Развитие латиноамериканских СМИ




Страны Латинской Америки стремятся сохранить самобытность своей культуры: общее колониальное прошлое объединяет эти страны. Общее проявляется также и в их нынешней экономической зависимости от могущественного северного соседа – США. Более половины капиталовложений этой страны в развивающемся мире было размещено во второй половине ХХ века именно в Латинской Америке. Именно отсюда Соединенные Штаты получают до 70% необходимого им стратегического сырья. Таким образом, страны Южной Америки находятся в определенной экономической, психологической и даже информационной зависимости от США. Неудивительно, что в этих государствах сильны позиции иностранного (американского) капитала, в т.ч. и в медиасфере. В 1960-е гг. пресса Латинской Америки была направлена против «буржуазного влияния» США, однако со сменой политических режимов менялась и риторика СМИ. Одна из важных особенностей латиноамериканской журналистики состоит в том, что она является прямым путем в политику (многие известные в прошлом публицисты занимают влиятельные государственные посты). Специфику латиноамериканских СМИ рассмотрим на примере четырех стран: Бразилия, Аргентина, Мексика и Куба.

В Бразилии 90 процентов всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести медиаобъединений. Ведущие газеты – «Глобу» («О Globo» - «Земной шар», 1925 год); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 год); «Эстадуди Сан-Паулу» («Estado de Sao Paulo» - «Штат Сан-Паулу», 1875 год).

В Аргентине во второй половине ХХ века была Широко развита периодическая печать (выходило более 250 ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности). Наиболее известными являются издания: «Кларин» («Clarin» - «Горнист», 1945 год) и «Насьон» («La Nacion» - «Нация», 1870 год).

В Мексике наиболее популярными являются следующие газеты: «Универсаль» («El Universal», 1916 год), «Эсто» («Это», спортивная газета, 1941 год), «Уно мас уно» («Один плюс один», 1977 год).

Средства массовой информации на Кубе находятся под жестким контролем властей. Журналисты обязаны строго соблюдать законы, запрещающие антиправительственную пропаганду и оскорбление официальных лиц. Нарушители караются тюремным заключением сроком до трех лет. Зарубежные информагентства могут брать на работу местных журналистов только через правительственные учреждения. Газета «Гранма», основанная в 1965году является официальным органом компартии Кубы, имеет онлайн-версии на пяти языках. Кроме этого выходят издания «Юный революционер» (1965 год), «Богема» (1908 год), «Истоки» (1944 год). Во второй половине ХХ века во многих печатных изданиях существовала отдельная рубрика – «Reflexiones de Fidel» («Размышления Фиделя Кастро»). Фидель Кастро передал власть своему брату Раулю в 2008 году, после этого в стране немного смягчилось давление властей.

Мексика первая из латиноамериканских стран начала телевещание в конце 1940-х гг. Многие телепрограммы транслируются из США, но большинство — мексиканского производства. В Мексике действуют более 60 телестанций, из них только 11 бесплатных телеканалов. К концу ХХ века в Мексике работало свыше 700 радиостанций (например, «Радио кадена насьональ» и «Радио програмас де Мехико»).

Бразильское телевидение появилось в Рио-де-Жанейро в 1950 году, когда американская компания построила первую телестанцию, а начиная с марта 1951 года в городе стали работать 12 телевизионных каналов. Крупнейшие в Латинской Америки телекомпании расположены в Бразилии: «Globo» и «Telemundo» («Телемундо» - «Теле-мир»). «Глобо» - это частная телекомпания, основана в 1970 году, она сделала свои теленовеллы предметом бразильского экспорта в 50 стран мира (наиболее известные: «Рабыня Изаура», «Земля любви», «Клон»). В настоящее время в Бразили действуют 146 телестанций (более 100 расположены в столице) и около 2 тысяч частных радиостанций (притом, что только несколько радиостанций принадлежит государству и католической церкви).

В Аргентине насчитывается более 70 государственных и частных радиостанций. Крупнейшие радиостанции в Буэнос-Айресе: «Радио насьональ», «Радио Бельграно», «Радио эль мундо». В начале 50-х гг. в стране стала развиваться телевизионная сеть, к 1969 году в Аргентине действовало 10 телевизионных центров. Доминирующими являются коммерческие телесети, которые принадлежат крупнейшим медиагруппам страны («Группо Телефе» и «Группо Кларин»). Общественное вещание не сыграло существенной роли в развитии радио и телевидения. А по уровню распространения кабельного телевидения Аргентина занимает одно из первых мест в мире.

Конституция Кубы запрещает частным лицам владеть электронными СМИ, поэтому телерадиовещание является государственной монополией. Вещание осуществляет телерадиокомпания «Теле-Ребельде». В 1986 году в Гаване был основан международный телеканал «Кубавизьон», работающий как на внутренний рынок, так и на зарубежный. Кроме «Кубавизьон» действует иновещательная радиокомпания «Гавана - Куба». Во второй половине ХХ века США вели вещание на Кубу посредством «Радио-ТВ Марти» с целью предоставлениякубинцам «объективных и неподцензурных» новостей. Получать сигнал «Радио-ТВ Марти» на Кубе можно только с помощью нелегального спутникового оборудования.

Что касается информационных агентств латиноамериканских стран, то ведущим является «Пренса Латина» (Куба), кроме него в Бразилии действует «Правительственное информационное агентство», в Аргентине крупнейшим является коммерческое информагентство «Диарос и нотисиас», принадлежащее медиакорпорации «Группо Кларин». А в Мексике действуют и государственные («Нотимекс») и частные («Амекс») информационные агентства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: