И ШКОЛЬНИЦА ВАЛЯ СТЕПАНОВА 4 глава




– Не хитри, пожалуйста, – улыбнулась Екатерина Алексеевна. – Если даже я возьму на себя арифметику, русский и историю, то останутся ещё другие предметы. Кто сейчас может вам помочь?

Васёк нащупал в кармане Митино письмо и решил завтра же идти в райком комсомола.

Глава 11
За советом и помощью

Ночью шёл мелкий сухой снег. Задубевшая от заморозков земля по выбоинкам покрылась серой крупкой. Ледяной ветер выметал эту крупку вместе с пылью и сердито бросал в лица прохожим.

Ребята провожали Трубачёва и Мазина до самого здания, где на доске из тёмного стекла было написано золотыми буквами: «Райком ВЛКСМ».

На выборных было возложено важное, ответственное поручение. В разговоре с комсомольцами Васёк должен был кратко и быстро изложить суть дела. Мазину поручалось выступать только в затруднительных случаях.

Проводив товарищей, ребята удалились.

Васёк и Коля Мазин открыли дверь и вошли в большой, светлый коридор. По обеим сторонам его, около стен, стояли стулья и деревянные диваны. В коридор выходили двери многих комнат. На каждой была прибита дощечка с номером.

По коридору мимо мальчиков проходили какие-то люди, молодые военные, девушки в шинелях; они шли быстрой, деловой походкой, разговаривали вполголоса. Стоя у окна, двое рабочих о чём-то горячо спорили. В конце коридора за маленьким столиком сидела стриженая девушка и что-то записывала в большой журнал. Около неё тоже стояла группа молодёжи. Двери комнат поминутно открывались и закрывались; из них выходили люди и, оглядевшись, разыскивали по номерам следующие комнаты, куда им тоже нужно было зачем-то зайти.

На стенах висели яркие плакаты и лозунги. Проходя мимо одного плаката, Мазин вдруг остановился как вкопанный и тихонько толкнул Трубачёва.

С плаката, словно живой, глядел красноармеец и, указывая пальцем прямо на мальчиков, строго спрашивал: «А ты чем помог фронту?» Его прямой вопрос и деловая обстановка, царившая вокруг, смутили ребят.

Мазин указал глазами на диван:

– Сядем. Оглядимся сначала.

Товарищи сели. Васёк сдержанно вздохнул и шёпотом сказал:

– Здесь все так заняты…

Мазин наклонил к нему голову:

– Учёба тоже не маленькое дело.

Мальчики ещё раз окинули взглядом прибитые над дверями комнат номера:

– Куда же нам идти?

Со двора в боковые двери вошла небольшая группа ребят в расстёгнутых пальто, в красных галстуках. Они шли, тихо ступая но крашеному полу, держа в руках шапки.

Глаза Мазина остро блеснули.

– А эти куда?

Васёк потянул его за руку:

– Идём и мы за ними.

Группа ребят направилась к пятой комнате. Девушка в гимнастёрке преградила им путь:

– Вам кого, ребята?

– Нам товарища Мишу, – сказал передний, приглаживая рукой волосы и поддёргивая пояс с блестящей пряжкой.

– Нам к товарищу Мише надо, – повторил другой мальчишка в полосатой тельняшке, с перевязанной серым бинтом ладонью. – Мы по вызову.

– Бутылки? Лом? – улыбаясь, спросила девушка и слегка посторонилась.

Ребята прошли в комнату.

Мазин вместе с Трубачёвым последовали за незнакомыми ребятами.

За столом сидел комсомолец. Васёк увидел светлую копну волос, тёмные очки на носу и лёгкий пушок над верхней губой.

Идущий впереди мальчуган выпрямился и бойко отрапортовал:

– Штаб пионерского отряда с улицы Фрунзе прибыл в ваше распоряжение!

Трубачёв и Мазин с интересом взглянули на ребят «Ого, штаб!» – подумал каждый из них.

– Прибыли? – спросил товарищ Миша. – Очень хорошо Я хочу вам дать одно поручение.

Он перелистал бумаги, лежавшие на столе, вырвал из блокнота листок и что-то на нём написал. Потом поднял глаза на мальчиков:

– На вашей улице проживает семья красноармейца Большакова. Сын на фронте, одни старики остались. В последнюю бомбёжку дом их очень пострадал. Надо будет помочь им перебраться на другую квартиру. Возьмите толковых ребят, не устраивайте из этой перевозки никакого события, не поднимайте шума, делайте всё спокойно, аккуратно, не торопясь. Вот адрес.

Мальчик с блестящей пряжкой деловито взял бумажку и коротко спросил:

– Больше ничего?

– Ну как – ничего? Посмотрите, что там надо. Может быть, дров заготовить, воды принести. Вообще у вас там есть уже несколько семей, которым вы помогаете, возьмите и эту под опеку. Забегайте туда почаще!

– Товарищ Миша! – вдруг выдвинулся вперёд черноглазый мальчишка л полосатой тельняшке и с перевязанной ладонью. – Мы на нашей улице нашли старую палатку, под названием «Воды». Там два ящика с пустыми бутылками обнаружили. Что, можно их сдать? Или не трогать?

Миша нахмурился:

– Если палатка пустая, никто в ней не торгует – сдайте, конечно.

– Есть! – весело откликнулись мальчики и, круто повернувшись, пошли к двери.

Мазин и Трубачёв хотели уже обратиться к товарищу Мише, как вдруг из соседней комнаты открылась дверь и два комсомольца, о чём-то споря, подошли к столу.

– Вот, Михаил: заварил Гончаренко кашу и не хочет расхлёбывать! – хлопнув по плечу комсомольца в рабочей спецовке, сказал голубоглазый паренёк, присаживаясь на край стола. – Я его вызвал сюда к нам побеседовать.

Миша покачал головой, полез в стол, вытащил оттуда листок бумаги и поглядел на товарища в рабочей спецовке:

– Неладно у тебя получилось, товарищ Гончаренко! Что же это ты так рубишь сплеча? Комсомолец, а подхода к людям не имеешь. Кузьмичёв – старый мастер, работает с высокими показателями, мы его очень ценим, а ты взял да продёрнул старика в стенгазете. Неладно…

– Что – неладно? – Гончаренко придвинул стул. Над чёрными глазами его топорщились, словно присыпанные пылью, брови, широкий нос с подвижными ноздрями и насмешливое выражение рта делали его лицо живым и сердитым. – Что – неладно? – повторил он с досадой. – У нас ни одно собрание не обходится без длинных речей. Нам время дорого! Рабочие каждую минуту учитывают, а Кузьмичёв закроет глаза и пост, как соловей!

– Ну, если говорит человек по делу… – начал Миша.

– Не но делу! Вот именно не но делу! Стоит и мямлит одно и то же. Вот он, мол, старый мастер, привык работать так-то и так-то, а вам, молодым, надо ещё поучиться. Начнёт всякие примеры приводить – и отнимет целый час. А потом обязательно скажет: «Вот, товарищи, надо учитывать каждую секунду!» А у нас есть ребята, которые по неделе дома не бывают. Петров так и заявил своей матери: «Пока война – мой дом на заводе!» Кузьмичёв работает хорошо, но он болтун!

Васёк быстро взглянул на Мазина и тихо шепнул:

– Смотри не болтай много!

– Ну, ты бы поговорил с ним где-нибудь наедине, что ли, – продолжал Миша, – а то взял и продёрнул в газете, а он ко мне с жалобой. Нехорошо всё-таки получается. И когда это ты постом заделался? – усмехнулся он и, развернув листок, медленно прочёл что-то про себя, потом сказал: – Во-первых, ты его здесь краснобаем обругал и вообще…

…Час сглотнёт

и два проглотит.

Но поставит всем на вид.

Что в цеху одной минутой

Он, как часом, дорожит…

Все трое вдруг дружно расхохотались. Миша снял тёмные очки, взлохматил свою шевелюру.

– Честное слово, неплохо! – вдруг искренне сказал он к по-дружески обратился к Гончаренко: – Но ты всё-таки с Кузьмичёвым уладь. Старик дни и ночи работает, не считаясь со своими силами. Ну, любит поговорить, словоохотлив… Надо было попросту побеседовать с ним, указать. А ты – с такой насмешкой!

– Он больше всего за стихи обиделся. Зачем, говорит, рифмой, можно было попроще! – сказал комсомолец, который сидел на столе.

Миша улыбнулся.

– Ну что ж, – вздохнул Гончаренко, – постараюсь уладить. – Он взглянул на часы и заторопился: – Ого, уже поздно! Просижу тут, тогда придётся самого себя продёргивать. До свиданья!

Гончаренко вышел. Миша обернулся к мальчикам.

– А вы что тут? – удивлённо спросил он, заметив скромно стоящих у дверей Мазина и Трубачёва.

– Мы по собственному делу, – волнуясь, сказал Васёк. Комсомолец, сидевший на столе, тоже обернулся и внимательно посмотрел на мальчика чуть выпуклыми голубыми глазами.

– Ну, выкладывайте, какое у вас дело?

Мальчики подошли к столу.

– Нам посоветоваться нужно, – серьёзно сказал Васёк. – Мы хотим учиться. В нашей школе госпиталь. Ребята все разъехались кто куда. Многие в Свердловске учатся…

– Мы не хотим терять год, – торопливо перебил Мазин.

– Подождите, ребята, – остановил их Миша. – А почему же вы не эвакуировались? Мы ведь школьников вывозили в Свердловск. Вы бы теперь там учились. – Он обернулся к другому комсомольцу: – Вот, понимаешь, Костя, не уехали вовремя… А что вы вообще сейчас делаете? – обратился он к мальчикам.

Васёк вспомнил красноармейца с плаката, строго указывающего на них пальцем.

– Мы работаем в госпитале. Нас восемь человек. Весь отряд.

– Это что, все пионеры из вашего класса? Ну и работайте пока. Молодцы! А откроется школа – будете учиться. Чем мы Сможем вам помочь сейчас?

– Митя сказал, чтобы мы шли в райком комсомола, – упрямо заявил Мазин.

– А кто это Митя? – поднимая брови, спросил Костя.

– Это наш вожатый.

Васёк вытащил из кармана письмо. Оба комсомольца прочитали его внимательно, изредка переглядываясь.

– Подожди-ка! – вдруг сказал – Миша, опуская на стол письмо. – Ведь это пишет Митя Бурцев. – Он быстро взглянул на ребят: – Так это вас мы тут разыскивали по всем дорогам в первые дни войны?

– Нас, наверно, – сказал Васёк.

Комсомольцы с большим интересом стали обо всём расспрашивать. Васёк кратко рассказал о своём отряде и закончил тем, что ребята во что бы то ни стало решили не терять года.

– У нас есть учительница по русскому и по арифметике.

– И по истории, – поспешно добавил Мазин. – Нам надо только по географии и по ботанике.

– Ага! Так у них уже по главным предметам есть с кем заниматься, – улыбнулся Миша и вдруг тронул товарища за плечо: – Послушай, Костя. Ведь ты у нас в школе был первым по географии, мы тебя даже географом называли. Помоги-ка ребятам, а?

Мальчики с надеждой взглянули на Костю. Тот прищурил глаза, потёр лоб:

– Времени у меня очень мало.

Лица ребят вытянулись. Миша похлопал Костю по плечу:

– Ну, часок в день выкроишь как-нибудь… А вы вот что, – обратился он к ребятам, – ступайте пока домой, а мы тут подумаем. Завтра зайдите.

Мальчики хотели ещё что-то сказать, но в это время дверь широко открылась, и в комнату вошли несколько молодых красноармейцев.

Костя соскочил со стола и бросился к ним:

– Ну? Уже готовы?

Миша поднялся, снял очки. Лицо у него стало вдруг очень молодым и взволнованным. Он протянул руки вошедшим:

– Обнимемся, товарищи!

Васёк и Мазин поспешно выскользнули за дверь.

– На фронт своих провожают… – прошептал Васёк.

Глава 12
Учёба

На другой день Трубачёв и Мазин снова побывали в райкоме комсомола. Миша и Костя были очень заняты, мальчикам пришлось долго ждать. Но вечером они прибежали к ребятам с радостной вестью:

– По географии у нас уже есть учитель – Костя согласился!

– А как же по ботанике? – спросила Лида. – Ой, у нас же без ботаники всё равно ничего не выйдет! Что ж вы не поговорили как следует?

Мазин рассердился:

– Шли бы сами тогда! Думаете, учителя сидят и только вас дожидаются?

– Костя обещал со своим старым учителем поговорить. Может быть, он согласится, – успокоил ребят Васёк.

– А всё-таки правильно Митя нам посоветовал в райком сходить, – сказал Одинцов.

Екатерина Алексеевна тоже одобрила поход мальчиков.

– Ну хорошо, ребята, заниматься так заниматься! – с неожиданным воодушевлением сказала она. – Неужели не одолеем арифметики! – Она на секунду задумалась, потом решительно махнула рукой: – Довольно разговаривать! Если так, то нельзя терять времени. Садитесь на свои места, посмотрим, что нам осталось повторить из пройденного.

* * *

У ребят началась новая жизнь – все их мысли занимала теперь учёба.

После уроков с Екатериной Алексеевной, надевая на ходу пальто, бежали к Косте. Костя жил в маленькой, тесной комнатке, где стояли только кровать, большой стол и несколько табуреток. Костя-географ, как звали его между собой ребята, почти не бывал дома. Он постоянно куда-то торопился, но, по его собственному выражению, любил делать дело «быстро, крепко, толково и прочно».

Не застав его дома, ребята часто ждали на крыльце.

Небольшого роста, в лыжной куртке, он входил во двор быстрыми шагами и, увидев поджидающих ребят, загребал их одной рукой, весело пропуская вперёд:

– Ну, пошли-поехали!

На первый урок он принёс с собой глобус, поставил его на стол, потёр руки и сказал:

– Вот, ребята, мы с вами будем заниматься очень интересным предметом – географией. Что такое география? Гео – по-гречески земля, графия – описание. Описание земли. – Он поднял вверх учебник: – Эта книга полна необычайных и совершенно необходимых человеку сведений. Чтобы добыть для нас эти сведения, трудился не один человек – трудились учёные, великие путешественники… – Костя перелистал несколько страниц. – «Но вы, наверно, даже и не представляете, сколько потребовалось труда, времени, сил и даже человеческих жизней, чтобы узнать о земле всё то, что в этой книжке написано. Сколько походов и путешествий потребовалось, чтобы изучить всю землю. Сколько экспедиций погибло во льдах, в жарких пустынях, в горах, в непроходимых лесных дебрях». – Костя закрыл книгу. – Я прочитал вам только несколько строк. Обо всём я ещё буду подробно рассказывать, а пока я говорю вам это для того, чтобы вы приступили к изучению географии с глубоким уважением и благодарностью к тем, кто во имя науки пожертвовал своей жизнью.

Незнакомые страницы учебника вдруг ожили, потеплели и потянули к себе.

– Теперь начнём урок, – удовлетворённо сказал Костя и, заложив руки за спину, прошёлся по комнате.

Костя рассказывал живо, интересно. Слушая его, ребята с уважением думали: он сам станет когда-нибудь великим путешественником…

Занятия с Костей шли ежедневно в обеденный перерыв, от двенадцати до часу. Екатерина Алексеевна занималась по утрам, от десяти до двенадцати. После ночной работы в газете она приходила домой в семь утра, и до прихода ребят Петя ревниво оберегал её сон. Он научился сам готовить завтрак и, если товарищи приходили раньше, тихо шептался с ними, чтобы не разбудить мать.

Екатерина Алексеевна никогда не жаловалась на усталость. Услышав голоса ребят, она поспешно вскакивала и, весело здороваясь, упрекала Петю:

– Что же ты не разбудил меня раньше!

Петя теперь часто видел свою мать за письменным столом, склонившейся над учебниками. А она сама, восстанавливая в памяти школьные знания, видела себя взволнованной девочкой в тёмном форменном платьице… И, глядя на знакомые страницы «Истории древнего мира», перелистывая хрестоматию «Родная литература» и просиживая над учебником Киселёва по арифметике, она удивлённо морщила брови и тихо говорила про себя:

«Учёба возвращает молодость».

* * *

Вопрос об учителе ботаники по-прежнему беспокоил ребят, но они уже не решались больше ходить в райком комсомола и отнимать время у Миши.

Костя, казалось, совсем забыл об их просьбе. Но однажды вместе с ним на урок пришёл высокий седой старик и, поздоровавшись с ребятами, сказал:

– Ну, вы, кажется, очень ждали меня?

– Вот, ребята, – пояснил Костя, – я попросил Анатолия Александровича до весны позаниматься с вами ботаникой. Смотрите не ударьте лицом в грязь. Тем более, что Анатолий Александрович – старый учитель вашей школы. Вы должны его помнить: он преподавал ботанику в шестых классах.

Ребята не помнили, но радостно улыбались.

Новый учитель, Анатолий Александрович, пригласил ребят к себе. Он встретил их приветливо и начал свой урок с рассказа о том, как подростком впервые попал в сад великого преобразователя природы Мичурина:

– Помню, в ту пору меня больше всего занимали крупные румяные яблоки в его саду. Желание попробовать такое яблоко долго не давало мне покоя, и однажды утром, расхрабрившись, я перелез через забор. И тут я увидел на дорожке сада человека, который нёс два полных ведра воды. Думая, что он сейчас уйдёт, я, притаившись под деревом, ждал. Но человек этот не ушёл из сада. Он вылил воду под одно из деревьев, быстро прошёл мимо меня и через минуту вернулся опять с полными вёдрами. Так ходил он много раз. Я не решался выйти из своего убежища и поневоле наблюдал, как постепенно сгибались его плечи от тяжести, как на лбу его выступал пот. Мне уже не хотелось яблока. И когда, опустив на колени усталые руки, хозяин сада присел отдохнуть, я воспользовался моментом и выбрался из сада. С этого дня я стал интересоваться этим человеком и полюбил то дело, которому он посвятил свою жизнь.

Ребята слушали рассказ Анатолия Александровича с большим интересом. Новый учитель стал им вдруг понятен и близок.

На следующий урок они шли к нему с особым удовольствием.

Комната у Анатолия Александровича была просторная, на подоконниках стояли горшки с цветами и с какими-то растениями. Большое место в комнате занимали шкафы с книгами. Между ними был один шкаф с какими-то таинственными приборами, баночками, склянками. Из этого шкафа учитель нередко доставал микроскоп, и ребята с интересом разглядывали внутреннее строение растений.

«К природе нужно относиться тепло и любовно, как к живому существу», – любил говорить Анатолий Александрович.

Глава 13
Зима

Деревья крепко спят, зарывшись в глубокие сугробы. Но когда мороз острыми иглами впивается в побелевшие ветки, в лесу раздастся тихий, жалобный треск. Он пугает красногрудых снегирей и маленьких синичек. Морозно и страшно молодым птицам, которые вывелись весной в тёплых гнёздах и никогда ещё не видели зимы.

Но ребят не пугает мороз. В тёплых костюмах, они деловито ходят на лыжах по глубоким сугробам, волочат за собой длинные санки и, размахивая острыми топорами, выбирают ёлку. По-хозяйски оглядывают они одно, другое дерево, переговариваясь между собой:

– Помните, какую ёлку прошлый год привезли в школу? Выше потолка! Отрубать верхушку пришлось!

– Да, хорошая ёлка была! Грозный говорит – все игрушки наши целы. Вот уберём! Пусть бойцы посмотрят.

– Теперь ещё лучше надо – не для себя ведь, мы не маленькие… – закидывая вверх голову, говорит Мазни. – Отдать, что ли, ту, Петька, а?

– Нашу? – Петька вытягивает из шарфа подбородок и с сожалением вертит головой: – Нельзя… Она летом в пруду отражается и землянку закрывает. Красивая! Жалко рубить…

– А где землянка, Мазни? Покажи землянку! Где она была? – кричат ребята.

– Да она здесь, недалеко… Пошли, Петька, покажем!

Ловко объезжая деревья, ребята гуськом сходят на пруд, лесенкой поднимаются на противоположный берег и останавливаются под тёмной, развесистой елью, около глубокой заснеженной ямы.

– Вот она, наша землянка!

– Здорово сделана!

– Вроде окопов! Можно отстреливаться отсюда. Раз! Раз! – Саша неловко съезжает в яму и под громкий хохот ребят проваливается до самого пояса. Лыжи его беспомощно торчат вверх.

Ребята один за другим прыгают к нему и, толкаясь, начинают обстреливать снежками невидимого врага.

– Бей, ребята, но санкам!

Санки, брошенные посреди пруда, становятся мишенью.

– Слушай команду! Приготовься!.. Пли! – разыгравшись, кричит Васёк.

От снега хрустят варежки, мороз начинает больно пощипывать пальцы. Ребята выбираются наверх и, подпрыгивая от холода, вытряхивают из валенок снег.

– Нас морозом не возьмёшь! А вот фашистам от нашего мороза плохо приходится. Верно, Трубачёв?

– Верно. Они не привыкли… Эх, здорово их от Москвы гнали! Мне один раненый рассказывал…

– Это на Волоколамском шоссе, Васёк?

– Везде гнали. Их прямо тысячами уложили.

– Теперь не сунутся больше!

– Куда там!..

– Наши бойцы грудью за Москву стояли!

– Ещё бы! Мы свою землю никому не отдадим.

– От Сергея Николаевича давно писем нет, – вспомнив вдруг учителя, грустно говорит Одинцов.

– Ребята, а может, и он Москву защищал? И где-нибудь стоял и смотрел в полевой бинокль, а? Ведь мы от Москвы недалеко всё-таки, а? – с радостной надеждой в сияющих чёрных глазах, говорит Саша.

Ребята не отвечают. Васёк смотрит куда-то далеко за сугробы, за деревья, в глубь парка. Белая, закудрявившаяся от мороза меховая шапка, белые брови и ресницы и заиндевевший шарф под подбородком делают его похожим на ёлочного деда-мороза с синими-синими глазами и красными щеками. Ребята вспоминают о ёлке.

– Пойдём! А то поздно уже, – говорит Мазин.

– Постойте! – просит Сева. – Давайте закроем глаза, помолчим и потом сразу скажем, кто как чувствует: увидим мы ещё Сергея Николаевича или нет?

– Давайте, давайте!

Ребята крепко зажмуривают глаза и секунду напряжённо молчат, потом сразу, как по команде, радостно выпаливают хором:

– Увидим! Увидим!

– Ну, тогда – ура!.. За ёлкой! Пошли!

– Стойте! А насчёт Мити, и Генки, и Степана Ильича, и тёти Оксаны как же? – спрашивает Саша. Ребята снова зажмуриваются:

– Увидим! Тоже увидим!

– Эх, вот счастье было бы! Скорей бы только нам победить Гитлера! Тогда всё у нас будет: и школа будет, и Сергей Николаевич, и Митя, – мечтает вслух Васёк.

– И папа твой приедет, и мой папа, и Лидин…

– И мои мал мала приедут, – нежно улыбается Саша.

– Да они уже выросли, твои мал мала, они теперь уже большие, – убеждённо говорит Одинцов. – Ты их и не узнаешь, пожалуй!

– Нет, что ты! – пугается Саша. – Я всех узнаю… Я бы их через много-много лет узнал, если б они даже старые были!

– И правда, ребята, кажется, будто годы прошли с тех пор, как нас родители на Украину провожали, а всего только несколько месяцев. Вот странно! – удивляется Сева.

– Какие несколько месяцев! Мне самому уже сто лет стало, – уверяет Мазин.

– Мне тоже! – подхватывает Петька. – Сто лет, а ума нет!

– Хватит! Замёрзнем! Пошли за ёлкой! – торопит Васёк.

 

 

Голубые сумерки уже окутывают дома и улицы, когда, запрягшись в санки, мальчики привозят в школу срубленную ёлку Зелёные мохнатые ветки, распластавшись по обеим сторонам, с тихим шелестом заметают снег; сзади, придерживая густую верхушку, идут Нюра и Лида.

– Куда это махину такую приволокли? – удивляются санитары.

– У нас в школе всегда такая была! – с гордостью отвечают усталые ребята.

Глава 14
Перед новой разлукой

Новый год вошёл в маленький городок без праздничного шума, как тихий гость, и, хотя в домах было сурово и невесело, в каждой семье встретили его с надеждой и за скромным ужином подняли бокалы за победу. За тех, кто на фронте.

Прошло несколько месяцев после нападения гитлеровцев. В города и сёла приходили извещения о героической гибели наших бойцов. Матери оплакивали сыновей, сёстры – братьев, жёны – мужей, а несметные полчища врагов всё шли и шли, заливая кровью нашу землю…

Они рвались к сердцу нашей Родины – к Москве. Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

В тылу люди работали с удвоенными усилиями и жадно ловили сообщения с фронта.

После каждого урока географ Костя доставал из кармана свёрнутую в трубку газету и, показывая по карте места, где шли бои, читал утреннюю сводку.

Однажды Костя прочёл ребятам про подвиг юной партизанки Тани в селе Петрищеве.

Мужество и стойкость комсомолки Тани, её гордое презрение к озверевшим врагам потрясли ребят.

Слушая Костю, каждый из них мысленно ставил себя на место этой девушки-героини, каждый хотел быть с ней рядом, защищать её, бороться вместе с ней до конца.

Прочитав очерк, Костя спрятал газету в карман и долго холил по комнате, позабыв и об уроке и о ребятах.

С этого дня Костя как-то изменился. Голубые глаза его часто туманились внутренней тревогой. Иногда среди урока он подходил к окну и, щурясь от белизны снега, нетерпеливо говорил:

– Придёт же весна когда-нибудь!..

И тут же, обрывая себя, поспешно возвращался к занятиям.

Время на Костиных уроках шло незаметно. Спрашивая заданное, Костя обязательно ставил отметку. Ребята учили добросовестно, и все отвечали на «отлично».

Тетрадь отметок Костя держал у себя.

Однажды, просматривая её, он покачал головой и почти с огорчением сказал:

– Что это у вас всё «отлично» да «отлично»?

– А разве это плохо? – засмеялась Лида Зорина.

– Пожалуй, что и плохо. По таким, отметкам я никак не могу определить, где ваше слабое место. Неужели уж так хорошо всё знаете? Надо будет назначить проверку.

– А ты бы не предупреждал. Костя, что будет проверка, – советовал ему Одинцов.

– Нет, почему же? Подготовьтесь. Какой же смысл в том, чтобы вы ошибались!

Костя не раз, как бы мимоходом, говорил о том, что к весне их занятия должны быть окончены.

Как-то к Трубачёвым забежала Таня. Она часто видела Костю в райкоме комсомола.

– Затосковал ваш Костя, на фронт просится. Весной, верно, уйдёт.

Васёк и Саша опечалились.

– Анатолий Александрович весной, наверно, тоже уедет Он говорил, что его с комсомольцами в колхоз пошлют работать. Останется у нас одна учительница, – озабоченно сказал Васёк.

– Весной много воды утечёт, – пошутила Таня и, вздохнув, стала прощаться.

– Опять надолго уходишь? Ты совсем забыла нас! – с обидой сказал ей Васёк. Таня обняла его:

– Никогда не говори так. Я ведь учусь и работаю, боевую подготовку прохожу!

– Это зачем же тебе понадобилось? – строго спросила тётя Дуня.

– Мало ли зачем! Многие комсомолки проходят…

Васёк с уважением посмотрел на Таню. Таня заметила его взгляд и засмеялась.

Васёк представил себе, как она марширует, и тоже засмеялся.

– Ну, не забыли ещё свои смешки-пересмешки? – добродушно пошутила тётя Дуня.

– Нет, не забыли, – ответила Таня, но смех её вдруг умолк.

Она быстро встала и пошла к двери. На пороге оглянулась и неожиданно шёпотом сказала:

– А та партизанка в селе Петрищеве была наша, московская, комсомолка – Зоя Космодемьянская.

Глава 15
Подносчик снарядов с 4-й батареи

Несмотря на то что стоял уже март и изредка сквозь снежные тучи пробивалось солнце, погода была морозная, резкие ветры наметали по обеим сторонам улиц сугробы. В не защищённых заборами дворах люди, выгадывая более короткий путь, протаптывали новые дорожки, похожие на кривые улицы и переулки. Иногда откуда-то из парка на маленький городок налетала снежная метель и в двух шагах прятала от человека знакомое крыльцо. А то из белых туч начинал падать на землю тихий, кроткий, ласковый снежок; он ложился на шапки, воротники и волосы и тут же таял от близости человеческого тепла.

В один из таких дней в госпиталь привезли тяжелораненых.

Васёк вместе с ребятами стоял во дворе и смотрел, как санитары осторожно выносят из машины носилки, как старшая сестра в халате и тёплом платке, озабоченно хлопочет, распределяя раненых по палатам. Нина Игнатьевна не позволяет ребятам помогать, но они стоят наготове, украдкой поправляют сбившиеся одеяла, открывают пошире двери, провожают каждые носилки. Им хочется сказать раненым какие-то тёплые слова, дотронуться до чьей-то бледной руки, выразить сочувствие, ласку.

– Вы не бойтесь, вы поправитесь. У нас хорошие доктора, – выскакивая во двор без пальто, шепчет Нюра бородатому пожилому красноармейцу.

За пожилым красноармейцем санитары выносят из машины носилки с молоденьким бойцом, почти мальчиком. Ребята смотрят на бледное безусое лицо, на запёкшиеся от жара пухлые губы, жадно хватающие морозный воздух, на втянутые щёки с лихорадочным румянцем. Голова раненого в расстёгнутой шапке с ушами беспокойно съезжает с подушки, глаза в беспамятстве блуждают по сторонам. Ребята подходят ближе. Васёк идёт рядом, поддерживая носилки.

– Отойди, отойди – сестрица рассердится! – хмуро шепчет санитарка.

Васёк нехотя отходит. Раненый поворачивает голову, его беспокойный взгляд провожает мальчика и упирается в высокие сугробы, наметённые около крыльца. Мягкие снежинки тают на его горячих щеках, оставляя мокрые следы.

– Товарищ комбат… Это я, Вася Кондаков… Товарищ комбат! – вдруг жалобно окликает раненый, приподнимаясь с подушки.

Старшая сестра быстро подходит к санитарам:

– Бредит… Несите скорей!

– Он тяжело ранен? В какую палату? Что с ним? – допытываются у взрослых ребята.

– Не мешайтесь тут! – сердится Грозный. – Где не можете помочь, там не мешайтесь.

Мальчики и девочки идут за школьным сторожем в его каморку, усаживаются на сундуке, покрытом цветным половиком.

– Комбат… Кто это комбат? – встревоженно спрашивает Лида.

– Комбат – это командир батареи, да, Иван Васильевич? – говорит Коля Одинцов, вопросительно взглядывая на Грозного.

– А он сам – Вася Кондаков, – шепчет Нюра.

– Хоть бы узнать, что у него! – вздыхает Сева.

– Нина Игнатьевна сама ещё не знает. Потом можно будет спросить, – говорит Саша Булгаков. – Посидим тут немножко, а после обхода врачей спросим.

– Нечего тут сидеть, идите по домам!.. – вмешивается Грозный. – Ты что в одном платье выскочила? – нападает он вдруг на Нюру. – Где твоё пальто?.. Одевайтесь сейчас же и идите по домам!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: