Цели и задачи исследования




Цель исследования — оценить готовность библиотечных специалистов региона к получению дополнительного образования в условиях вуза. Достижение обозначенной цели предполагает оценку исходного уровня содержания деятельности библиотек и происходящих в них изменений. Поэтому данная цель была разбита на три взаимосвязанных подцели: изучить отношение библиотекарей к происходящим изменениям, определить с их слов состояние и перспективы развития инновационной деятельности в библиотеках региона и затем, определить возможности вуза в развитии дополнительной образовательной деятельности. В качестве основных задач исследования рассматривалась оценка мнений библиотекарей по следующим вопросам:

· готовность библиотечных специалистов к изменениям и объекты реорганизации;

· условия обновления и особенности осуществления инновационного процесса в библиотеках;

· условия, обеспечивающие результативность инноваций;

· стимулы и препятствия на пути инноваций;

· потребность в переобучении и повышении квалификации (готовность, тематика обучения).

 

Методы исследования

Основным методом проведения исследования был выбран анкетный опрос (образцы анкет см. ниже). Пилотаж анкет проводился с 1 по 17 декабря, сам опрос — с 25 декабря 2000 г. по 17 января 2001 г. (доля отказов от участия составила 5%). Участниками опроса явились библиотекари Дальневосточного региона. В опросах приняли участие две условно обозначенные группы респондентов: «технологи» (170 чел.), имеющие многолетний опыт работы по выполнению различных процессов библиотечного производства, и «руководители» (130 чел), представляющие различные уровни управленческой деятельности: высший — административно-управленческий персонал (дирекция); средний — функци-

ональных руководителей (заведующих отделов) и низший — линейных руководителей (заведующих секторами, главных библиотекарей).

Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе собиралась, изучалась и анализировалась вторичная информация по проблеме исследования, разрабатывалась программа исследования и формы анкет для проведения опросов. На втором этапе проводился сбор и осуществлялась первичная обработка данных. На третьем этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, составлялись основные выводы и рекомендации.

В качестве интервьюеров и аналитиков выступали студенты специализации «Маркетинг и менеджмент информационных ресурсов», специальности «Библиотековедение и библиография» и преподаватели кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры.

 

Образец анкеты №-1 Уважаемый, коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании Хабаровского государственного института искусств и культуры по изучению изменений, происходящих в библиотеках региона и отношения к ним библиотечных

работников.

В российском обществе происходят глобальные изменения, влияющие на все сферы жизни, в том числе и на библиотеки. Нас интересует Ваше мнение о том, какие проблемы изменений стоят в Ваших библиотеках особенно остро?

Для участия в нашем исследовании предлагается заполнить анкету: внимательно прочитать входящие в нее вопросы и отметить любым знаком (подчеркнуть), вариант ответа, соответствующий вашему мнению на поставленный вопрос. Если же мы не смогли включить в анкету нужного вам варианта ответа, просим Вас сформулировать его самостоятельно и вписать в нашу анкету.

1 Как Вы относитесь к любым изменениям и переменам в вашей жизни?

· С охотой принимаю любые положительные изменения

· К изменениям отношусь настороженно

· Ничего не люблю менять

· Ваш вариант:____________________________

2. Признавая тот факт, что все вокруг изменяется, какие перемены Вам больше всего неприятны: происходящие в личной жизни, на работе или в социальной среде (просим Вас отметить не более двух позиций по каждому аспекту):

· В личной жизни: внезапное одиночество; перемена места жительства; финансовый крах; психологический кризис; Ваш вариант: ___________________________

· На работе: сокращение штата; замена руководителя; конфликт с коллегами; реорганизация деятельности на основе инноваций; обновление штата (коллектива) библиотеки; снижение зарплаты; лишение льгот и привилегий; снижение показателей деятельности библиотеки; жалобы читателей; недооценка вашего профессионального вклада коллегами и руководством;

Ваш вариант:_________________

· В обществе: смена государственного лидера и правящего политического блока, военные конфликты и террористические акты в мире, стихийные бедствия, мировые катастрофы, экологические загрязнения, Ваш вариант:_________________

Сегодня любая библиотека ставит перед собой цели развития и использует для этого инновации как результат изменений.

3. Какие, на Ваш взгляд, объекты библиотечных инноваций наиболее.«видимы» профессиональному сообществу, то есть, всем заметен результат изменений (укажите не более двух позиций):

· Изменение услуг/продукции;

· Совершенствование библиотечной технологии

· Структурные преобразования

· Новые приемы в управлении персоналом

· Ваш вариант_________________________

4.Укажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, необходимо изменить в вашей библиотеки в первую очередь?

 

(Внимание! Из девяти вопросов входящих в этот, Вам необходимо выбрать и заполнить только пять самых важных, при этом, в каждом вопросе просим Вас подчеркнуть только один вариант ответа. Последовательность предпочтений оценить по степени важности, в 1, 2, 3, 4, 5 очередь...)

1. Считаю, что в___очередь необходимо изменить систему комплектования фонда:

· изменить структуру комплектования

· изменить источники комплектования

· Ваш вариант:_______________________

2. Считаю, что в___очередь необходимо изменить принципы управления библиотекой:

· принять за основу маркетинговый подход к организации деятельности

· использовать практику стратегического планирования

· обеспечить развитие системы public relations

· сделать библиотеку хозрасчетной информационной структурой

· Ваш вариант:________________________________

3. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать структуру библиотеки:

слить определенные отделы (указать какие именно):____

· разделить определенные отделы (указать какие именно):____

· ликвидировать определенные структуры библиотеки (указать

· какие именно):______________________

· создать новые структуры (указать какие именно):__

· Ваш вариант- _______________________

4. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать технологические процессы на основе применения новых информационных технологий (указать какие именно):_________

5. Считаю, что в___очередь необходимо повысить интеллектуальный потенциал библиотеки за счет:

· переобучения и повышения квалификации персонала по вопросам управления, применению новых информационных технологий, психологии общения (нужное подчеркнуть)

· стимулирования профессионального роста сотрудников

· аттестации работников

· Ваш вариант:__________________________

6. Считаю, что в___ очередь необходимо изыскать пути дополнительного финансирования (разработать стратегию фандрейзинговой деятельности) и привлечь общественность к решению библиотечных проблем.

· Для этого считаю необходимым:

· определить круг спонсоров и меценатов

· для работы на вакантных штатных должностях привлекать «друзей библиотеки» (из числа общественности) (волонтеров), вырученные средства использовать для развития библиотеки

· создавать клубы друзей или попечительские советы для управления библиотекой и улучшения ее финансирования

· участвовать в конкурсных проектах

· Ваш вариант:_____________________________

7.Считаю, что в___очередь необходимо расширить ассортимент

предлагаемых пользователям услуг/продукции за счет новых:

· библиотечно-информационных услуг, указать каких именно:

· досуговых услуг, указать каких именно:__________

· консалтинговых услуг, указать каких именно:___________

· других видов информационных услуг, указать каких именно:

8. Считаю, что в___очередь необходимо повысить заработную плату библиотечным работникам за счет:

· программ фандрейзинга

· расширения внебюджетной деятельности

· бюджета

· сокращения штата

· Ваш вариант:_________

9. Считаю, что в___очередь необходимо изменить социально-психологический климат в коллективе за счет:

· обеспечения доверия к руководителям умелой кадровой политики

· поощрения инициативных и творческих начинаний в коллективе

· коллегиального решения всех внутри библиотечных проблем «прозрачности» деятельности библиотеки для ее коллектива, т. е. полной информированности персонала

· Ваш вариант:_________________________

5. Как Вы думаете, сколько времени потребуется для того, что бы изменения дали ожидаемые результаты:

· 2 года

· 3 года

· 4 года

· 5 лет

· Ваш вариант:_________________________

6. Считаете ли Вы возможным для разработки и реализации планов развития и инновационных проектов привлекать консультантов из других организаций:

· да

· нет

· не уверен, что это необходимо

· если «да», то какие специалисты потребуются:

7. Как Вы думаете, что мешает Вашей библиотеке более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления):

· инертность сотрудников

· инертность руководителя

· отсутствие стимулов и поддержки руководства библиотеки

· отсутствие необходимых ресурсов и инновационной способности у коллектива

· Ваш вариант:__________________________

8. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы улучшить инновационный климат в коллективе:

· создать специализированную службу (службу маркетинга, развития, др.)

· материально стимулировать инициативных сотрудников

· создать в библиотеке «банк идей», работать над его пополнением привлекая для этому пользователей, партнеров, проводить конкурсы и пр. мероприятия по сбору инновационных идей

· регулярно обучать сотрудников новым инновационным методикам, изучать опыт инновационной деятельности библиотек и доводить эту информацию до коллектива (проводить обзоры литературы, характеризующей новые разработки, пригодные для заимствования, выпускать информ-листки и пр.)

· Ваш вариант:____________________________________

9. Ощущаете ли лично Вы потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления и управления инновационной деятельностью и как вы решаете эту проблему, Что для этого делаете? ________________________

 

Благодарим Вас за терпение и конструктивную помощь в проведении опроса

В заключении просим Вас сообщить некоторые сведения о себе:

Ваш возраст:

· до 25 лет

· до 30 лет

· до 35 лет

· до 40 лет

· свыше 40 лет

Ваше образование:

· средне специальное

· не полное высшее

· высшее

Стаж практической работы в библиотеке:

· до 3 лет

· до 5 лет

· свыше 5 лет

· свыше 10 лет

· свыше 15 лет

Укажите, пожалуйста, тип библиотеки, в которой Вы работаете:

· массовая библиотека

· вузовская библиотека

· областная (краевая) библиотека

· другой тип библиотеки, укажите какой именно:___

· Место жительства_______________________

· Занимаемая должность:_______________________

Благодарим Вас за проделанную работу, данные опроса будут представлять конфиденциальную информацию и использованы в обобщенном виде.

С результатами исследования можно ознакомиться на кафедре книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры после 1 апреля 2000 г., по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112, аудитория 219 или по телефону 36-48-60.

Зав. кафедрой КиБИД: Качанова £. Ю.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: