Готовность к изменениям проявляется в том, как личность реагирует на любые перемены, насколько адекватно их воспринимает и оценивает свою роль, свое место в процессе перемен, обладает соответствующими знаниями и умениями. Учитывая тот факт, что перемены свойственны всему и без них невозможна ни личная жизнь каждого человека, ни развитие любой организации, представилось важным изучить как библиотечные специалисты представляет себе состояние изменений, насколько адекватно оценивает пути развития, свои силы и возможности (свою профессиональную готовность к осуществлению изменений), какие организационно-управленческие решения в этих условиях необходимы, чтобы сделать процесс изменений более продуктивным.
Считается, что наибольшее значение в подготовке современных специалистов имеет система после вузовского (поствузовского) образования, позволяющая на основе дополнительного обучения реальных специалистов дополнить их профессиональные знания и умения.
В последние годы эти вопросы обсуждаются в контексте постановки задач непрерывного библиотечного образования. Особое значение уделяется организации краткосрочного повышения квалификации библиотекарей, ориентированных на получение специальных знаний в русле выполняемых ими функций, так как осмысленное и мотивированное обучение, безусловно, более результативно.
Особое значение организация краткосрочного обучения имеет в регионах, территориально отдаленных от ведущих центров повышения квалификации библиотечных и информационных работников, расположен-
ных в центральных регионах России, к которым относятся: Учебный Центр «Школа Рудомино» ВГБИЛ, Академия переподготовки работников искусства и культуры (АПРИКТ), Московский и Санкт-Петербургские университеты культуры и искусств.
|
Дальневосточный регион является самым территориально отдаленным от центра России. Подготовкой библиотечных специалистов для библиотек дальневосточного региона с 1968 года занимается Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Повышением квалификации (постобразованием) — учебные центры при краевых (областных) департаментах культуры, методические объединения библиотек. В настоящее ХГИИК выпускает библиотекарей-библиографов высшей квалификации по различным специализациям: («Информационно-аналитическая деятельность», «Маркетинг и менеджмент информационных ресурсов», «Менеджмент в библиотечном деле»). Выпускающей для библиотечных специалистов является кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности, в составе которой работают 19 опытных педагогов, в их числе 2 профессора, 7 кандидатов наук, 9 доцентов.
За годы своего существования ХГИИК подготовил около 4, 5 тыс. специалистов для библиотек и информационных служб Дальневосточного региона. Только в Хабаровском крае сегодня работает 1250 выпускников вуза, в том числе в массовых библиотеках — около 350 человек. В последние годы наметилась тенденция снижения количества студентов, завершивших получение библиотечной специальности по очной форме обучения, с одновременным ростом выпускников заочников. Аналогичная тенденция наблюдается и по приему студентов. Абитуриентов, желающих обучатся по дневной форме обучения, значительно меньше, чем претендентов на обучение без отрыва от работы. Так, только в 2000 г. из 52 выпускников, обучающийся библиотечной специальности, заочники составили 86%. В этом же году, на бюджетную форму обучения было принято всего 37 человек, из них 62% составили студенты заочники. Далеко не все абитуриенты становятся студентами заочной формы обучения. Опыт показывает, что абитуриенты, не набравшие проходного бала, с трудом решаются на коммерческое обучение из-за трудностей материального порядка. В то же время, год от года растет число обращений выпускников прошлых лет, высказывающих потребность повысить свой образовательный уровень на основе дополнительного обучения или краткосрочного переобучения на договорной основе (по новым специализациям открытым в рамках библиотечной специальности).
|
Учитывая наметившуюся тенденцию, руководство ХГИИК поставило перед специальной кафедрой (К и ВИД) задачу — найти пути
преодоления наметившихся противоречий, для чего разработать программу поствузовского переобучения библиотечных работников и проект поддержки развития дополнительной образовательной деятельности ХГИИК (для привлечения к выполнению программы всех заинтересованных участников). Для определения содержания программы возникла необходимость в проведении предпроектного исследования (отчет о проведении исследовании приведен в значительном сокращении).