Дети с ограниченными возможностями здоровья, что в основе - ограничения или возможности?




Группа детей с ОВЗ, приходящих в образовательные учреждения, неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В законе об Образовании РФ «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Единой общепринятой классификации детей с ОВЗ не существует: в разных источниках можно найти как развернутые, так и предельно обобщенные попытки сгруппировать детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ, нуждающиеся в сопровождении, могут иметь разную степень инвалидности, которая определяется учреждениями медико-социальной экспертизы (медицинская и одновременно юридическая процедура). В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу в возрасте до 16 лет, признанному инвалидом, присваивается категория «ребенок-инвалид». Ребенок с ОВЗ может не иметь инвалидности, но испытывать трудности в обучении в связи с отклонениями в состоянии здоровья и развитии. Основанием для установления дополнительных гарантий в области образования должна быть не инвалидность, а нуждаемость в специальных условиях обучения.

Доминирование «медицинского подхода» к инвалидности в России выражается в том, что рекомендации по обучению инвалидов даются тем органом, который не связан с системой образования.

В соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка, в том числе образовательных, принципиально не применяются понятия, характеризующие ту или иную дефицитарность. Саламанкская декларация предписывает использовать терминологию, концентрирующую внимание не на недостатках, а на потенциальных возможностях таких лиц. В частности, характеристики и определения, относящиеся к описанию потенциала лиц с ОВЗ и включающие глаголы типа «препятствует», «затруднено», «невозможно» должны быть заменены на обороты, использующие глаголы «способствует», «облегчает», «позволяет».

Появление МКФ ознаменовало новый этап развития общества. МКФ ушла от классификации «последствий болезней», чтобы стать классификацией «составляющих здоровья». Всеобъемлющая цель МКФ ─ обеспечить унифицированным стандартным языком и определить рамки для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем.

Данная классификация вводит определения составляющих здоровья и некоторых связанных со здоровьем составляющих благополучия, таких как образование и труд. МКФ представляет собой классификацию различных сфер жизни отдельных людей, групп и обществ, связанных со здоровьем и влияющих на здоровье, что позволяет описать изменения в физическом функционировании людей и их душевном благополучии, показать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в стандартных ситуациях и как они реально поступают в своей повседневной жизненной среде, например, каков их уровень активности. То есть МКФ не классифицирует людей, а только с помощью набора доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем, описывает ситуацию индивида. Более того, описание всегда дается в контексте окружающих и личностных факторов.

В 2007 году ВОЗ опубликовал первые согласованные на международном уровне классификационные коды для оценки здоровья детей и подростков в контексте стадий их развития и окружающей среды, в которой они живут - "Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков" (МКФ-ДП). МКФ-ДП была разработана для описания аспектов связанных с детским развитием. МКФ теперь используется для лиц 18 лет и старше, а МКФ-ДП от рождения до 17 лет включительно. МКФ-ДП для детей организована с той же иерархической структурой кодов, как МКФ:

- Функции организма и структуры

- Активность и участие

- Факторы окружающей среды

Важным дополнением в МКФ-ДП является возможность использования определителей для представления различных степеней задержки развития. Были введены следующие коды, которые не включены в МКФ:

- самостоятельные, параллельные, и групповые игры

- усвоение отдельных слов или символов

- усвоение правильного синтаксиса

- ориентация на объекты

- приобретение навыков узнавать символы, изображения, знаки и алфавит

- изречения

- обучение через действия и игры

- ответ на человеческий голос

МКФ-ДП - попытка универсальной системы классификации здоровья детей. Эта классификация предоставляет возможность собрать данные о воздействии физического и социального окружения с тем, чтобы на него можно было повлиять с помощью социальной политики, системы здравоохранения и системы образования в целях улучшения благополучия детей.

Данная классификация проходит этап испытаний и внедрения в России. Минздравсоцразвития РФ намерено пересмотреть принципы установления инвалидности. Об этом неоднократно заявлял глава департамента по делам инвалидов Г.Г. Лекарев. По его словам, новые критерии инвалидности будут разработаны на основе МКФ: «Новая система даст нам возможность намного полнее и точнее классифицировать все характеристики человека, включая его окружение и личностные качества». (Интервью Г.Г. Лекарева для портала https://www.dislife.ru/flow/theme/7529).

Несмотря на то, что в России МКФ и МКФ-ДП широко не применяются, они могут стать инструментом, которым могут пользоваться как клинические службы, так и образовательные учреждения, и органы государственной власти.


 

Зарубежный опыт
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: