Многие социологи, политологи, культурологи и теоретики масс-медиа обсуждают проблемы взаимного влияния «медиа» и «социума».
XXI век – это век «распада масс». СМИ потеряли «массовую аудиторию», произошла ее фрагментация, поэтому современные медиа ориентируются на узкую целевую аудиторию. Диверсификация и специализация СМИ в конечном итоге может дойти до своего апофеоза, когда каждый представитель аудитории будет потреблять уникальный контент, сделанный специально для него и по его заказу.
Стандартизация информационной повестки дня ведет к стандартизации мышления и поведения целых стран и народов! Нивелирование национальных особенностей – это технократическая утопия или реальность завтрашнего дня? Кроме этого, никто не подвергает сомнению манипулятивные возможности медиа. Современные информационные войны имеют для массового сознания гораздо более серьезные последствия, нежели войны реальные. Кто выиграл информационную войну, тот выиграл и в реальной войне. За рубежом и в России написаны десятки монографий и учебников о манипуляции, информационных войнах, видах информационного оружия. Но существуют ли методы защиты аудитории, можно ли научить аудиторию противостоять манипуляции Медиа?!
Существует гуманистическая концепция будущего, в которой журналистика превратит социум в «общество знания». «Общество знаний» должно базироваться на гуманистических, демократических ценностях и способно обеспечить социальные гарантии всеобщности образования, духовного развития граждан. Для этого за рубежом развивается относительно новое направление образования – Медиаобразование. Цель медиаобразования – критическое, осмысленное восприятие медиа с детства. Информация имеет мало ценности, если она не преобразуется в знание. Медиаобразование – это способность аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Целый раздел педагогики и культурно-просветительской деятельности посвящен развитию адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности СМИ. Медиаобразование в Великобритании, Канаде, Франции и США – это часть школьного и вузовского образования по любой специальности. Второе направление – это развитие медиакритики – оценки готовых медиапродуктов, деятельности СМИ в целом, как со стороны профессионалов, так и со стороны рядовых граждан. Развивается это направление в сети Интернет.
|
Современное общество просто не сможет функционировать и развиваться без СМИ. Журналистика оказывает все возрастающее влияние на судьбы человечества, поэтому очень важно, чтобы ее дальнейшее развитие происходило на принципах гуманизма, демократии, уважения и сохранения культурного многообразия народов мира.
Список первоисточников
1. Аугштайн Р. «Коммунисты и остальные немцы»; «Лекс Шпрингер» // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М., 2008. С. 175-182.
2. Бабеф Г. Публикации из «Газеты свободы печати» // Сочинения в 4 т. - Т. 4. - М., 1975.
3. Бальзак О. Монография о парижской прессе (фрагменты) // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М., 2007. С. 382-405.
4. Бернстли К., Вудворд Б. Серия статей (Уотергейтский скандал) // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М., 2008. С. 85-121.
|
5. Нелли Блай (Элизабет Кокрейн) Вокруг света за 72 дня // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 159-171.
6. Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М., 2008. С. 63-68.
7. Гейне Г. Лютеция (фрагменты) // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М., 2007. С.380-381.
8. Дефо Д. «Гимн позорному столбу», «Кратчайший способ разделаться с диссидентами» // Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Т.2., 2003.
9. Журналистика войны во Вьетнаме // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 56-59.
10. Золя Э. Письмо Франции // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 17-26.
11. Золя Э. Я обвиняю // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М.: Аспект Пресс, 2007. С.405-417.
12. Капоте Т. Хладнокровное убийство // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С.60-62.
13. Кинг М.Л. «У меня есть мечта», «Я был на вершине» // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С.43-55.
14. Лесан М. Большой развод // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 193-197.
15. Лильберн Д. «Новые цепи Англии» // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М., 2007. С.76-87.
16. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 44-68.
17. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 68-120.
|
18. Мильтон Д. О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика) // История печати. Антология. Т.1. М., 2001.
19. Михник А. Возрожденная независимость и бесы бархатной революции // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 201-213.
20. Наполеон I. Избранные произведения. М., 1956.
21. Ричард Никсон – Джон Кеннеди. Первые теледебаты. 26.09.1960г. // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 17-42.
22. Оруэлл Дж. (Эрик Артур Блэр) Памяти Каталонии // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 351-361.
23. Пейн Т. Здравый смысл // Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/56068/
24. Пресса о принцессе Диане // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 146-174.
25. Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С.173-233.
26. Робеспьер М. О свободе печати // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие: Статьи и речи. - М., 1977.
27. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М., 2007. С.127-143.
28. Свифт Д. «Письма суконщика», «Скромное предложение», «Битва книг», «Сказка бочки» // Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Т.2., 2003.
29. Стеффенс Л. Висконсин: Возвращение представителя правительства // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 133-159.
30. Тарле Е. Жан-Поль Марат, Друг народа // Режим доступа: https://larevolution.ru/Tarle_Marat.html
31. Твен М. Журналистика в Теннеси // Режим доступа: https://www.libtxt.ru/chitat/tven_mark/31182-zhurnalistika_v_tennessi.html
32. Токвиль А. Демократия в Америке // Трыков В.П. История зарубежной журналистики. М., 2007. С. 267-274.
33. Томпсон Х. С. Ангелы ада // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С.69-75.
34. Уинстенли Д. «Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» // Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Т.2., 2003.
35. Уэллс Г. Россия во мгле // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 233 – 284.
36. Франклин Б. Путь к изобилию // Режим доступа: https://marsexx.ru/fr4.html
37. Франклин Б. О работорговле // Режим доступа: https://www.tinlib.ru/istorija/yunost_nauki_zhizn_i_idei_myslitelei_yekonomistov_do_marksa/p9.php
38. Фучик Ю. Репортаж с петлей на шее. // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 363-396.
39. Шмидт Г. Нам необходимо мужество // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2008. С.186-192.
40. Энгельс Ф. Маркс и «Neue Rheinische Zeitung» // История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2007. С.120-130.
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение проблематики данного курса предполагает глубокое знакомство студентов с историей и современной практикой функционирования зарубежных средств массовой информации. Требуется изучение основных предпосылок зарождения журналистики как специфического вида деятельности и как социального института, основных этапов развития журналистского творчества за рубежом, анализ выдающихся журналистских и публицистических произведений, написанных зарубежными авторами.
Некоторые темы учебной дисциплины «История зарубежной журналистики», которая изучается на протяжении трех учебных семестров, даны подробно, другие темы лишь вводят студентов в проблематику вопроса, дается общая характеристика, так как эти проблемы будут рассматриваться подробно в следующих учебных курсах, таких как «Техника и технология СМИ», «Интернет-журналистика», «История отечественной журналистики», «Современные медиасистемы» и т.д.
Переход к кредитной технологии обучения требует кардинального изменения подходов в организации учебного процесса в вузе, при этом особое значение в этих условиях приобретает самостоятельная работа студентов, которая становится не просто важной формой образовательного процесса, а является его основной составляющей. С целью повышения эффективности этой работы и для оценки качества деятельности обучающегося используется модульно-рейтинговая система оценки.
Студент, изучающий курс «История зарубежной журналистики», должен понимать, что на лекциях и практических занятиях он получит лишь базовые знания и некоторые навыки исследования практики функционирования современных СМИ. Поэтому основное значение придается самостоятельной работе студентов в процессе подготовки к практическим занятиям, анализу журналистского и публицистического творчества зарубежных журналистов, систематизации и накоплению материалов в ходе внеаудиторной исследовательской работы.
Изучение курса в первом учебном семестре заканчивается сдачей зачета, во втором и третьем семестре – экзамена. Для получения положительной оценки необходимо, чтобы студент продемонстрировал следующие знания, умения и навыки.
Знать: основные этапы становления и характерные черты развития периодической печати и электронных СМИ в зарубежных странах; национальное своеобразие и традиции журналистики в той или иной стране.
Уметь: сопоставлять национальные модели функционирования СМИ в разных странах; выявлять исторические закономерности в современном состоянии и деятельности зарубежных СМИ; анализировать тенденции развития медиасферы общества, учитывая историческую эволюцию журналистики.
Владеть: навыками использования приемов, выработанных зарубежными СМИ в процессе их исторического развития, для создания авторских журналистских материалов.
Итоговая оценка за семестр включает в себя оценки обучающегося в различных видах деятельности в течение семестра и за ответ на зачете (экзамене). Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: посещение лекционных занятий, активная работа на практических занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий, написание рефератов и эссе, написание контрольных и тестовых работ, ответ по вопросам на зачете (экзамене). Таким образом, создаются условия, способствующие активному участию студентов в учебном процессе, формированию навыков самостоятельной работы, повышению проявления интереса к дисциплине, заинтересованности в выполнении всех заданий, систематической работе в течение всего семестра.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы по направлению 031 300.62 – Журналистика. Учебная дисциплина «История зарубежной журналистики» относится к Профессиональному циклу Б1.Б15, базовой (общепрофессиональной) части, историко-профессиональный модуль. Компетенции, формируемые данной дисциплиной, необходимы для развития знаний, умений и навыков по следующим учебным курсам: «История отечественной журналистики», «Зарубежные информационные агентства», «Основы журналистской деятельности», «Профессиональная этика», «Современные зарубежные медиасистемы». Вопросы по данной дисциплине включены в программу итоговой государственной аттестации.