Тьютор для детей с синдромом Дауна




(из опыта работы)

 

В последнее время для детей инвалидов с интеллектуальными и ментальными нарушениями в нашей стране появилось больше возможностей для обучения.

 

Преображенская Лола – специальный педагог Центра ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», тьютор.  
Наряду с традиционными коррекционными образовательными учреждениями 8 вида, привычным стало и обучение этой категории детей в инклюзивных школах. Но далеко не всегда ребята выдерживают испытание инклюзией. Так, в частности, сказывается недостаточная дошкольная подготовка особых учеников, уже в начальных классах у них становится заметна нехватка базовых знаний, недостаточная социализация, отсутствие навыков общения. Да и внутри самих школ, что греха таить, с появлением особых детей тут же возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.

 

Как преодолеть эти временные сложности на пути прогресса? А в том, что инклюзия - это, безусловно, прогресс уже вроде бы ни кто не сомневается. Готовых рецептов пока нет. Зарубежный опыт не всегда совместим с традициями и особенностями российской образовательной системы, а отечественных методических наработок в области инклюзии катастрофически не хватает. В связи с этим налицо необходимость приобретения актуального опыта, который позволил бы развивать инклюзивное образование в современных российских условиях, предоставлять возможности для адаптации и обучения всех категорий учеников, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Таким образом, отвечая на этот актуальный запрос, с 2009 года в Центре ранней помощи благотворительного фонда «Даунсайд Ап» начала работать группа подготовки к школе, которая ставила своей целью облегчить детям с синдромом Дауна переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. Высокая концентрация в одном месте специалистов – практиков, работающих с детьми с синдромом Дауна на протяжении уже 15 лет, и досконально изучивших за это время их физиологические и психологические особенности, позволила создать уникальную в своем роде учебную группу, где не только готовят детей к последующему обучению в школе, но и нарабатывают методический материал, апробируют различные педагогические практики работы с этой категорией детей.

 

Занятия группы подготовки к школе проходят в центре «Даунсайд ап» один раз в неделю, в условиях максимально приближенных к школьному обучению (3 урока, две перемены, наличие школьной доски и парт для занятий) с 10.00 до 14.00. Так сложилось, что уже во второй учебный день стало понятно, что без сильной индивидуализации процесса обучения, а в частности, без помощи тьютора, даже в коллективе всего из 9 детей с синдромом Дауна нам, педагогам, не обойтись.

 

Необходимость этого решения позднее была подтверждена также результатами анкетирования родителей, воспитателей детских садов и учителей некоторых московских школ. Выяснилось, что, по мнению опрошенных, многие психо-физиологические особенности учеников с синдромом Дауна в недостаточной степени учитываются школьными педагогами. Зачастую столкнувшись во время урока с неадекватным поведением особых детей, учителя пугаются и не знают, чем и как помочь себе и ребенку. Многие преподаватели отмечают, что в свободной деятельности, на перемене они смогли бы найти способ успокоить ребенка, но жесткие рамки урока не дают им этого сделать. А тьютор, по мнению большинства опрошенных, как раз тот специалист, который смог бы облегчить им проведение урока.

 

Таким образом, введение тьютора на уроки группы подготовки к школе стало не просто модной тенденцией, а своего рода жизненной необходимостью, к тому же подкрепленной авторитетным мнением родителей учеников и педагогов-практиков.

 

Так с первых же дней существования группы в состав педагогов был введен тьютор. По необходимости тьютор, или как иногда его еще называют ассистент педагога, помогал особенным ученикам концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя. Большую помощь ассистент педагога оказывал своим подопечным и в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного, а иногда и агрессивного поведения.

 

Тьютор помогал удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имели возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывался и преподаватель продолжал успешно работать. Как показала практика, при наличии девяти учеников с синдромом Дауна в классе достаточно двух тьюторов. При этом рассадка детей в классе должна быть такова, чтобы особо нуждающиеся в помощи дети сидели на крайних рядах, и рядом с ними всегда находился помощник, а более самостоятельные ребята сидели в центре класса, на первых партах, и необходимую помощь им оказывал ведущий занятие педагог, поскольку им требуется меньший объем помощи.

 

Перед началом занятий были сразу четко разделены компетенции тьютора и педагога. За преподавание учебного материала отвечал в основном педагог, а тьютор предоставлял ему информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала. Также тьютор помогал педагогу корректировать учебный план в соответствии с выявленными особенностями учащегося.

В этой работе ассистент педагога опирался на знание физиологических особенностей детей с синдромом Дауна и на свой предыдущий опыт работы в качестве ведущего групп игрового взаимодействия детей 3-5 лет. Учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы имел возможность выбирать варианты взаимодействия с учениками. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный им вариант взаимодействия с ребенком автоматически становился эффективным. Как и в любом деле, в работе помощника педагога случались и удачи, и ошибки.

 

Перед началом работы все тьюторы должны были ближе познакомиться со своими подопечными, сформировать доверительные отношения, вызвать симпатию. Ведь не секрет, что в подобной работе эмоциональная составляющая играет большую роль. Одна лишь симпатия к помощнику педагога способна побудить ребенка к нормализации своего поведения. Многие дети, выполняя задание, следили за реакцией тьютора, ждали его похвалы, одобрения. Верно выявленный интерес ребенка (его любимый герой мультфильма, игрушка, пристрастие к чему-то) часто играл на руку, например, мотивировал к учебе.

 

Важным методом в своей работе наши тьюторы считали метод наблюдения за тьюторантом. Они старались замечать характерные для своего подопечного формы поведения и фиксировать даже малейшие их изменения. Дальнейший совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволял им выделять ростки нового поведения, а не просто списывать изменения в поведении на случайное совпадение факторов – настроения, погодных условий, симптомов болезни и т.п. Однажды, когда на уроке Игорь вдруг отказался выполнять задание педагога, а его мама объясняла подобное поведение упрямым характером сына и плохим самочувствием, тьютор взаимодействуя с Игорем, постепенно выявил причину капризов ребенка. Оказалось, что тот просто не понимал задания учителя, поскольку педагог не подкреплял их в достаточном количестве наглядным материалом. Позднее тьютор стал демонстрировать мальчику на парте картинки, и поведение ребенка со временем скорректировалось.

 

Часто учителя прибегали к помощи тьютора в ситуации, когда дети начинали вести себя асоциально. Например, когда из-за сильного внутреннего напряжения, особенные ученики могли начать громко кричать на уроке, ходить по классу, кусаться. Вовремя заметив изменения в поведении ребенка, тьютор мог быстро сменить ему задание, дать какое-либо поручение, тем самым, поменяв вид деятельности, предотвратить неминуемый приступ плохого поведения. Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстрируемая им заинтересованность также способствовали привлечению легко отвлекающихся, непростых в поведении детей к уроку. Ассистент педагога здесь выступал как образец правильного поведения для ребенка. Ученик в такой ситуации начинал действовать исходя из посыла «если ему интересно, то и мне тоже». Случалось и так, что ребенок просто не мог находиться в классе, рвался выйти, своим шумным поведением мешая учителю и одноклассникам. Тогда тьютор просто ненадолго выходил с ребенком из класса, успокаивал ученика в другом помещении, а потом снова возвращал его в класс.

 

Все эти примеры практической работы тьютора на уроке, безусловные доказательства необходимости введения такого помогающего специалиста в школьную систему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Введение помощников педагогов в школы, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере помогут эффективнее использовать обучающий ресурс этих школ. Позволят учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысить его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, жизненно важен. Ведь, если в школе таким детям не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития, а без тьюторства, как системы, этого не случится, то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрыта. И достаточное количество детей, а затем и взрослых людей с инвалидностью останутся, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.


Тьютор в инклюзивной школе

Хакамова Анна Маратовна - тьютор, ГБОУ СОШ № 188 Москва
Как я начала работать тьютором? Окончив факультет психологии, я стала искать работу – интересную, полезную для общества и по специальности. Люди, которые мне помогали определиться с профориентацией, познакомили меня с родителями моего будущего тьюторанта. То есть первоначальный договор о работе был с родителями, в дальнейшем меня оформили в штат школы на должность тьютора (полставки).

Мой тьюторант – мальчик К. с расстройствами аутистического спектра. К. пошел в общеобразовательную школу в 7 лет, в 1-й класс. Психологическое сопровождение начали осуществлять сразу, с начала обучения.

Особенности и трудности в начале обучения. В начале обучения К. не мог составить рассказ, говорил отдельными фразами, часто наблюдалась речь с собой вслух или вполголоса. Отмечалась высокая степень эмоциональной откликаемости (сопереживание на уровне идентификации с чужими эмоциями), реакции на чужие эмоции, а также беспричинные улыбки и смех. Вследствие индивидуальных особенностей ребенок часто отвлекался, в результате выпадал из учебной деятельности. Он постоянно задавал вопросы, не касающиеся темы урока, а также выкрикивал отдельные слова или фразы. У К. наблюдалось нарушение в коммуникативной сфере: ребенок не общался с ровесниками, практически не использовал речь при взаимодействии с ними, не удерживал зрительный контакт, часто не смотрел в сторону обращающегося к нему человека (ученика или педагога). При утомлении особенности ребенка проявляются ярче.

Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения, которые мы перед собой ставили. Формы психолого-педагогического сопровождения. К. учится в общеобразовательной школе по индивидуальной образовательной программе (ИОП). ИОП предполагает определение первостепенных задач психолого-педагогического сопровождения, а также адаптации. Изначально главными своими задачами мы видели помощь в освоении ребенком универсальных учебных действий (УУД), регулирование эмоционального состояния и проявления эмоциональных реакций, а также увеличение длительности вовлеченности ребенка в учебную деятельность.

В первом полугодии 1-го класса я сидела за одной партой со своим тьюторантом на всех уроках. Необходимо было постоянно повторять задание, данное учителем, при необходимости привлекать внимание К., возвращать его к учебной деятельности. Привлечение внимания К. к учебному процессу осуществлялось через вербальное или тактильное обращение. Освоение УУД происходило через называние и напоминание правил поведения в школе, совместное «проигрывание» действий или осуществление контроля и коррекции по освоению ребенком УУД. Адаптация материала заключалась в: 1) членении учебных действий на отдельные этапы выполнения и 2) подробном объяснении задания. Например, задание «Обведи буквы и продолжи их написание до конца строчки» переформулировали в задание «Обведи букву. Старайся быть аккуратным и не заходи за строчку. Дальше пиши такие же буквы до конца строчки. Интервал между буквами должен быть равен мизинчику. Написал букву – поставь свой мизинчик, и справа поставь точку, где начинается следующая буква».

Позже мы выделили дополнительные задачи психолого-педагогического сопровождения: а) развитие связанной речи, б) развитие коммуникации со сверстниками.

Первая задача решалась поэтапно: К. сначала отвечал на конкретные вопросы по тексту, затем соединял все ответы в единый рассказ. Другая форма работы была совместная с тьютором: при задаче «составить рассказ по картинке» начинал составлять рассказ К., затем продолжала или корректировала ответ тьютор, таким образом придумывали отдельные предложения поочередно, затем весь рассказ К. повторял. К. также занимался развитием речи на занятиях с логопедом.

Развитию коммуникации со сверстниками способствовали создание комфортной ситуации общения и направления со стороны тьютора (например, «К., а ты не хочешь поиграть с ребятами?» или «К., если ты хочешь взять эту игрушку, обратись к ребятам словами, попроси их вежливо дать тебе ее»). Здесь важно отметить, что для К. всегда было важно находиться в коллективе класса, рядом с ребятами. Во 2-м классе главной задачей психолого-педагогического сопровождения ребенка определили развитие самостоятельности.

Вторая задача психолого-педагогического сопровождения - адаптация учебных заданий и учебного материала. Для развития самостоятельности и предотвращения развития привязанности к тьютору были изменены режим и формы работы тьютора. Тьютор сначала на некоторое время отходила от ребенка, позже отсаживалась на часть урока. Сейчас тьютор сидит отдельно и подходит к ребенку по мере необходимости (при необходимости коррекции поведенческих особенностей, помощи в понимании учебного задания или если ребенок «выпадает» из учебной деятельности).

Решение задачи адаптации учебных заданий предполагает переформулирование задания в знакомую/понятную ребенку форму, а также разделение задания на части. Ребенку либо письменно дается иная форма задания, либо устно разъясняется данная изначально формулировка. Это является важной задачей, так как адаптация материала не только помогает понять учебный материал на настоящий момент, но также способствует развитию функций анализа и обобщения.

Конечно, хочется отметить, что, в основном, задачи, методы, формы психолого-педагогического сопровождения определяются индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка, часто корректируются в соответствие с его актуальным состоянием.

Динамика развития (за полтора года). За полтора года обучения в школе при психолого-педагогическом сопровождении у К. сильно сократилась частота моторных персевераций, ушли раскачивания. Речь с собой наблюдается значительно реже и выведена на уровень тихой или немой (речь с собой практически не наблюдается в учебное время). Увеличилась степень вовлеченности К. в учебную деятельность, К. намного меньше отвлекается на других учеников и на другие стимулы. В целом, К. благополучно осваивает учебную программу. Остаются трудности в освоение УУД: например, К. пока не поднимает руку для ответа на вопросы, практически не участвует в устной работе класса. Также сохраняются некоторые поведенческие особенности. Большие трудности вызывают смысловые, логические задания, так как не развиты смысловые конструкты. Рассказ составляет из 3-4 предложений, при наличии помощи взрослого составляет более сложные рассказы. Наблюдается также положительная динамика в коммуникативной сфере. К. изредка проявляет социальную инициативу, например, проведение зарядки в классе. На переменах К. находится рядом с одноклассниками, играет с ними, редко общается (иногда К. обращается к другим детям, предлагает поиграть, изредка наблюдается короткое игровое общение).

В перспективе мы видим возможность самостоятельного обучения К. в общеобразовательной школе (без сопровождения тьютора) с 3-го или 4-го класса. Ребенок с РАС вряд ли «выровняется» с учениками класса, однако уже сегодня многие педагоги не замечают К. как «особенного ребенка» (часто бывают такие ситуации, когда мы с классом спускаемся в столовую и кто-нибудь из педагогов меня спрашивает: «А ваш подопечный сегодня не пришел?» - ребенок не выделяется среди других учеников).

Тьюторское сопровождение школьника с особыми образовательными потребностями:

Опыт, задачи, проблемы.

Деятельность тьютора в рамках инклюзивного

образования – это особая идеология специалиста,

исключающая по отношению к ребёнку раздражение,

пассивность, а также чрезмерную

жалость и стремление к гиперопеке

Проблема организации тьюторства, является неотъемлемой составной частью в общей структуре инклюзивного образовательно-воспитательного процесса.

 

Морозова Елена Магомедовна - методист, тьютор, ГБОУ СОШ № 830
Термин «тьютор» (англ. tutor от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) получил распространение в профессиональном языке всего несколько лет назад, несмотря на то, что тьюторская система обучения была принята ещё в средневековье.

 

В последние годы, тьюторское сопровождение получило широкое распространение в нашей стране, как в системе среднего и высшего образования, так и в системе дополнительного образования. Это объясняется теми широкими возможностями, которые предоставляет тьюторство для осуществления в педагогической практике индивидуально-ориентированного, личностно - ориентированного и гуманитарного подходов.

 

 

В нашей школе в 2010 году началась реализация комплексной программы «Интегративное и инклюзивное образование». Нами была разработана программа инклюзивного образования как части образовательной программы, в том числе программа толерантного воспитания детей и подростков. Разработан и внедрён в систему работы с детьми инвалидами «Дневник индивидуального сопровождения» каждого инклюзивного ученика. Также идёт активное содействие самообразованию и повышению квалификации педагогов, участвующих в обучении инклюзивных детей. Заключены договора между образовательными учреждениями в рамках инклюзивной вертикали в каждом районе, а также с иными центрами и организациями, оказывающими содействие в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ведётся работа по размещению информации об инклюзивном обучении на сайте школы. Обеспечивается развитие МТБ в части приспособления среды для нужд детей-инвалидов в рамках выделенных бюджетных ассигнований и спонсорских средств. Завершается разработка планов совместной работы в рамках инклюзивной вертикали.

Основанием для отбора детей-инвалидов при приёме в нашу школу является статус инвалида и медицинские заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

В группу специалистов, обеспечивающих процесс инклюзии входят: администрация школы (директор, завучи по УВР I и II ступеней и др.), ответственным является куратор инклюзивного образования, также в группу включены психологи старшей и начальной школы, логопед, медсестры, классные руководители классов, в которых обучаются дети-инвалиды. Некоторым учащимся требуется тьюторское сопровождение.

Этапы организации тьюторского сопровождения, обусловлены необходимостью постепенного включения ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.

На предварительном этапе тьютор (куратор), обязан ознакомиться с результатами диагностики ребенка, проведенной школьным психологом, рекомендациями специалистов и медицинской картой ребенка.

Администрация школы представляет куратора родителям. Это знакомство очень важно для обеих сторон. Педагог имеет возможность разъяснить для себя некоторые детали, касающиеся поведения ребенка, узнать о его сильных сторонах, интересах, уровне развития социально-бытовых ориентировок. Родители, как правило, ограничиваются вопросами организационного характера, поскольку пытаются определить, как сопровождающий будет относиться к их ребенку, готов ли принять его отличительные особенности. Имеет смысл ознакомить родителей с функционалом куратора, где четко определены ответственность и обязанности его тьюторства. Тьютору (куратору) необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Задачи куратора на начальном этапе обширны и от успешности их реализации во многом зависит судьба пребывания ребенка в школе:

1. Сопровождающий помогает ребенку освоиться в новом пространстве: запомнить расположение классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

2. С помощью куратора ребенок постепенно вживается в роль ученика. Его обучают носить свой портфель, готовиться к урокам, запоминать имена и отчества учителей, соблюдать установленные правила поведения на уроках и переменах.

3. Поскольку у детей с ограниченными возможностями наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков, куратор должен использовать любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, праздниках, прогулках, в столовой и т.д.). Если необходимо, научить ребенка здороваться, благодарить, спрашивать разрешение, обращаться к взрослым на «Вы».

4. Дети-инвалиды, в большинстве своем, не посещают дошкольные учреждения и воспитываются дома, где родители либо чрезмерно опекают своего малыша, либо не знают, как научить его обычным бытовым вещам. Поэтому воспитательный процесс в период адаптации включает в себя мероприятия по привитию ребенку недостающих умений. Эта повседневная, последовательная работа требует немалого терпения. Необходимо избавить себя от поспешности, от соблазна, заменить усилия ребенка своей необоснованной помощью. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

5. С первых дней общения с ребенком куратор начинает вести педагогическое наблюдение за своим подопечным. Для этого заводится специальный дневник.

Накопленный опыт кураторской работы показывает, что сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа отклоняющегося развития. У детей с ЗПР и ДЦП они варьируются от нескольких недель до 2-3-х месяцев; период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольный центр психокоррекционной поддержки, т.к. планомерная коррекционно-развивающая работа с ними была начата значительно раньше.

Тьютор обязан при необходимости присутствовать на уроках, сопровождать ребенка во время внеклассных мероприятий (экскурсий, праздников, соревнований и т.д.), проводить с ним перемены. Многие дети, не обладая достаточными игровыми навыками, ограниченные в средствах общения, склонны либо к пассивному сидению, либо к бесцельному беганью. Пассивно проведенная перемена не дает возможности полноценного отдыха, обилие двигательной нагрузки может привести к перевозбуждению и, как следствие, затрудняет переключение ребенка на урок.

Проводя ежедневное наблюдение ребенка за самочувствием и поведением ребенка, куратор имеет возможность заметить проявления недомогания или переутомления. В первом случае необходимо обратиться с ребенком к школьному врачу, сообщить родителям (при резком ухудшении, температуре). Во втором – к завучу по УВР для урегулирования учебной нагрузки.

Для детей с особыми образовательными потребностями учеба является тяжелым трудом. Поэтому куратору постоянно необходимо заботиться о поддержании мотивации ребенка к обучению.

Так, например, наличие у детей выраженных проблем двигательного характера (ограниченные возможности самостоятельного перемещения, трудности контроля за движениями отдельных частей тела, проблемы пространственной организации двигательного акта) делают необходимым использование действий по подражанию, пассивно-активных и совместных действий, продумывание специального содержания деятельности детей, не требующего активного изменения положения тела и его частей.

Различное состояние речевых возможностей требует перед использованием каждого методического приема, соотношения в нем вербальных и невербальных средств общения. При этом учитывается эмоциональное состояние детей с минимальными произносительными возможностями. Увеличивается количество иллюстративного материала, указывая на него, дети могут продемонстрировать его понимание или непонимание.

Для детей с отставанием в интеллектуальном развитии,часто требуется дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и игр, литературные произведения следует упростить, выделить несколько этапов работы над ними.

В отдельных случаях (особенно при работе с замкнутыми, малообщительными детьми, с нарушениями поведения) необходима индивидуальная психокоррекционная работа по развитию социальной направленности, обогащению представлений об окружающем, повышению социального статуса в детском объединении, формированию партнерских взаимоотношений.

Работа с родителями, планируется на психолого-педагогических консилиумах. Тьютор является связующим звеном родителей с педагогами и психологом. Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, наблюдающих ребенка: логопеда, врача, социального работника и др.

Важная роль в этом процессе принадлежит психологу. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания «особого» ребенка.

Таким образом, деятельность тьютора в рамках инклюзивного образования – это особая идеология специалиста, исключающая по отношению к ребёнку раздражение, пассивность, а также чрезмерную жалость и стремление к гиперопеке.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Тем более, что в обществе уже имеется опыт создания подобных моделей образования и эффективность их деятельности подтверждена исследованиями, временем, родителями и самими детьми (учащимися), многие из которых изначально были признаны необучаемыми.

 

Хочу рассказать об ученице 7-го класса нашей школы, для которой я вот уже третий год являюсь тьютором. Самым важным показателем того, что интеграция необходима, явилось для меня абсолютное принятие классом (социальной средой) того факта, что девочка отличается от остальных детей как физически, так и психологически, а также отсутствие закомплексованности у самого ребенка. Это очень важно! Ведь она растёт и развивается, работает над собой и верит, что некоторые трудности при ходьбе и письме не помешают ей стать цельной и успешной личностью!

А самое главное, что у неё каждый день есть перед глазами пример учеников более старших классов с проблемами в здоровье, которые не пасуют перед трудностями, и не важно какими: подняться на 3 этаж самостоятельно (с диагнозом ДЦП) или пройти аттестацию со своим классом (что требует большего напряжения для всего организма даже здорового ребёнка). Такие ребята стараниями родителей и общественных организаций, посещают другие страны и не планируют останавливаться в изучении иностранных языков, физики и компьютерных технологий, которые помогут в дальнейшем не только жить полной жизнью, но и зарабатывать.

Моя же подопечная пока занимается своим здоровьем, развитием и образованием при помощи педагогов, одноклассников, администрации и родителей. Четыре дня в неделю по 5 уроков моя подопечная пятиклассница посещает школу и активно усваивает знания, не забывая готовить домашние задания и отвечать на уроке. В среду же – день иппотерапии, которая приносит этому ребенку уверенность в себе, навыки невербального взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: