Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах.
Задачи освоения дисциплины:
- проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества;
- раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды;
- выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры;
- продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки;
- познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение «Истории зарубежной журналистики» направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций:
ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-6 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-7 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-1 – способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности;
ОПК-2 – способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа;
ОПК-5 – способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности;
ОПК-12 – способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы;
ПК-2 – способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные этапы становления и характерные черты развития периодической печати и электронных СМИ в зарубежных странах; национальное своеобразие и традиции журналистики в той или иной стране.
Уметь: сопоставлять национальные модели функционирования СМИ в разных странах; выявлять исторические закономерности в современном состоянии и деятельности зарубежных СМИ; анализировать тенденции развития медиасферы общества, учитывая историческую эволюцию журналистики.
Владеть: навыками использования приемов, выработанных зарубежными СМИ в процессе их исторического развития, для создания авторских журналистских материалов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
№1 | №2 | №3 | ||||
часов | часов | часов | ||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Лекции (Л) | ||||||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Реферат | ||||||
Внеаудиторное чтение | ||||||
Индивидуальные домашние задания | ||||||
СРС в период промежуточной и итоговой аттестации | ||||||
Вид промежуточной аттестации | зачет (3), зачет с оценкой (30) | З | ||||
экзамен (Э) | Э | Э | ||||
ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | |||||
зач.ед. | ||||||