Билеты Дубль 1
Вопрос 1. Предмет философии.
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Впервые употребил Пифагор Самосский. Он сказал: «Я не софус, я лишь философус», что означает «я не мудрец, а лишь любомудрый». Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Философию можно определить, как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.
В состав философии входят:
• Теоретическая философия (систематическая философия)
• Социальная философия – философия об обществе (Как возникло? Что является ячейкой? Учение об идеальном государстве)
• Антропология – философия о человеке (Что отличает человеческое бытие? Что является главной человеческой ценностью? О душе)
• Этика – учение о нравственности
• Эстетика – учение о чувственном восприятии, о красоте и прекрасном
• История философии или историософия (Почему происходят события? Существует ли логика истории? Циклично/Линейно/Веерообразно ли развивается история?)
|
Основными частями теоретической философии выступают:
• Онтология — учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. (Что первично: бытие или сознание? Материализм/идеализм (объективный – существует объективное божественное сознание, которое порождает мир (Платон); в конце 17 века солипсизм (субъективный идеализм) – мир является порождением моего субъективного познания / дуализм (2 субстанции появляются одновременно (Рене Декарт))…..Какова причина мира? Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала (Фалес – все из воды).
• Гносеология (Эпистемология) – гнозис («знание»), эпистема («точное научное знание»), следовательно, гносеология - это учение о познании. (Познаваем ли мир? Гносеологический оптимизм/Агностицизм/Скептицизм…Концепции истины: корреспондентская (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности
• Диалектика — учение о развитии
• Аксиология (теория ценностей) В чем ценность человеческой жизни?
• Герменевтика (теорию понимания и толкования знаний).
Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа.
Вопрос 2. Предфилософия Древней Греции. Мифология и философия
Существует три основных взгляда на происхождение философии в Древней Греции:
1) Мифогенная концепция – космогония (происхождение мира) в философии произошел из древнегреческой мифологии, так как боги из мифов символизируют природные начала
|
2) Гносеогенна концепция происхождения философии – философия как и мифология появляется из протознания.
3) Гносеомифогенная концепция – в мифологии мы встречаемся с метафизическими вопросами, а протознание – источник этических норм в философии
Мифология. Систематизаторами древнегреческой религии выступили Гомер («Илиада» - спор Агамемнона и «Одиссея» - похождения царя Итаки) и Гесиод. Если Гомер – полулегендарная фигура, то Гесиод - реальное лицо. Гесиод жил в 8-7 вв до н э. Он автор поэм «Теогония» и «Труды и дни», посвященной брату Гесиода Персу.
Гомер считает, что отцом всего является Океан, а мать – Тефия. Океан не управляет миром.
У Гесиода мы читаем, что вначале был Хаос. Хаос – зияние, бездна. Независимо от Хаоса возникает Гея, Эрос (любовь) и Тартар. Хаос рождает Эос и Ньюкти (день и ночь),которые рождают эфир и гемер. Гемеры рождают мойр: Клофо, Лахезис и Антропу.
Гея родила Урана (небо), Понта (море) и нимф. Затем, разделив ложе с Ураном: 12 титанов (Океан, Коя и Фебу, Гипериона и Тею, Иопета и Фемиду, Мнемосину, Крона и Рею, Тефию и Напета), сторуких (Котт, Бриарей и Гиес) и киклопов.
Гиперион и Тея рождают Гелиос (солнце), Эос (утренняя заря) и Селену (луна).
Иопет и Фемида рождают Прометея, Эпиметея и Атланта
________________________________________________________________________
Крон оскопил Урана. «Небо теперь бесплодно». Уран сослан в Тартар, пока Уран летел, он предрек Крону смерть от своих сыновей. Крон съел: Гестию, Аида, Посейдона, Геру, Деметру. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.
|
Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар.
Зевс нанес Крону удар и Крон ушел в прошлое, тогда из него вышли дети, сделавшись олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).
Титаномай – простершие руку.
Атлант не перешел на сторону Зевса.
Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину, и из его головы вышла Афина. _______________________________________________________________________
Одна из версий происхождения людей принадлежит Платону. По его теории, люди появляются при Зевсе, когда он поручает Прометею и Эпиметею создать живые существа на земле. Эпиметей создает прекрасный и гармоничный мир существ, в котором лишь люди оказываются обделенными и обреченными на смерть. Увидев этот недостаток, Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. За этот поступок Прометей был наказан богами: прикован к скале, на которую каждый день прилетал орел клевать печень Прометея, - но Геракл освободил Прометея.
В наказание людям Зевс приказал Гефесту создать первую женщину – Пандору (пан - всё). Пандора стала женой Эпиметея, который рассказал ей про ларец, который нельзя открывать. В отсутствии Эпиметея Пандора открыла ларец, выпустив неисчислимые беды и оставив на дне надежду.
Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди, и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Их Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах, у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену медным людям пришли герои, такие как Персей, Геракл, Одиссей, Тесей, Орфей, Ахиллес, Герои были истреблены в ходе Троянской войны.
Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон.
Гесиод верит, что железный век кончиться и все вернется на круге своя.
Аид – это царство мертвых, которым правит Аид. Оно находится недалеко под землей и в него легко можно спуститься (Орфей, Тесей). Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.
В Аиде течет пять рек: мрачная и ужасная река страданий Стикс, река забвения Лета, Флегетон, Ахерон и река плача Кокитос. Гидра с 50 пастями сторожит ворота в Тартар из Аида. Выход из царства мертвых охраняет трехглавый пес Цербер.
Сизиф, однажды улизнувший из мира мертвых, бесконечно катит в гору камень, который всякий раз скатывается вниз, не достигнув вершины. Тантал стоит покалено в воде, но не может утолить жажду, он видит над собой виноград, но не может дотянуться до него; лишь мучимый жаждой и голодом он вечно страдает в Аиде.
Орфизм. Еще одним источником древнегреческой мудрости является орфизм. Это мистическое учение связано с мифическим певцом и поэтом Орфеем.
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств. Один из героев орфизма – Лин, обучавший Геракла игре на кифаре. Однажды он побил Геракла, и Геракл нанес Лину смертельный удар кифарой. Лин считает, что было время, когда все вещи были вместе и каждая вещь была частью Целого. Наступит время, когда снова всё будет одно. И так по кругу из чего следует, что бытие неуничтожимо. Боги произошли из хаоса.
Первоначалом в орфизме служит первовода. Из воды рождается Геракл – двуглавый дракон Время, Адростея (неизбежность), Земля, Небо и Крон.
Во время царства Зевса говорится, что Зевс вступает в брак с Деметрой – богиня плодородия, которая рождает Персифону. Аид похищает Персифону, когда та собирает цветы на лугу. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом. Но Зевс вступает в брак и с Песифоной, и рождается Дионис. Законная жена Зевса Гера насылает титанов на Диониса, и они его раздирают. Зевс находит сердце Диониса, вступает в брак с земной Селеной и Дионис родился вновь.
Дионис изпепеляет титанов и из пепла рождаются люди. Сома есть семо.
Царь Мидас хотел знать истину, которую можно найти у Диониса. Он гонялся за Силеном – спутником Диониса, и поймал его. Силен научил Мидаса, что «не родиться есть высшее счастье для человека, а самое ближайшее к нему (счастию) – как можно скорее умереть».
Житейская мудрость. Наконец, источником предфилософского знания послужила житейская мудрость, выражавшаяся в гномах семи мудрецов.
Фалес Милетский (640 – 545 гг. до н.э): «Старше всего – бог, ибо он вечен. Прекраснее всего – мир, ибо в нем все согласовано и стройно. Больше всего пространство, ибо в нем мир, а в мире все остальное. Разумнее всего время, ибо оно всему учит. Неотъемленнее всего – надежда, ибо она есть у тех, у кого больше ничего нет. Полезнее всего – добродетель, вреднее всего – порок. Сильнее всего – неизбежность, ибо она над всем властвует. Легче всего мера, ибо без нее даже удовольствие бывает в тягость. Мудрее всего Бог, ибо он не рожден. Быстрее всего мысль, ибо она все оббегает» и «Ни за кого не ручайся»
Хелон Спартанский: «Познай самого себя» (Nosce te ipsum) – изречение на вратах Дельфийского храма
Афинскому законодателю Солону принадлежат гномы: «мера есть наилучшее» (изречение на вратах Дельфийского храма), «главное в жизни - конец», «ничего сверх меры». А также советы в государственном управлении, например, когда Солона просили, почему он не издает закон об отцеубийцах, Солон ответил: «Чтобы он не потребовался».
Поэт Питтак Метиленский учил: «Трудно стать хорошим», «Что тебя возмущает в ближнем, не делай сам».
Общественный деятель Биант Приенский высказывал: «Худших везде большинство»
Тирану Клеобулу Линдскому принадлежит известный гном «Мера превыше всего»
Тирану Периандру Коринфскому – изречение «Сдерживай свой гнев».