Инновация — явление рыночной среды. Рыночный механизм запускается тогда, когда есть определенное соотношение спроса и предложения, когда под воздействием определенных факторов повышается или понижается интерес исследователей и разработчиков новых объектов к созданию того или иного новшества, доходам и выгодам, получаемым от реализации результата и распределения дохода, когда создана определенная инфраструктура инновационной деятельности, обеспечивающая взаимодействие различных субъектов инноваций, рыночных взаимоотношений сторон.
Наличие инфраструктуры инновационной деятельности имеет принципиальное значение для реализации инноваций, так как обеспечивает процесс внедрения, распространения новшества (его применения в других организациях), продвижение новых продуктов и технологий к потенциальному потребителю (посредством рекламы инноваций, publicity и PR через систему профессиональных коммуникаций).
Проблемы формирования инфраструктуры и взаимодействия различных субъектов инноваций, использования механизмов распространения и продвижения библиотечных новшеств в социальной среде, как и другие вопросы библиотечного дела, исследуемые с рыночных позиций, сегодня являются менее всего разработанными. Неразвитость рыночных регуляторов в библиотечном деле вынуждает при изучении данного вопроса обратиться к особенностям взаимодействия субъектов новаций и применению механизмов продвижения новшеств за пределами библиотечного дела.
Участниками инновационной деятельности в научно-технической сфере являются:
· создатели новшеств — отдельные специалисты или/и коллективы разработчиков: научно-исследовательские и инновационные подразделения предприятий и организаций; творческие коллективы (научные школы) вузов; малые и средние инновационные организации, специализирующиеся на разработке отдельных оригинальных направлений и поэтому владеющих ноу-хау;
|
· заказчики инноваций (предприятия и учреждения, общественные организации и ассоциации);
· инвесторы — поставщики материальных и финансовых ресурсов и прочих ресурсов (центральные и местные органы государственной власти, учреждения образования и постобразования, общественные организации (центральные и региональные фонды и ассоциации), предприятия (организации);
· структуры, объединяющие исполнителей работ по реализации инновационных проектов и учреждения проектного обслуживания: средства массовой информации (СМИ), инновационно-информационные центры, консалтинговые и маркетинговые фирмы, и т. п.;
· другие заинтересованные субъекты — физические или юридические лица (включая иностранные).
Взаимодействуя между собой, различные участники инновационной деятельности создают условия для удовлетворения спроса на новшество и его внедрения в практику.
Современный рынок новшеств в различных сферах общественной практики развивается как рынок заказов, что позволяет создавать инновационные предложения на основе общего интереса и различного рода «выгод» и для заказчиков, и разработчиков. Потенциальный производитель или разработчик новшества (инновационная организация) выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя (заказчика). Заказы на разработку новшества составляют совокупный реальный спрос на инновации.
|
Спрос представляет собой осознанную и подкрепленную ресурсами потребность в новшествах. Он формируется в процессе инициации инновации, когда происходит осознание потребности и определяются источники получения необходимых ресурсов и инвестирования разработки. В силу этого спрос проявляет не только потребности в разработках новшеств, но и реальную возможность организаций их осуществить (заплатить инновационной организации за разработку новшества, либо найти другие формы взаиморасчетов).
Взаимоотношения между участниками инновационной деятельности в теории инноваций получили название «инновационные отношения и коммуникации». Они выполняют следующие функции:
· служат средством реализации инновационной политики;
· оказывают воздействие на инвестиционный процесс, способствуя привлечению дополнительных средств финансирования; для реализации инноваций;
· подсказывают государственным органам управления необходимость и направления поддержки инновационной деятельности;
· формируют новые требования к потенциальным новшествам (потенциальный спрос на инновации), тем самым оказывая влияние на науку;
· влияют на внедрение новшеств и совершенствование производства через повышение требований к качеству итоговых продуктов деятельности.
Спрос на новшества удовлетворяется готовой разработкой (инновационным предложением) — результатом освоения новой идеи, закрепленном в документе (воплощенном в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуга).
|
Инновационное предложение состоит из следующих составляющих:
· основной информации, характеризующей особенности и потенциальные преимущества новшеств, возможности его применения и коммерциализации;
· иллюстративной информации (иллюстративные, видео- и аудио-материалы; электронные документы и демо-версии и пр.) для демонстрации особенностей новшества в экспериментальных условиях владельца и/или покупателя;
· прогнозной информации о рыночных испытаниях опытных образцов, использовании экспериментальных партий и пр., о возможном применении в других сферах деятельности и пр.
К основным особенностям рынка инновационных предложений, относятся следующие:
· адресность предложения, когда результаты интеллектуальной деятельности четко нацелены на определенного потребителя, на трансформацию в конкретное производство (имеют четкое позиционирование в рамках конкретной рыночной ниши); стоимость и цена инновационного предложения формируются под влиянием факторов заданного производства, определенной инновационной потребности, конкретной инновационной ситуации (функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается, но имеет более ограниченный характер);
· отсутствие самостоятельной потребительской стоимости, а лишь наличие способности к репродуцированию потребитель-скок стоимости других объектов деятельное) и (объектов изменений), в силу чего ярко проявляется зависимость цены и стоимости новшества не от затрат на его создание, а от его полезности для удовлетворения нужд конкретного производства. В этом случае непосредственным носителем свойства стоимости выступает разработчик новшества, то есть практическая полезность новшества взвешивается по стоимости, а стоимость — по полезности, при этом цена инновационного предложения соответствует цене инвестиционного спроса. Это означает, что выбор спонсора, инвестора зависит от суммы необходимых инвестиций в инновацию, при этом основой формирования объемов инвестиций служит стоимостное выражение полезности новшества;
· зависимость эффективности купли-продажи новшества от результатов взаимодействия участников рынка до подписания договора на разработку новшества, то есть от результативности коммуникации между продавцом и покупателем и информационного обеспечения сделки, осуществления организационных и инвестиционных мероприятий;
· асимметричность рыночной информации о качестве новшества из-за его нематериальности и интеллектуальной сущности; не возможно физически увидеть и оценить полезность новшества, поскольку оно относится к неосязаемым активам, и заказчик не может проверить достоверность информации о нем до того, как он приступил к использованию новшества. В результате он всегда будет иметь подозрения насчет качества нововведения;
· подверженность моральному старению; срок реализации и использования инновационного предложения зависит от появления на рынке новых разработок, ориентированных на удовлетворение аналогичных потребностей на более качественном уровне с меньшими затратами;
· многократность продажи и использования новшества; инновационный интеллектуальный продукт может быть продан многократно, так как он не отчуждается от разработчика новшества, не уничтожается при использовании, как другие товары, и чем чаще повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от его использования.
В библиотечном деле рынок новшеств только формируется. Несформированность рынка проявляется в отсутствии важнейших его участников (специализированных инновационных организаций, структур, объединяющих исполнителей работ по реализации инновационных проектов и учреждений проектного обслуживания), неразвитости инновационных отношений между участниками, а также слабом использовании библиотеками возможностей фандрейзинга (привлечения инвесторов к финансированию проектов). В то же время для многих библиотек объективно существует потребность в изменениях, необеспеченная платежеспособными ресурсами. Это говорит о наличии, так называемого, отложенного (потенциального) спроса на новшества. Для превращения потенциального спроса в реальный библиотекам необходима действенная инфраструктура инновационной деятельности, государственная и негосударственная поддержка реализации инноваций.
Формирование инфраструктуры библиотечных инноваций требует создания инновационных организаций на базе крупных библиотек, вузов, обладающих достаточным инновационным потенциалом, позволяющим удовлетворить реальные и потенциальные потребности библиотек в новых разработках.
Развитие форм государственной поддержки требует, прежде всего, государственных мероприятий, направленных на стимулирование инновационной активности библиотек и оказания финансовой и материальной помощи библиотекам при реализации инноваций. Эта поддержка выражается в осуществлении конкурсов инновационных проектов, предоставлении грантов от различных государственных организаций, региональных учреждений муниципального управления, образования, культуры, в инициации программ развития и пр.
Развитие форм негосударственной поддержки требует вовлечения в инновационный процесс библиотек различных коммерческих организаций, фондов и ассоциаций, благотворителей (меценатов), спонсоров, что в свою очередь требует от библиотек публичной активности, использования методов фандрейзинга.
Чтобы претендовать на государственную и негосударственную поддержку своей деятельности, библиотека должна быть «видимой» в обществе, проявлять себя, как активная, социально значимая организация. Поэтому особое значение для развития инновационной деятельности библиотек имеет применение методов public relations (PR), усиление делового сотрудничества через активизацию профессиональных коммуникаций.
PR как система общественных коммуникаций библиотек призвана обеспечить общественное взаимодействие, создать управляемый образ библиотеки, сформировать ее деловую репутацию. В контексте реализации инноваций ее задачами будут являться:
· поиск ресурсов для осуществления инноваций, спонсоров (инвесторов) инновационных проектов и поддержание устойчивых коммуникаций при выполнении инновационного цикла по созданию инновации со всеми участниками инновационной деятельности;
· формирование во властных структурах представления о библиотеках как об активно развивающихся учреждениях с одновременным обоснованием необходимости выделения дополнительных государственных средств для осуществления инновационной деятельности;
· продвижение готовых разработок (новшеств) в социальной среде, способствующее как использованию новых продуктов и технологий реальными и потенциальными пользователями, так и диффузии инноваций — многократному использованию новшества в других организациях.
Для определения средств и каналов действенных коммуникаций принципиальное значение имеет тщательное изучение среды и формирование «банка» данных. В качестве аспектов сбора данных могут вы ступать:
· деятельность государственных и негосударственных структур (органов власти и политических организаций, отдельных политических и хозяйственных деятелей, благотворительных фондов, коммерческих фирм и организаций) в поддержку культуры науки и просвещения (конкурсы проектов, условия предоставления поддержки, требования грантодателей; контактные данные ответственных исполнителей, их предпочтения, отношение к библиотеке, читательские интересы и потребности, данные о поддержке, осуществлявшейся в прошлом (победители, объемы выделенных средств, формы отчетности и пр));
· деятельность структур СМИ по отражению событий из жизни учреждений культуры, науки и просвещения (перечень издательств, телерадиокомпаний проявляющих потенциальный интерес к деятельности библиотек, ответственных редакторов и журналистов, характер (информационный, просветительский, критический и пр); их программ (публикаций); характеристика их профессионализма и компетентности; способы и периодичность контактов с библиотекой, требования к пресс-релизам, дайджестам и пр.), условия подачи информационных материалов (требования к тексту и т. п.),
· потенциальные меценаты и дарители, «друзья библиотек», способные оказать безвозмездную помощь библиотеке, содействовать укреплению ее имиджа (конкретные имена, предпочтения, условия и формы взаимодействия);
· профессиональные контакты библиотек с другими библиотеками и другими организациями библиотечной сферы (ассоциациями, библиотечными образовательными учреждениями, библиотечными коллекторами) и смежными учреждениями (издательствами, книжными магазинами, информационными и сервисными службами, WEB-студиями, учреждениями науки, культуры, просвещения), возможности осуществления контактов с целью решения инновационных задач.
Результаты изучения позволят библиотеке определить политику взаимоотношений с различными участниками инновационной деятельности, завязать контакты, построить взаимовыгодные (с учетом интересов сторон) инновационные отношения и коммуникации. Взаимовыгодность контактов строится на открытости и доступности различного рода информации, необходимой участникам (субъектам) инноваций для сотрудничества и совместной деятельности по реализации инноваций. Информированность участников инновационной деятельности (разработчиков, заказчиков, спонсоров или инвесторов разработки) относительно ожиданий сторон, возможностей и компетентности в выполнении различных инновационных задач, является главным условием взаимодействия, и, как следствие, реализации инноваций.
На протяжении многих лет главным средством распространения информации о библиотечных нововведениях являлись профессиональная печать и продукция библиотек методических центров. Как свидетельствует опыт, именно библиотечная печать и, в частности, журнал «Библиотека», оставался для многих библиотекарей основным источником получения информации о новшествах. Существовавшая система документирования результатов научных исследований, методические рекомендации центральных и региональных методических центров не позволяли практическим работникам библиотек адекватно оценивать, адаптировать и использовать результаты разработок и передовой опыт в библиотечном производстве. Как мы отмечали выше, существовавший ранее порядок распространения передового библиотечного опыта строился на принципах методического руководства и осуществлялся в следующей последовательности. Методические центры на основе анализа отчетной документации библиотек и фронтальных плановых проверок оценивали состояние развития библиотечного дела, выявляли достойный распространения опыт и на базе передовых библиотек создавали «Школы передового опыта». Затем формы и методы деятельности школ передового опыта «транслировались» в рамках методического объединения и за его пределами; при этом, школы передового библиотечного опыта, как правило, не обеспечивали библиотекарей всей необходимой документацией, позволяющей эффективно внедрить предложенный для распространения опыт, а сами библиотекари-новаторы редко фиксировали в документах (информационных картах) особенности внедрения опыта (за редким исключением); наиболее яркие достижения отражала профессиональная периодика, местные публикации (тезисы докладов и материалы различных конференций, семинаров и прочих мероприятий) и методические рекомендации библиотек.
Методические рекомендации (указания, инструкции и бюллетени, листовки, плакаты и пр.) о нововведениях остаются и сегодня основным видом документирования инновационных процессов в библиотеках (12, с. 81,89). В то же время специалистами признается факт, что существует необходимость как в поиске новых форм и видов инновационных сообщений, так и в совершенствовании методики изложения информации о новшествах, так как зачастую неверно расставляются акценты, имеющие первостепенное значение для инноваций: обстоятельно рассказывается о работе библиотеки, но не показываются ее результаты, методика внедрения. Рекомендации составляются не на основе изучения библиотечной практики, анализа и обобщения фактов, а в результате поверхностного ознакомления с ними (12, с. 78). Кроме этого, определены обязательные позиции содержания документов о новшествах и нововведениях, отсутствует «регламент обращений» в методические центры с инновационными запросами, механизм подготовки научно-методических разработок по внедрению новшеств (разработки инновационных предложений). Сами же библиотекари, в условиях отсутствия соответствующих указаний вышестоящих организаций, времени и стимулов для распространения инновационных идей не испытывали потребности в четкой фиксации всех особенностей собственных разработок.
Современные условия требуют новых подходов осуществления библиотечных инновационных коммуникаций, разработки методики составления инновационных информационных сообщений.
Основными формами документирования инновационного процесса предлагается считать:
· инновационную заявку и инновационное предложение;
· инновационный проект, инвестиционный проект (проект поддержки инновационной деятельности, фандрейзинговая программа), проект внедрения (бизнес-план) или освоения новшества;
· методическую разработку (указания, рекомендации) по внедрению и распространению новшества;
· план/отчет по НИР; отчет о выполнении инновационного проекта, проведении маркетингового исследования; результатах экспертизы проекта и пр.;
· договор (контракт о выполнении работ, творческом сотрудничестве и пр.);
· статьи в профессиональной печати и пр. печатные материалы, включая электронные документы;
· различные средства рекламной информации и publicity, призванные обеспечить продвижение готового продукта к потребителю.
Главными из этого перечня документов являются инновационная заявка и инновационное предложение. Они выполняют задачу построения взаимодействия между заказчиком и разработчиком новшества. Первый документ характеризует инновационную потребность библиотеки и необходим для осуществления научно-исследовательских разработок и работ по созданию новшества, а второй характеризует особенности применения новшества на практике и все присущие ему свойства. С его помощью формируется спрос на новые продуктовые, технические и технологические решения. Фактически, как инновационная заявка, так и инновационное предложение, характеризуют одно предметное поле — объект изменений. Инновационная заявка представляет собой запрос на новшество, ответ на который дает инновационное предложение.
Для совмещения содержания этих «инновационных» документов (отражающих ход и результаты инновационного процесса) существует потребность в определении единых структурных позиций плана инновационной заявки и инновационного предложения. Принимая за основу аспекты характеристики инноваций, можно получить позиции, которые одновременно характеризуют и что новое требуется, и что новое предлагается. В качестве таких позиций предлагается использовать аспекты классификации библиотечных инноваций, рассмотренные в табл. 5.1. Примеры оформления инновационной заявки и инновационного предложения приведены в приложении 2.
Перечень аспектов характеристики инновационной деятельности библиотеки может быть использован при составлении различных видов документов: методических разработок (указаний, рекомендаций) по внедрению и распространению новшества; рекламных материалов, статей об опыте работы и прочих документальных свидетельств инноваций. Все они в той или иной степени раскроют суть изменений и дадут ответы на ряд значимых для профессионального сообщества вопросов, а именно: что и как происходит в библиотеках, кто отвечает и привлекается к этим изменениям, какие условия необходимы для внедрения, кого они касаются и в какой степени?
Принципиальное значение для продвижения новшеств имеет выбор средств доведения информации до конечного потребителя — письменных, устных и визуальных сообщений, распространяемых с помощью различных каналов (по почте, телефону, факсу и прочим электронным средствам коммуникации, посредством радио и телевидения, путем прямой личной коммуникации, различных видео- и аудио средств) и разработка содержания текстов информационных сообщений.
В комплекс коммуникационных средств, обеспечивающих продвижение новшеств и библиотечных инноваций, включаются:
· печатные материалы (листовки, отчеты о деятельности библиотек, каталоги мероприятий и книжно-иллюстративных выставок, путеводители по библиотечно-информационным ресурсам, буклеты, пресс-релизы, информационные письма, газеты, бюллетени, пригласительные билеты, книжные закладки, открытки, календари с изображением здания и интерьеров библиотеки, ее читателей, попечителей и сотрудников и пр.);
· аудиовизуальные материалы (слайды и видеофильмы о библиотеке, составе ее ресурсов, видео- или звуковые экскурсии по библиотеке и пр.);
· наглядные материалы (указатели новых отделов, пиктограммы и прочие знаки информационного ориентирования пользователей в помещении библиотеки, указатели расположения фондов, отделов, каталогов и пр., плакаты различного назначения; предметы и аксессуары с символикой библиотеки и ее отделов);
· комплексные и смешанные средства (презентации, пресс-конференции, специальные телевизионные и радиопрограммы о деятельности библиотек, слайд- и видеофильмы, Интернет-конференции, сайты библиотек).
Текст PR-обращений представляет собой целостное произведение, предназначенное для эффективной передачи аудитории импульса к обращению в библиотеку, использованию ее новых продуктов и сотрудничеству с ней. Структура такого сообщения во всех сферах общественной практики едина и включает:
· слоган (основную мысль сообщения, своеобразный призыв, девиз, характеризующий предмет коммуникации);
· зачин (разъясняющий основную мысль обращения);
· информационный блок (основные сведения по предмету коммуникации и справочные денные (адрес, телефон, контактные лица и пр.).
Например, приглашая читателей воспользоваться новой услугой — электронной доставкой документов, может быть использован следующий текст сообщения:
Слоган: Библиотечная книга — в домашнем компьютере!
Зачин: Городская библиотека предлагает своим читателям
воспользоваться новой услугой — электронной доставкой документов
Информационный блок: Сегодня каждый наш читатель, заключивший договор с библиотекой, может без ее физического посещения получить по сети Internet информацию о наличии в библиотеке нужного ему документа, сделать автоматизированный заказ литературы с помощью межбиблиотечной поисковой системы и по электронной почте в кротчайшие сроки получить его в виде сканированных изображений страниц. Основными условиями заключения договора и получения услуги являются следующие:......
Справочные данные: Дополнительную информацию об услуге вы можете
получить на сайте библиотеки (электронный адрес сайта)
Названные структурные элементы сообщения являются составляющий различных средств коммуникации, в которых каждый из них дополняется и детализируется в заданных масштабах. К каждой категории участников инновационной деятельности необходимо применять различные коммуникационные средства, в зависимости от целей коммуникации. Так, например, для журналистов (СМИ) это пресс-релизы, пресс-конференции, брифинги и пр. Для органов власти — отчеты, дайджесты, информационные бюллетени, пригласительные билеты, деловые беседы и) и пр. Для спонсоров и меценатов — информационные письма с кратким содержанием инновационного проекта, программ развития и т.д.
Для организации эффективных коммуникаций учитываются два момента. Во-первых, для осуществления коммуникаций с каждой категорией используется «язык» этой категории, позволяющий библиотеке быть понятой и интересной для всех, учитывать различные ожидания и предпочтения. Многие ее партнеры имеют свойственные им PR-задачи, которые они намерены решить при помощи библиотек, поддерживая их инновационные преобразования. В силу этого библиотекам следует учитывать, что эффективная коммуникация является обязательно двухсторонней и взаимовыгодной. Во-вторых, необходим высокий уровень подготовки коммуникационных средств (их полнота и оперативность, эстетические параметры, соответствующий технологический уровень (применение новых информационных технологий).
Как отмечалось выше, инновационная деятельность — это работа на конечный результат, получение определенного экономического и социального эффекта, и поэтому любая деятельность, связанная с инновациями, предполагает оценку эффективности предпринятых шагов к достижению поставленных целей (в данном случае —эффективности мероприятий по распространению и продвижению новшеств в социальной среде). Контролируя и регулируя свои действия, библиотека приближает результат — реализацию инноваций.
Анализ эффективности мероприятий библиотеки по распространению и продвижению новшеств направлен на:
· поиск эффективных связей библиотеки с партнерами (субъектами инноваций) — органами власти, структурами СМИ, книготорговыми, издательскими, образовательными и культурно-досуговыми учреждениями, библиотеками различных типов и видов;
· выбор наиболее приемлемых средств коммуникации — отчетов, пресс-релизов, каталогов, путеводителей, телевизионных и радиопередач и пр., адресованных различным категориям участников инновационной деятельности и определение специфических особенностей каждого;
· расширение «круга друзей» библиотеки и усиление их вклада в модернизацию библиотеки, ее обновление на основе внедрения инноваций (привлечение новых спонсоров и меценатов, поиск новых аспектов сотрудничества, развитие деятельности попечительских советов и клубов друзей и пр.).
Таким образом, развитие библиотечных инноваций и инновационной активности библиотек во многом определяется состоянием инфраструктуры, позволяющей осуществлять взаимовыгодные инновационные отношения и коммуникации между различными участниками рынка инноваций. Укрепление рыночных механизмов в библиотечно-информационной сфере будет способствовать развитию инновационных отношений, появлению инновационных организаций. В настоящее время наблюдаются только первые шаги разработчиков технологических новшеств, направленные на продвижение своих разработок. Пока для этого используются крупные отраслевые конференции, позволяющие разработчикам не только сообщить профессиональному сообществу о своих достижениях, но и продемонстрировать опытные образцы на выставках, организованных в рамках конференции. В дальнейшем построение надежной инфраструктуры инновационной деятельности должно позволить библиотекам:
· привлекать и аккумулировать средства на научные исследования, прикладные разработки (разработку новшеств) и реализацию инноваций;
· беспрепятственно находить разработчиков и заказывать разработку новшеств в инновационных организациях, пользоваться их консалтинговыми услугами;
· координировать инновационные разработки с различными участниками рынка инноваций и совместно решать инновационные задачи;
· развивать международные контакты по совместному осуществлению инновационных проектов;
· своевременно информировать общественность о достижениях библиотеки, тем самым укреплять ее общественный рейтинг как инновационно активной и социально значимой организации.
Послесловие
Теория и практика библиотечных инноваций только начинает развиваться, еще многое предстоит осознать как в теории вопроса, так и на практике. Перспективными направлениями дальнейшего изучения теории библиотечных инноваций, по нашему мнению являются:
· Управление затратами и ценообразованием в инновационной сфере библиотек (состав и структура инновационных затрат в библиотеках; факторы, определяющие величину затрат и методы управления инновационными затратами в библиотеках; анализ, планирование и контроль затрат; управленческий учет и распределение затрат; ценообразование на инновационную продукцию библиотек, виды цен);
· Финансирование инновационной деятельности библиотек (формы финансирования инновационной деятельности библиотек (бюджетные ассигнования, внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования инновационной деятельности библиотек); оценка потребности в средствах и финансового состояния инновационного развития библиотеки; применение фандрейзинга для финансовой поддержки инновационной деятельности библиотек);
· Оценка эффективности библиотечных инноваций (виды эффекта; комплексная оценка эффективности библиотечных инноваций; научно-техническая (научно-практическая), социальная и экономическая эффективность библиотечных инноваций; методы оценки эффективности инновационных проектов библиотек; учет факторов риска при реализации инноваций в библиотеках; система статистических показателей инновационного развития библиотек);
· Правовое обеспечение инновационной деятельности (интеллектуальная собственность как результат творческой деятельности личности и объект гражданских прав библиотечных специалистов; объекты интеллектуальной собственности инновационной деятельности библиотек; международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности на научные разработки в области библиотечного дела; использование патентных прав, лицензирование и юридический порядок передачи технологий в области библиотечно-информационной деятельности; ноу-хау и новые объекты интеллектуальной собственности в области библиотечного дела и их правовая охрана);
· Особенности применения и адаптации результатов библиотековедческих научных исследований (диссертационных исследований и НИР) к библиотечной практике; методика продвижения научных разработок в практическую деятельность библиотек; механизм диффузии и трансферта инновационных разработок.
Ко многим специалистам библиотечного дела постепенно приходит осознание того, что инновации открывают новые горизонты библиотечного развития, повышают качество обслуживания пользователей, положительно влияют на репутацию библиотек как социально значимых и активно развивающихся организаций.
Реализация инноваций сложный, но единственно возможный путь функционирования библиотек в условиях новой общественной реальности. Его выбор требует решения четырех основополагающих задач. Во-первых, повышения значимости прикладных библиотековедческих исследований, как базы инновационных процессов в библиотечном деле. Во-вторых, создания инновационного климата, государственной и негосударственной поддержки программ развития библиотек и культивирования в библиотечных коллективах представлений о значимости и необходимости интеллектуализации деятельности каждого библиотечного специалиста, поиска новых возможностей совершенствования, V.TG-чек роста», позволяющих улучшить качество выполняемой работы, повысить ее результативность. Bo-третьих, целенаправленной работы по повышению квалификации и переобучению руководителей и персонала библиотек. И, наконец, в-четвертых, реализацию инноваций невозможно осуществить без взаимодействия библиотек с различными организациями: структурами власти, СМИ, учреждениями смежных сфер деятельности, промышленными предприятиями.
Для реализации инноваций необходима благоприятная «атмосфера поддержки». Это, в свою очередь, потребует от библиотек усиления публичной активности, направленной на вовлечение в инновационный процесс новых участников, проведения четкой политики взаимовыгодного сотрудничества, широкого распространения информации о своих успехах и перспективах: реализуя политику сотрудничества, любая бизнес-структура или государственная организация, стремится выбрать надежного и известного партнера, осознающего свои цели и пути их достижения. В том, что библиотека именно такой деловой партнер, ей приходится убеждать и делами подтверждать декларируемые преимущества.
Выбор инновационного пути — это выбор осознанного преобразования содержания библиотечной деятельности, предполагающего активность и инициативу всех сотрудников. Наградой на этом очень нелегком пути является возможность постоянного развития как всего коллектива, так и каждого участника инновационного процесса, реализующего свой творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акилина М. И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии / М. И. Акилина //
Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 40-54.
2. Арзуханов А. С. Методологические подходы к организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации кадров / А. С. Арзуханов // Библиотечная инфраструктура: Состояние и тенденции: Сб. науч. тр. / ГПНТБ России. - М.(2000. - С. 48-55.
3. Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки: Пер. с англ / Б. Ашервуд. — М.: Либерея, 1995.-176 с.
4. Басов С. А. Методологическое значение категории цели в исследованиях библиотечной деятельности/ С. А. Басов // Вопросы управления библиотечными системами: Сб. науч. тр. / ГПБ.-Л., 1986. — вып. 7.-С. 45-64.
5. Басов С. А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы / С. А. Басов // Науч. и техн. б-ки. -1988. - Mb 2. - С. 3-9.
6. Бачалдин Б. Н. Научно-методические службы: Состояние и перспектива / Б. Н. Бачалдин // Науч. и техн. б-ки. - 1994. - № 10. - С. 22-44.
7. Бездудный Ф. Ф. Сущность понятия инновация и его классификация / Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева // Инновации. - 1998. - № 2 -3. - С. 96-100.
8. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. — М.: Русская деловая лит, 1999.-416 с.
9. Бойкова О. Ф. Платные услуги библиотеки в контексте рыночных отношений / О. Ф. Байкова, В. К. Клюев // Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: Сб. науч. тр. / Рос. гос. б-ка.-М., 1995.-С. 48-73.
10. Борхард П. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц и др.; Науч. -внедренч. центр «Библиомаркет»; Пер. с нем. Е. М. Ястребовой. — М., 1993. — 144 с.
11. Бутковская М. С. ЦБС «Кунцево»: Новая стратегия, новые возможности / М. С. Бутковская, И. В. Харькова, В. Г. Шелудько. - М.: Либерея, 1997. - 96 с.
12. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А. Н. Ванеев. — М.: Профиздат,2000.-140с.
13. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках: Практ. пособие/ И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. — СПб.: Профессия, 2001. - 176 с. — (Библиотечный практикум).
14. Виханский О. С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 2-е изд. — М.: «Фирма Гардарика», 1996. - 416с.
15. Воропаев В. И. Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения. Перспективы / В. И. Воропаев; Рос. Ассоц. упр. проектами СОВНЕТ. — М.: Алане, 1995. — 125 с.