Развитие СМИ в Великобритании




Соблюдение норм свободы печати и ответственность за злоупотребление им регулируется общим законодательством Великобритании, прежде всего законы о клевете и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует «Кодекс практики». Существуют нормативные акты лишь относительно регулирования радиовещания, телевидения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 году. В 1965 году Парламент принял закон о монополиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тысяч экзмепляров, только с санкции министерства торговли и промышленности.

В Великобритании законы не только устанавливают пропорциональные нормы в отношении числа телевизионных станций, которые могут находиться в собственности одного финансового интереса, но и устанавливают пределы на сумму инвестиций, которые владельцы газет могут делать в телевизионные и частные радиокомпании.

Газеты могут пропагандировать любые политические взгляды по желанию их владельцев и редакторов. В то же время, законодательство в отношении, как общественных вещательных СМИ (ВВС), так и частных коммерческих телевизионных и радиокомпаний, устанавливает, что их программы должны быть политически нейтральными. При этом предоставление эфирного времени английскими СМИ для бесплатной политической рекламы – услуга обязательная. В то же время существует норма, запрещающая частным телевизионным компаниям брать плату за рекламу политических партий или других политических организаций.

Во второй половине ХХ века Великобритания имела наиболее развитую индустрию издательского дела в мире. Здесь выпускается более 200 ежедневных и воскресных газет, 1300 еженедельных и более 2000 местных газет. Пресса делится на два типа газет: широкополосные солидные газеты, такие как «The Guardian», освещающие текущие общественно-политические события и популярная «бульварная» пресса (таблоиды), специализирующаяся на скандальных историях. В последние годы, правда, многие серьезные издания, как «The Times» или «Independent», также были вынуждены перейти на формат таблоидов, сохранив при этом редакционную политику.

Весь печатный рынок Великобритании фактически поделен между несколькими собственниками. Вторую половину ХХ века часто связывают с деятельностью медиамагната Руперта Мэрдока, который купил или основал ряд изданий («Times», «Sun» (1964 г.), «Today» (1986г.), «News of World»), в которых была сделана ставка на сенсационность и агрессивную подачу материала. В итоге Р. Мэрдок создал в Великобритании медиаконцерн «News International», который является структурным подразделением его транснациональной корпорации «News Corp.»

Во времена «тэтчеровской революции» (1979-1990 гг.) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – «Дейли стар» (1978 г.), «Тудей» (1986 г.), «Индепендент» (1986 г.), спортивные «Дейли спорт» (1986 г.), воскресные «Санди спорт» (1986 г.), «Мейл он санди» (1982 г.), «Индепендент он санди» (1990 г.) и др. Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались.

Региональные издания, в отличие от национальных, помещают на своих страницах локальные новости, предоставляют газетную площадь местным рекламодателям. Тираж большинства не превышает 200 тысяч экземпляров. Региональную печать Британии отличает стабильность в экономическом положении. Основа стабильности – это устойчивые многолетние связи с рекламодателями и постоянный круг читателей.

Экономический спад 1990-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений. В этот период достигла кульминации «битва за цвет», т.е. максимальное внедрение цветной печати в оформление газет. Даже в «Таймс» начали появляться рекламные объявления, выполненные в цвете, лишь редакция «Гардиан» воздержалась от гонки: «реноме серьезной газеты утверждается не цветными картинками». Другим способом привлечения читательской аудитории стала «война цен», которую в 1993 году развязал Р.Мэрдок, снизив на треть цену за номер «Таймс». В результате «Индепендент» ушла с молотка. В 1994 году Р. Мэрдок вновь снизил цену на «Таймс» еще на треть, а тариф на публикацию рекламы увеличил на 15%. В результате тираж «Дейли Телеграф» упал ниже 1 миллиона экземпляров и, чтобы не растерять рекламодателей, владелец был вынужден снизить стоимость номера сразу на 40%. Так был разрушен рынок серьезной прессы в Британии.

Таким образом, сегодня английский рынок характеризуется предельной насыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только «передел» читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции.

Во второй половине ХХ века меняется представление о фигуре главного редактора. Как говорил главный редактор «Financial Times» Ф. Бэрлоу: «Давно уже ушли в прошлое добрые старые времена, когда от главного редактора требовались лишь творческая жилка и обходительность. Теперь от них требуется выступать в роли изворотливого менеджера-финансиста, держащего в поле зрения проблемы издержек и маркетинга. И все же хороший газетный продукт начинается с хорошего редактора и заканчивается им».

Развитие телевидения и радиовещания в Британии в первую очередь связано с развитием общественной компании «ВВС», созданной в 1922 году. ВВС является эталоном общественного вещания. Сегодня – это крупнейшая корпорация, в которую входят несколько телеканалов и радиовещание, работающие как на местный рынок, так и на зарубежную аудиторию. ВВС монопольно владела рынком вещания (как радио, так и телевидения) до 1950-х годов. Постепенно нарастало давление политических и коммерческих структур, и в результате в 1954 году появилось независимое (коммерческое) телевидение ITV, финансируемое рекламой и находящееся под наблюдением Независимой Вещательной Организации (Independent Broadcasting Authority (IBA)).

В 1971 году парламент принял закон, по которому была отменена монополия ВВС и на радиовещание: было позволено создавать независимые местные радиостанции по всей стране, финансирующиеся рекламодателями. В 1990 году был принят Акт о вещании, который предусматривал создание трех новых коммерческих национальных радиостанций, после чего началась бурная коммерциализация этой отрасли.

Спутниковое телевидение в Великобритании было доступно с 1989 года. Самая крупная компания, предоставляющая услуги спутникового телевидения – BskyB («British Sky Broadcasting»), ее владельцем является Руперт Мэрдок. Она предлагает 15 каналов (новостные, спортивные и развлекательные).

11 июня 1998 года ВВС первой в Британии и во всем мире перешла на цифровое вещание. Однако в проигрыше остались телезрители, которые за переход на цифровое вещание и все большее количество цифровых подписных программ был вынуждены все больше и больше платить. Вещатели в оправдание заявляли, что новая цифровая система улучшает качество изображения. Но большинство телезрителей (по данным опросов) и так были довольны качеством.

Информационное агентство «Рейтер», в связи с развитием интернет-технологий, потеряло лидерство в передаче международных новостей и сфокусировалось на финансовых и биржевых сводках (продажа именно этой информации составляет большую часть доходов агентства). В 2006 году «Рейтер» был продан канадской медиакомпании «Томпсон» и появился новый транснациональный медиаконцерн «Томпсон-Рейтер».

 

СМИ Франции в 1945-2000гг.

Во Франции во второй половине ХХ века наблюдается постепенная деградация рынка ежедневной прессы. «Золотой век» французской журналистики закончился с I Мировой войной. Среди особенностей периодической печати можно назвать следующие: скрытая или явная поддержка определенных политических взглядов и концентрация печати вокруг крупных медиа-групп. Наиболее крупные медиаконцерны Франции:

Группа АШЕТТ, образованная в 1826 году Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США и Восточной Европы. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии. Ведущие издания: популярные журналы «Эль» и «Телесет», национальные газеты «Жур» и «Эко Репюбликен».

Группа Робера ЭРСАНА, основана в 1950 году, владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей (в первую очередь это массовая, развлекательная пресса – газета «Паризьен», приложение к ней «Ожурдюи», спортивное издание «Экип» и др.

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС, основано в 1873 году, занимается выпуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы являются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум».

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы – парижской и провинциальной, в частности столичной качественной газеты «Монд».

Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 года французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тысяч экземпляров, распространение – 150 тысяч экземпляров, а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь и распространение за границей.

С первых дней существования радиовещания, а затем и телевидения во Франции, правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1945 году правительство определило электронные СМИ как официальный рупор своей политики, всецело подчинив эфир своему контролю. Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала,что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным.

Выходом из этой ситуации стало появление так называемых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств. Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: «Радио Монте-Карло» (РМК), «Эроп-1», «Радио-Телевизьон-Люксембург» (РТЛ), «Радио-Андорра», «Сюд-Радио». Только с 1982 года были даны первые официальные разрешения частным радиостанциям на вещание, а с 1984 года им стало позволено передавать в эфире рекламные объявления.

В 1974 году государственное телерадиовещание было структурно упорядочено. Были созданы 7 компаний, четыре из них – это общества, занимающиеся распространением передач: 3 телеканала («Телевизьон Франсез-1» (ТФ-1), «Антенн-2» (А-2), «Франс-Режьон-3» (ФР-3)) и «Радио-Франс». Другие три компании были созданы для обслуживания первых: «Теледиффюзьон де Франс» (ТДФ) - обслуживание технических инфраструктур и осуществление вещания; «Сосьете Франсез де Продюксьон» (СФП) - непосредственное производство телепередач; «Национальный институт аудиовизуальных средств» - исследование радио и телевидения.

В 1984 году появилось и первый коммерческий телеканал «Каналь Плюс», владельцами которого стали француз Жером Сеиду и итальянский магнат Сильвио Берлускони. 30 сентября 1986 года был принят Закон Французской Республики о свободе вещания. В результате 1986 год стал временем активной коммерциализации телевидения. Появились новые частные программы: Пятая программа (ТВ-5) и Шестая «Метрополъ-6» (М-6), а государственный телеканал ТФ-1 был приватизирован.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 1980-х годов стал доминировать частный сектор.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 года ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным телеканалом более 30 млн. человек или эфирным – более 4 млн. человек. Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения.

Кроме этого, во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ, иначе им грозят огромные штрафы. С одной стороны, это хорошо для национального рынка Франции, но с другой стороны – это тормозит развитие кабельного и спутникового телевещания: зарубежные программы гораздо дешевле.

Таким образом, французское вещание отличает высокий эстетический уровень и жанровое разнообразие программ, забота о национальной культуре и французском языке. К началу XXI века радио и телевидение Франции сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ.

Крупнейшее информационное агентство Франции – «Франс Пресс» Agence France-Presse»), было основано в 1944 году на базе старейшего в мире информагентства «Гавас». «Франс Пресс» является государственным агентством, финансируемым за счет бюджета, поэтому в своей информационной политике оно придерживается официальной точки зрения. Одним из независимых и молодых информационных агентств Франции можно назвать «Франс 24» (первоначально это был коммерческий телеканал, в дальнейшем он расширил сферу своей деятельности).

Отдельно стоит рассказать о европейском ежедневном круглосуточном информационном телеканале «Euronews» («Новости Европы»), основанном в 1992 году как альтернатива американскому CNN. Штаб-квартира «Евроньюс» расположена во Франции. Несмотря на относительно небольшой годовой бюджет канала (50 млн. евро, против 650 млн. долларов США у CNN), Euronews в 2009 году охватывал более 294 миллионов домовладений в 150 странах мира. К 2013 году вещание осуществлялось уже на 13 языках. Euronews является акционерным обществом, почти 17% акций принадлежит ВГТРК («Всероссийской государственной телерадиокомпании»).

«Евроньюс» - это уникальное телевизионное явление, поскольку на канале обычно не присутствуют телеведущие в студии. Подавляющее количество материалов идет в закадровом звуковом сопровождении. На один и тот же видеоряд каждая редакция «Евроньюс» начитывает свой авторский текст (т.е. русская, испанская версия не являются переводом с английского оригинала). В этом заключается одна из особенностей телеканала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: