские известия». Воскресные газеты в Скандинавии появились только в 1990 году, т.к. еще в начале XX века журналистский профсоюз добился, чтобы журналисты не работали в субботу и воскресенье. Зато теперь в Швеции есть газеты, которые выходят 7 раз в неделю. В Швеции с 1995 года выходит бесплатная газета «Метро», окупившая себя за счет рекламы всего за два года.

Радиовещание развивается с 1920-х гг., а телевещание с 1950-х гг. Принципы общественного телерадиовещания в Северной Европе: универсальный доступ к СМИ; программная политика удовлетворяет интересы общин и меньшинств; главная задача – развитие национального самосознания; культурная и образовательная функции доминируют над развлекательной; отсутствие политической ангажированности телеканалов. Финансирование общественных телерадиоканалов осуществляется за счет абонентской платы, размеры которой устанавливаются парламентом, кроме этого выделяются субсидии и разрешена спонсорская помощь в ограниченном формате. Рекламы как таковой на телевидении нет, а реклама на радио разрешена с 1993 года. 50-60% контента создают сами каналы, причем большинство программ – документальные. В начале 1990-х гг. в Скандинавских странах появилось коммерческое спутниковое и кабельное телевещание, а также «коммунальное радио» (любое юридическое лицо, занятое некоммерческой благотворительной, политической, профсоюзной или религиозной деятельностью, может обратиться за разрешением вещать с определенных радиочастот).

В Северной Европе высокий уровень развития компьютерной техники и Интернета. В 1998 году Финляндия занимала первое место в мире по количеству подключений к Интернету, а в 2000 году 80% населения уже пользовались мобильными телефонами.

На территории стран Скандинавии действует несколько информационных агентств, крупнейшими являются: «Тиднингарнас телеграмбюро» (Швеция, 1865г.); Норвежское телеграфное бюро (1867г.), «Финское телеграфное бюро» (1887 г.). Основные медиаконцерны Северной Европы: Финансовая группа Валленбергов (Швеция), Концерн Бонньеров (Швеция), Концерн семьи Стенбеков (Швеция), Медиагруппа «Шибстед» (Норвегия), Концерн «Санома» (Финляндия), Медиакомпания «Эгмонт» (Дания), Акционерное общество «Арвакур» (Исландия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: