Библиотечная инноватика
Как направление библиотечного образования
Данное приложение включает учебно-тематический план и программу по курсу «Инновационно-методическая работа библиотек», рекомендованного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Предваряют разработки по курсу материалы из ГОС, определяющие основные дидактические единицы курса и его объем в часах.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по курсу: Фрагмент ГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»
СД.Ф.05 ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК
Предмет, структура и задачи курса. Особенности инновационного менеджмента в библиотеке. Управление инновационными процессами в библиотеке. Классификация инноваций. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в библиотеке.
Планирование и организация инновационных процессов в библиотеке. Анализ эффективности инновационной деятельности библиотеки.
Методическая работа в системе инновационного менеджмента. Современные формы и направления методической работы библиотек.
Курс читается студентам квалификации «Менеджер информационных ресурсов» в 6-8 семестрах. На его изучение стандартом рекомендовано отвести 366 часов, из них 184 аудиторных. Итоговая форма контроля — экзамен.
Пояснительная записка к специальной
Дисциплине «Инновационно-методическая работа библиотеки»
Цель курса — сформировать у студентов, будущих специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности — менеджеров библиотечно-информационных ресурсов, основные знания, умения и навыки по осуществлению и управлению изменениями в библиотеках.
|
Данный курс содержательно взаимосвязан со специальными дисциплинами и спецкурсами: «Информационные технологии», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным делом», «Документационное обеспечение управления».
Из 184 часов аудиторных занятий предлагается 62 отвести на лекционные занятия, 54 на семинарские и 68 на практические. Практические занятия могут предусматривать помимо осуществления и обсуждения разработок студентов («дерева целей», проектов, ассортимента библиотеки, программ исследований, форм документирования инновационной деятельности и пр.) работу студентов в библиотеках с целью изучения инновационной ситуации, выявления особенностей отдельных видов инноваций (технологических инноваций), характеристики условий внедрения новшеств.
4.1.3. Учебно-тематический план курса
Наименование разделов и тем | ЛЗ | СЗ | ПЗ | Всего |
Раздел 1. Инноватика как теория изменений | ||||
1. Введение в курс. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности | ||||
2. Инноватика: содержания и направления развития | ||||
3. Библиотечная инноватика: основные проблемы изучения | ||||
Раздел 2 Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой | ||||
4. Цели и содержание стратегического управления изменениями | ||||
5. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики | ||||
Раздел 3. Реализация инновационного процесса в библиотеке | ||||
7. Виды инноваций | ||||
8.Последовательность осуществления инновационного процесса | ||||
9. Разработка инновационных проектов | ||||
10. Реализация продуктных и сервисных инноваций |
Окончание таблицы
|
11. Реализация технологических инноваций | ||||
12. Реализация управленческих изменений | ||||
Раздел 4. Управление нововведениями в библиотеке | ||||
13. Создание инновационного климата в библиотеке | ||||
14. Задачи и функции менеджера как лидера преобразований | ||||
Раздел 5. Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек | ||||
15. Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций. Основные направления и функции научно-методической работы | ||||
16. Инновационно-методические службы библиотек и организация их работы | ||||
17. Аналитическая деятельность библиотек. Направления и методика изучения инноваций | ||||
18. Организация работ по распространению и продвижению новшеств | ||||
19. Организация повышения квалификации и переобучения руководителей и персонала библиотек по вопросам управления изменениями | ||||
Итого |
Программа курса
Раздел 1. Инноватика как теория изменений