Одно из направлений деятельности тьютора в инклюзивном ОУ – это ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка с ОВЗ, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, степень адаптации и развития ребенка, этапы и особенности социализации, работу с родителями, со сверстниками ребенка.
Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.
Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.
Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя.
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».
|
3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.
Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:
– физическое развитие;
– когнитивное развитие;
– социально-эмоциональное развитие;
– коммуникативные возможности;
– отношение к учебе;
– школьные навыки.
Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:
– описание проблемы;
– возможности ребенка;
– ресурсы;
– компенсационные возможности;
– ограничения;
– возможные пути преодоления;
– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.
Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.
|
Существуют также общие документы, которые заполняет команда специалистов, работающая с ребенком.
Тьютор может вносить записи в Дневник психолого-педагогического сопровождения, который хранится у координатора по инклюзии, специалиста психолого-педагогического сопровождения, педагога или тьютора. В дневник педагоги и специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его семью в ОУ. В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах междисциплинарной команды.
Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и хранится у координатора по инклюзии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.
|
Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.
В настоящее время в нашей стране не существует единого документа, включающего в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (такие документы разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии, США). Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д.
Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного документа «Индивидуальный образовательный план»:
Примерная структура индивидуального образовательного плана (ИОП):
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Возраст: Школа: Класс__________________: | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя): | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Учитель-дефектолог Педагог-психолог Социальный педагог Тьютор Инструктор ЛФК | |
Заключение и рекомендации ПМПК | |
Долговременные цели | |
Цели на текущий период (учебный год) | |
Режим пребывания ребенка в ОУ |
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Направления деятельности | Задачи на период | Механизм решения и ответственный | Сроки | Критерии (индикаторы) решения задачи |
Обеспечение доступности среды | ||||
Организация развивающей среды | ||||
Комфортная среда | ||||
Обеспечение дополнительным оборудованием |
III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)
Необходимый специалист | Основное направление деятельности (конкретные задачи) на период | Режим и формы коррекционно-развивающей работы (поддержки - для тьютора) | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы (динамика ребенка, самоанализ специалиста) |
Педагог-психолог | ||||
Учитель-дефектолог | ||||
Учитель-логопед | ||||
Социальный педагог | ||||
Тьютор и др. |
IV Освоение образовательной программы:
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта (общеобразоват. программы) для текущего периода обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) | Критерии достижений | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных – тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих - портфолио, карта успеха, профиль умений и др.) |
Математика | |||||
Чтение | |||||
……… |
V. Формирование социальной компетентности:
Направления деятельности (примерные) | Конкретные задачи на период | Ответств-енные | Механизмы решения и формы деятельности | Критерии достижений | Формы оценки достижений |
Усвоение школьных правил | |||||
Адекватное поведение в учебной и внеучебной ситуации | |||||
Коммуникативная компетентность | |||||
Формирование положительной мотивации и т.д. |
Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником.
Проекты документов |