В марте 2002 г. кафедрой научно-технической информации Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУ КИ) по проблемам инновационной деятельности была организована стажировка для библиотекарей Брянска и Брянской области.
Выбор целевой аудитории для проведения стажировки в СПбГУ КИ не был случайным. Брянская областная научная библиотека им. Ф. И. Тютчева являет собой пример «развивающейся и инновационно-ориентированной библиотеки». Она имеет многоплановый опыт инновационной деятельности. В 2000 г. она явилась инициатором организации и проведения крупной социально значимой акции — Съезда сельских библиотекарей, объединившего участников из 17 регионов России. С 1999 г. ее сотрудниками ведется работа по применению тренинговых методик повышения квалификации библиотекарей области. В ее активе целый ряд удачно разработанных и эффективно реализованных партнерских образовательных проектов. Наиболее значимым из них является проект: «Управление процессом перемен» (1999-2000). Это комплексная тренинговая программа повышения квалификации специалистов (библиотечных работников, хранителей фондов музеев и архивов, краеведов, представителей административных структур, коммерческих и общественных организаций) соседствующих областей центра России (Брянской, Курской, Белгородской, Орловской).
Стажировка библиотекарей Брянска и Брянской области в СПбГУ КИ проводилась по проблемно-ориентированной программе. В круг проблем изучения вошли: вопросы библиотечной инноватики и менеджмента изменений; методики осуществления в библиотеках библиографических и маркетинговых исследований. За 32 ч учебных занятий участникам стажировки предстояло осмыслить пути интеллектуализации собственной деятельности на основе инноваций, получить необходимые исследовательские навыки и умения, определить научные приоритеты, значимые для библиотек области.
|
Как свидетельствуют участники стажировки, эти цели успешно выполнены: изменились их представления о сущности и методике управления изменениями, открылись новые «точки роста», «завязались» новые контакты. Стажировка позволила библиотекарям увидеть шансы и угрозы развития, раскрыть новые возможности, как для личностного роста каждого участника, так и, в целом, для библиотек. Добиться таких результатов позволил новый взгляд на библиотеку, как научное учреждение, имеющее информационно-аналитический потенциал, способное к выявлению социальных проблем и факторов, влияющих на формирование культурной, производственной, научной элиты региона.
Участники стажировки подчеркивали, что благодаря встречам с преподавателями кафедры научно-технической информации, они смогли наметить направления дальнейшего развития, касающегося:
· расширения диапазона библиотечно-информационной продукции;
· создания различных информационно-аналитических материалов (фирменных досье, информационных продуктов регионального характера);
· осмысления возможностей влияния библиотек на общекультурные процессы в регионе;
· определения подходов к организации научно-исследовательской работы в библиотеках.
Одновременно участниками стажировки было осознано и то, что развитие библиотек в сложившихся условиях требует интеллектуализации и модернизации различных сторон библиотечной деятельности, дальнейшего освоения теории и методики осуществления инновационной деятельности. Как это часто бывает, получение одних новых знаний привело к пониманию необходимости других, расширения и углубления имеющихся представлений. Осознание проблем, характеризующих, ЧТО нужно внедрять в библиотеках, поставило задачу изучения того КАК это лучше сделать. Поэтому, обсуждая итоги стажировки библиотекарей в Санкт-Петербурге, руководство Брянской областной универсальной научной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, приняло решение о необходимости продолжения сотрудничества с кафедрой НТИ, и приглашения ее представителя для краткосрочного обучения библиотекарей области, но уже специально посвященного библиотечным инновациям. Для этого брянскими библиотекарями были использованы возможности партнерского проекта «Через объединение — к новому витку развития» (Белгород-Брянск-Курск-Орел). Он был разработан Брянской областной универсальной научной библиотекой с целью повышения профессионального уровня библиотекарей и эффективности кадровой политики в библиотеках четырех соседствующих областей: Белгородской, Брянской, Орловской и Курской. Его реализация рассчитана на развитие корпоративных подходов к организации системы непрерывного образования, использование инновационного потенциала, синтез науки и практики.
|
В рамках названного проекта Брянская областная библиотека, инициировала проведение трехдневного научно-практического семинара «Основы библиотечной инноватики и инновационной деятельности библиотек» для специалистов методических служб ЦБС Брянской, Орловской, Курской и Белгородской областей, и предложила кафедре
НТИ разработать его программу и определить условия участия в нем библиотекарей (составить информационное письмо).