Тенденции развития арабской журналистики (страны Северной Африки и Ближнего Востока)




В своем развитии арабские средства массовой информации прошли долгий и плодотворный путь: от непритязательных газетных листков к высокотехнологичным спутниковым каналам, от изданий местечкового характера к масс-медиа с аудиторией, исчисляемой миллионами, от трансляции государственной пропаганды к независимому освещению событий.

Арабские СМИ совершили прорыв не только в области технологии, но и в области идеологии, включившись в мировые политические процессы и став фактором демократизации ближневосточного региона во второй половине ХХ века. Еще в 1965 году была создана Федерация арабских информационных агентств – FANA, объединившая информагентства 14 арабских стран. С трансформацией средств массовой информации произошла и трансформация их аудитории в возрастном, классовом и идеологическом разрезах.

Специфика послевоенной арабской прессы обусловлена рядом факторов: экономическим (разрыв между богатыми и бедными арабскими странами, чье благополучие зависит от продажи энергоресурсов); политическим (стратегически важное расположение государств на политической карте мира, многочисленные террористические и экстремистские организации, высокий уровень милитаризованности региона, затяжной арабо-израильский конфликт, неразрешимые противоречия между отдельными странами, борьба за лидерство и сепаратистские тенденции); культурологическим (ислам как основная религия, фундаментальная доктрина, идеология и законодательная база). Все это обуславливает специфику исламских СМИ, которые не только освещают события в своей стране и мире, но и следят за нравственностью и моральными устоями общества, исполняя роль общественного цензора.

Арабские печатные СМИ могут быть поделены условно на три основные категории: 1) государственные или полуофициальные, 2) газеты, издаваемые политическими организациями; 3) частные, немногие из которых могут считаться независимыми в редакторской политике, поскольку зачастую принадлежат состоятельным лицам с политическими амбициями и стремлением к расширению своего влияния. Такое разделение обусловлено особенностями исторического развития арабской прессы.

В 80-е годы правительства арабских стран (особенно Саудовская Аравия, Ливия и Ирак) стали уделять больше внимания привлечению на свою сторону журналистов печатных изданий для создания благоприятного имиджа своих государств у иностранных партнеров, что не могло не способствовать повышению качественного уровня арабской журналистики.

Газеты почти всех арабских нефтедобывающих стран (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) находятся под правительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.Например, главная функция СМИ Саудовской Аравии – пропаганда идей незыблемости существующего строя, исламской солидарности и верности королю и исламу, а в отличие от других арабских стран (Египет, Сирия) саудовская печать практически не играет никакой роли в формировании общественного мнения страны и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах, зато во многих изданиях существуют рубрики «Помощь братьям арабам» (публикуются материалы о выкупе многочисленных заключенных из исламской террористической организации «Аль-каида», захваченных американскими подразделениями) и «За чистоту ислама» (публикации о нарушителях норм шариата и их наказании). А в Египте, более светском государстве, наоборот, после событий 11 сентября 2001 года во многих газетах и журналах появились рубрики, посвященные борьбе с терроризмом. В Объединенных Арабских Эмиратах (государстве, возникшем на карте мира только в 1971 году) пресса не явилась результатом межпартийной или межрелигиозной борьбы, она была искусственно создана и стала одним из факторов становления федеративного государства ОАЭ со всеми его современными ценностями, способствовала утверждению органов исполнительной и законодательной власти и появлению ограниченных форм выражения свободы слова и мнений. В первые годы существования ОАЭ газеты и журналы распространялись в основном бесплатно.

Основные печатные издания исламского мира: «Аль-Ахрам» («Пирамиды», 1875 г., Египет); «Аль-Ахали» («Люди», 1978 г., Египет), «Аль-Ахбар» («Новости», 1944 г., Египет), «Умм аль-Кура» («Мать городов», 1924 г., Саудовская Аравия), «Аль-Иттихад» («Союз», ОАЭ), «Аль-Баян» («Декларация», ОАЭ), «Аль-Вахда» («Единство», ОАЭ).

Радиовещание в большинстве стран арабского мира несло и несёт в себе одну функцию – государственной пропаганды.Радиостанции контролируются либо напрямую Министерством информации (как в Сирии и Саудовской Аравии), либо другими объединениями подобного плана (Египетский радиовещательный и телевизионный союз, Палестинская телевизионная корпорация и т. п.).

Телевещание появилось в большинстве стран в 60-е гг. XX века, за исключением Сирии (с 1970 года) и Палестинской автономии (с 1994 года). В большинстве случаев телевидение контролировалось теми же государственными органами, что и радиостанции. Единственное исключение – Ливан, в котором первые телевизионные каналы («Ливанская телевизионная компания» и «Ливанская телекомпания Ливана и Ближнего Востока») принадлежали частным лицам, однако они полностью поддерживались государством.

Новая эра телевещания в арабском мире связана со спутниковыми телеканалами. Главная цель организации собственного спутникового вещания состояла в том, чтобы противодействовать тотальной глобализации, осуществляемой гигантскими медиаконгломератами Запада. В 1985 году вступила в действие система, состоящая из четырех коммуникационных спутников, принадлежащих Arabsat. В том же месяце через систему спутников Arabsat был начат межарабский обмен телевизионными программами. Arabsat создавался как передовая коммуникационная система, обеспечивающая непосредственное телевизионное вещание. Сигнал со спутников Arabsat распространяется на огромные территории в Средиземноморье, Азии, Европе, Африке и за пределами этих континентов.

Двумя наиболее известными арабскими спутниковыми каналами являются «Аль-Джазира» (1996г., штаб-квартира в Катаре) и «Аль-Арабия» (2003 г., штаб-квартира в ОАЭ). Их появление не позволило Соединенным Штатам с блеском выиграть информационную войну в Ираке, а на Ближнем Востоке появились компании, равные BBC и CNN по степени влияния и распространения по миру. Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. единственной системой СМИ, оказавшейся способной противостоять натиску американской (западной) пропаганды, стали арабские телеканалы. В настоящее время арабский рынок средств массовой информации является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире в силу следующих факторов: наличия экономического потенциала, способности рынка инвестировать в средства массовой информации, а также политической воли и социальной заинтересованности в активизации прессы и электронных СМИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: