Целью семинара явилось создание условий для развития инновационной деятельности в библиотеках. Первоначально, при разработке его программы мы исходили из необходимости выполнения двух задач:
1) формирования у участников представлений о теории и методике инновационной деятельности в библиотеках;
2) предоставления участникам семинара возможностей определения путей и инструментов осуществления тех изменений, необходимость в которых была ими осознана ранее в результате стажировки в Санкт-Петербурге.
Третья и четвертая задачи семинара была поставлены его организаторами — методистами Брянской областной универсальной научной библиотекой им Ф. И. Тютчева, они заключались в следующем:
3) оценить масштаб и состояние инновационной деятельности библиотек, выявить проблемы, препятствующие процессу библиотечных перемен;
4) создать условия для обмена опытом инновационной деятельности, и установления форм сетевого взаимодействия библиотек, позволяющего им совместно решать проблемы, препятствующие инновациям.
Постановка данных задач потребовала учета исходного уровня представлений библиотекарей о сущности, назначении и особенностях осуществления инновационной деятельности в библиотеках. Таким образом, были определены все задачи семинара и способы их решения:
Задача семинара | Способ ее решения |
1. Сформировать у участников семинара представления о теории и методике инновационной деятельности в библиотеках | Включить в программу семинара проведение теоретических и практических занятий по следующим темам: Библиотечная инноватика как теория библиотечных изменений: основные понятия, объекты изменений, последовательность их осуществления Новые библиотечные услуги и сервисные инновации: особенности осуществления продуктовых изменений и ассортиментного регулирования; |
2. Предоставить возможность определения путей и инструментов осуществления тех изменений, необходимость в которых была осознана ранее в результате стажировки в Санкт-Петербурге | Управление, изучение и документирование инновационной деятельности в библиотеках |
Окончание таблицы
|
3. Оценить масштаб и состояние инновационной деятельности библиотек, выявить проблемы, препятствующие процессу перемен | Предусмотреть подготовительную работу потенциальных участников семинара, включающую анализ изменений, происшедших в библиотеке за два последних года, выявление проблем и противоречий, характеризующих библиотечную деятельность |
4. Создать условия для обмена опытом инновационной деятельности, и установления форм сетевого взаимодействия библиотек, позволяющего библиотекам совместно решать проблемы, препятствующие инновациям | Предусмотреть в программе семинара возможность обмена опытом инновационной деятельности, продемонстрировать достижения в осуществлении модернизации различных сторон библиотечной деятельности (рассказать о результатах изменений) |
5. Оценить исходный уровень представлений библиотекарей о сущности, назначении и особенностях осуществления инновационной деятельности в библиотеках | Предусмотреть в условиях участия (информационном письме) и программе семинара задания 1."я участников позволяющие оценить исходный уровень их представлений, знания, умения и навыки в области осуществления, управления, изучения и документирования инновационной деятельности |
|
В результате учета задач и способов их решения программа семинара приняла следующий вид:
13 мая, понедельник |
10.00-10.40 Открытие семинара Цели и задачи семинара. Знакомство |
11.00-13.00 Презентация инновационной деятельности библиотек Выступления участников семинара |
14.00-15.30 Теоретическое занятие |
15.40-17.10 Библиотечная инноватика как теория библиотечных изменений |
17.20-18.00 Итоги дня__________________________________________________ |
14 мая, вторник |
9.30-11.00 Теоретическое занятие |
11.20-13.00 «Новые библиотечные услуги и сервисные инновации: поиск новых возможностей» |
14.00-15.30 Работа по группам |
15.45-16.45 «Моделирование ассортимента новых библиотечных услуг» |
17.00-17.45 Итоги дня__________________________________________________ |
15 мая, среда |
9.30-10.55 Теоретическое занятие |
11.10-12.10 «Управление, изучение и документирование инноваций в библиотеках» |
12.10-13.00 Работа по группам |
14.00-15.00 «Инновационный менеджмент: определяем точки роста» |
15.00-17.00 Подведение итогов семинара |
17.00-18.00 Экскурсия по областной библиотеке |
19.00 Культурная программа |
Необходимость в выполнении определенной подготовительной работы участниками семинара, их информирования об условиях его осуществления, потребовали составления информационного письма. Рассылка писем осуществлялась Брянской областной универсальной научной библиотекой им. Ф. И. Тютчева.
Информационное письмо
Кафедра научно-технической информатики СПбГУ КИ и Брянская областная универсальная научная библиотека им. Ф. И. Тютчева с 13 по15 мая 2002 г. проводит
|
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Основы библиотечной инноватики и инновационной деятельности библиотек»
Цель проведения семинара — создать условия для разработки и внедрения библиотечных инноваций, развития инновационной деятельности в библиотеках.
Участие:
В семинаре могут принять участие руководители (заместители) библиотек и структурных подразделений общедоступных библиотек и резерв их лидерского корпуса. Потенциальным участникам необходимо подготовить:
1. Анкету участника, в которой отразить сведения:
· ФИО участника;
· Должность и место работы (адрес, телефон, e-mail);
· Возраст, стаж библиотечной работы;
· Год окончания вуза, его полное наименование, полученная специальность и присвоенная квалификация;
· Достижения в повышении квалификации за 2 года (формы, учреждения постобразования, название программ);
· Описание личных мотивов участия в семинаре, выгод, навыков и умений, ожидаемых от участия в семинаре;
· Основные слагаемые профессиональной биографии;
· Общая характеристика инновационной ситуации в библиотеке, ЧТО нуждается в изменении, основные проблемы и способы их решения;
· Готовность выступить с сообщением (докладом) на презентации результатов инновационной деятельности (тема выступления (доклада)).
2. Сообщение (доклад) для участия в презентации результатов инновационной деятельности. Сообщение содержит характеристику позитивных изменений произошедших в конкретной библиотеке (сети библиотек) за последние 2 года. В нем желательно отразить:
· общую характеристику библиотеки: название, место расположения, объем фонда, количество читателей;
· когда, по чьей инициативе, какие объекты библиотечной деятельности были модифицированы, что изменилось с момента принятия решения об изменениях; какие основания определили решение о необходимости изменений;
· как планировались и где фиксировались задачи изменений;
· как осуществлялись изменения (этапы внедрения), какова социально-психологическая атмосфера внедрения;
· какие результаты получены,
· что предстоит сделать для продолжения изменений (планируется ли продолжить изменения и в каком направлении);
· где зафиксированы результаты (по каким каналам распространялась (где опубликована) информация о проведении изменений;
· как распространен опыт, нуждается ли он в дальнейшем распространении;
· основные проблемы внедрения инноваций в библиотеке.
Доклад может быть снабжен иллюстративным материалом: видеодокументами, библиографическими и прочими информационными пособиями.