Глобализация медийного пространства




В XXI веке журналистика, спустя четыреста лет после появления первых печатных газет трансформировалась в мощнейшую силу, трансформирующую и даже конструирующую социум. Перед современным массово-коммуникационным обществом встала в качестве актуальной проблема различения и отделения виртуальной картины мира, создаваемой средствами массовой коммуникации, и реальными социальными и культурными процессами, происходящими в объективной реальности.

Глобализация СМИ: слияние медиа-империй, скупка большого количества местных газет в разных странах, появление транснациональных мегамедиаконцернов, активная скупка их акций и рост их котировок. Современные СМИ усиливают свою многопрофильность, владельцы медиаконцернов вовлекают в свой бизнес «побочные» источники получения дохода: киноиндустрия, спорт, туризм, развлечения и т.д.

Медиаконвергенция – стала трендом XXI века. Появление мультимедийной журналистики, универсальных журналистов, способных производить медийный продукт для разных коммуникационных платформ (печать, интернет, радио, ТВ, социальные сети) ставят новые задачи перед журналистским сообществом и перед университетами, которые занимаются подготовкой журналистских кадров.

Происходит усиление интернетизации газет и сетевого предпринимательства СМИ, интерактивных форм диалога с аудиторией. Появляются новые альтернативные сетевые медиа – конкуренты традиционным СМИ. Отдельного упоминания заслуживает так называемая «гражданская журналистика», в которую за рубежом вовлекается все больше людей, далеких от профессии журналиста. В США существуют целые сообщества «гражданских журналистов», которые производят и выкладывают в сеть весьма качественный журналисткий продукт.

С конца ХХ века активно развивается новая «персональная журналистика». В медиаконтенте увеличивается удельный вес анализа, комментария и прогноза. Колумнистика – следующий этап развития публицистического эссеистского творчества журналистов. На радио и ТВ растет количество авторских программ.

В начале XXI века закончился период теленовостей. В интернете – быстрее и то, что нужно. Это лучше, чем ждать время выпуска программы и интересующую новость. Чтобы как-то выжить новости стали развлекательными занимательными «историями»: наряду с сообщением о войне, может пойти информация о разводе звезды шоу-бизнеса. Инфотеймент и треш – тренды современной медиаиндустрии.

Особенность современной медийной карты мира в том, что мир стал «меньше» и «опаснее». После окончания холодной войны международнаяжурналистика впала в состояние кризиса: уменьшилось количество корпунктов во многих медийных организациях в зарубежных странах, в СМИ начала использоваться зарубежная информация, полученная из вторичных источников, уменьшились объемы разделов и рубрик международной жизни в газетах, ТВ и радио – вплоть до полного исчезновения. Если в США в 1970-е гг. 45% эфирного времени новостных программ посвящалось событиям международной жизни, то в 2000-х гг. только 15,5%! Стереотипное освещение зарубежных стран – еще одна проблема.

Изменилась и сетка вещания. В 1990-е гг. в СМИ США количество криминальных новостей увеличилось в 7 раза, а преступность существенно сократилась. В фокусе внимания современных зарубежных журналистов преступность, катастрофы, жизнь знаменитостей, природные аномалии, криминальные истории и судебные процессы. Это занимает более 50% всего эфирного времени! Около 20% посвящено спортивным событиям, а на социальные вопросы, проблемы образования, политику и деловую жизнь приходится всего 30%!Результат такой информационной политики очевиден – происходитподавление познавательной активности и интеллектуального кругозора аудитории.

На рынке печатной периодики также происходят большие перемены: сокращаются тиражи ежедневных газет, многие закрываются или переходят на Интернет-платформу. Все деловая и оперативная информация размещается on-line, и поэтому у аудитории нет мотивации купить свежий номер газеты. Однако говорить о том, что «газеты умрут», неправомерно. С появлением кинематографа все предрекали скорую «смерть» театра, но ведь этого не произошло! Печатные газеты должны найти свою нишу, своего читателя и кардинально перестроиться в новых условиях. В конце ХХ века за рубежом исследовали феномен «бесплатных газет». Бюджет газет США в 1990-е годы в среднем на 80% формировался за счет финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу (эта часть бюджета полностью покрывала только расходы по доставке тиража газет читателям). В Германии это соотношение было 70% на 30%. Концепция бесплатной газеты была разработана и осуществлена в Швеции. В 1995 году в Стокгольме начала распространяться газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения во время поездок в городском транспорте, а потому содержащая набор кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными объявлениями. Издание быстро стало популярным, была доказана экономическая эффективность концепции ежедневной бесплатной газеты. Вскоре газеты – типологические аналоги «Metro» – получили распространение в крупных городах Швеции и соседних с ней странах, в других регионах мира. Характерно, что некоторые из них имеют название «20 минут» (например, парижская бесплатная ежедневная газета):такова средняя расчетная продолжительность их прочтения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: