Цель исследования — оценить готовность библиотечных специалистов региона к получению дополнительного образования в условиях вуза. Достижение обозначенной цели предполагает оценку исходного уровня содержания деятельности библиотек и происходящих в них изменений. Поэтому данная цель была разбита на три взаимосвязанных подцели: изучить отношение библиотекарей к происходящим изменениям, определить с их слов состояние и перспективы развития инновационной деятельности в библиотеках региона и затем, определить возможности вуза в развитии дополнительной образовательной деятельности. В качестве основных задач исследования рассматривалась оценка мнений библиотекарей по следующим вопросам:
· готовность библиотечных специалистов к изменениям и объекты реорганизации;
· условия обновления и особенности осуществления инновационного процесса в библиотеках;
· условия, обеспечивающие результативность инноваций;
· стимулы и препятствия на пути инноваций;
· потребность в переобучении и повышении квалификации (готовность, тематика обучения).
Методы исследования
Основным методом проведения исследования был выбран анкетный опрос (образцы анкет см. ниже). Пилотаж анкет проводился с 1 по 17 декабря, сам опрос — с 25 декабря 2000 г. по 17 января 2001 г. (доля отказов от участия составила 5%). Участниками опроса явились библиотекари Дальневосточного региона. В опросах приняли участие две условно обозначенные группы респондентов: «технологи» (170 чел.), имеющие многолетний опыт работы по выполнению различных процессов библиотечного производства, и «руководители» (130 чел), представляющие различные уровни управленческой деятельности: высший — административно-управленческий персонал (дирекция); средний — функци-
|
ональных руководителей (заведующих отделов) и низший — линейных руководителей (заведующих секторами, главных библиотекарей).
Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе собиралась, изучалась и анализировалась вторичная информация по проблеме исследования, разрабатывалась программа исследования и формы анкет для проведения опросов. На втором этапе проводился сбор и осуществлялась первичная обработка данных. На третьем этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, составлялись основные выводы и рекомендации.
В качестве интервьюеров и аналитиков выступали студенты специализации «Маркетинг и менеджмент информационных ресурсов», специальности «Библиотековедение и библиография» и преподаватели кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры.
Образец анкеты №-1 Уважаемый, коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании Хабаровского государственного института искусств и культуры по изучению изменений, происходящих в библиотеках региона и отношения к ним библиотечных
работников.
В российском обществе происходят глобальные изменения, влияющие на все сферы жизни, в том числе и на библиотеки. Нас интересует Ваше мнение о том, какие проблемы изменений стоят в Ваших библиотеках особенно остро?
Для участия в нашем исследовании предлагается заполнить анкету: внимательно прочитать входящие в нее вопросы и отметить любым знаком (подчеркнуть), вариант ответа, соответствующий вашему мнению на поставленный вопрос. Если же мы не смогли включить в анкету нужного вам варианта ответа, просим Вас сформулировать его самостоятельно и вписать в нашу анкету.
|
1 Как Вы относитесь к любым изменениям и переменам в вашей жизни?
· С охотой принимаю любые положительные изменения
· К изменениям отношусь настороженно
· Ничего не люблю менять
· Ваш вариант:____________________________
2. Признавая тот факт, что все вокруг изменяется, какие перемены Вам больше всего неприятны: происходящие в личной жизни, на работе или в социальной среде (просим Вас отметить не более двух позиций по каждому аспекту):
· В личной жизни: внезапное одиночество; перемена места жительства; финансовый крах; психологический кризис; Ваш вариант: ___________________________
· На работе: сокращение штата; замена руководителя; конфликт с коллегами; реорганизация деятельности на основе инноваций; обновление штата (коллектива) библиотеки; снижение зарплаты; лишение льгот и привилегий; снижение показателей деятельности библиотеки; жалобы читателей; недооценка вашего профессионального вклада коллегами и руководством;
Ваш вариант:_________________
· В обществе: смена государственного лидера и правящего политического блока, военные конфликты и террористические акты в мире, стихийные бедствия, мировые катастрофы, экологические загрязнения, Ваш вариант:_________________
Сегодня любая библиотека ставит перед собой цели развития и использует для этого инновации как результат изменений.
3. Какие, на Ваш взгляд, объекты библиотечных инноваций наиболее.«видимы» профессиональному сообществу, то есть, всем заметен результат изменений (укажите не более двух позиций):
|
· Изменение услуг/продукции;
· Совершенствование библиотечной технологии
· Структурные преобразования
· Новые приемы в управлении персоналом
· Ваш вариант_________________________
4.Укажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, необходимо изменить в вашей библиотеки в первую очередь?
(Внимание! Из девяти вопросов входящих в этот, Вам необходимо выбрать и заполнить только пять самых важных, при этом, в каждом вопросе просим Вас подчеркнуть только один вариант ответа. Последовательность предпочтений оценить по степени важности, в 1, 2, 3, 4, 5 очередь...)
1. Считаю, что в___очередь необходимо изменить систему комплектования фонда:
· изменить структуру комплектования
· изменить источники комплектования
· Ваш вариант:_______________________
2. Считаю, что в___очередь необходимо изменить принципы управления библиотекой:
· принять за основу маркетинговый подход к организации деятельности
· использовать практику стратегического планирования
· обеспечить развитие системы public relations
· сделать библиотеку хозрасчетной информационной структурой
· Ваш вариант:________________________________
3. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать структуру библиотеки:
слить определенные отделы (указать какие именно):____
· разделить определенные отделы (указать какие именно):____
· ликвидировать определенные структуры библиотеки (указать
· какие именно):______________________
· создать новые структуры (указать какие именно):__
· Ваш вариант- _______________________
4. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать технологические процессы на основе применения новых информационных технологий (указать какие именно):_________
5. Считаю, что в___очередь необходимо повысить интеллектуальный потенциал библиотеки за счет:
· переобучения и повышения квалификации персонала по вопросам управления, применению новых информационных технологий, психологии общения (нужное подчеркнуть)
· стимулирования профессионального роста сотрудников
· аттестации работников
· Ваш вариант:__________________________
6. Считаю, что в___ очередь необходимо изыскать пути дополнительного финансирования (разработать стратегию фандрейзинговой деятельности) и привлечь общественность к решению библиотечных проблем.
· Для этого считаю необходимым:
· определить круг спонсоров и меценатов
· для работы на вакантных штатных должностях привлекать «друзей библиотеки» (из числа общественности) (волонтеров), вырученные средства использовать для развития библиотеки
· создавать клубы друзей или попечительские советы для управления библиотекой и улучшения ее финансирования
· участвовать в конкурсных проектах
· Ваш вариант:_____________________________
7.Считаю, что в___очередь необходимо расширить ассортимент
предлагаемых пользователям услуг/продукции за счет новых:
· библиотечно-информационных услуг, указать каких именно:
· досуговых услуг, указать каких именно:__________
· консалтинговых услуг, указать каких именно:___________
· других видов информационных услуг, указать каких именно:
8. Считаю, что в___очередь необходимо повысить заработную плату библиотечным работникам за счет:
· программ фандрейзинга
· расширения внебюджетной деятельности
· бюджета
· сокращения штата
· Ваш вариант:_________
9. Считаю, что в___очередь необходимо изменить социально-психологический климат в коллективе за счет:
· обеспечения доверия к руководителям умелой кадровой политики
· поощрения инициативных и творческих начинаний в коллективе
· коллегиального решения всех внутри библиотечных проблем «прозрачности» деятельности библиотеки для ее коллектива, т. е. полной информированности персонала
· Ваш вариант:_________________________
5. Как Вы думаете, сколько времени потребуется для того, что бы изменения дали ожидаемые результаты:
· 2 года
· 3 года
· 4 года
· 5 лет
· Ваш вариант:_________________________
6. Считаете ли Вы возможным для разработки и реализации планов развития и инновационных проектов привлекать консультантов из других организаций:
· да
· нет
· не уверен, что это необходимо
· если «да», то какие специалисты потребуются:
7. Как Вы думаете, что мешает Вашей библиотеке более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления):
· инертность сотрудников
· инертность руководителя
· отсутствие стимулов и поддержки руководства библиотеки
· отсутствие необходимых ресурсов и инновационной способности у коллектива
· Ваш вариант:__________________________
8. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы улучшить инновационный климат в коллективе:
· создать специализированную службу (службу маркетинга, развития, др.)
· материально стимулировать инициативных сотрудников
· создать в библиотеке «банк идей», работать над его пополнением привлекая для этому пользователей, партнеров, проводить конкурсы и пр. мероприятия по сбору инновационных идей
· регулярно обучать сотрудников новым инновационным методикам, изучать опыт инновационной деятельности библиотек и доводить эту информацию до коллектива (проводить обзоры литературы, характеризующей новые разработки, пригодные для заимствования, выпускать информ-листки и пр.)
· Ваш вариант:____________________________________
9. Ощущаете ли лично Вы потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления и управления инновационной деятельностью и как вы решаете эту проблему, Что для этого делаете? ________________________
Благодарим Вас за терпение и конструктивную помощь в проведении опроса
В заключении просим Вас сообщить некоторые сведения о себе:
Ваш возраст:
· до 25 лет
· до 30 лет
· до 35 лет
· до 40 лет
· свыше 40 лет
Ваше образование:
· средне специальное
· не полное высшее
· высшее
Стаж практической работы в библиотеке:
· до 3 лет
· до 5 лет
· свыше 5 лет
· свыше 10 лет
· свыше 15 лет
Укажите, пожалуйста, тип библиотеки, в которой Вы работаете:
· массовая библиотека
· вузовская библиотека
· областная (краевая) библиотека
· другой тип библиотеки, укажите какой именно:___
· Место жительства_______________________
· Занимаемая должность:_______________________
Благодарим Вас за проделанную работу, данные опроса будут представлять конфиденциальную информацию и использованы в обобщенном виде.
С результатами исследования можно ознакомиться на кафедре книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры после 1 апреля 2000 г., по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112, аудитория 219 или по телефону 36-48-60.
Зав. кафедрой КиБИД: Качанова £. Ю.,