ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год, представленный
Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации
(протокол от 26 августа 2016 г. № 43К (1118)
Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета
Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2015 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации, подготовлено в соответствии со статьей 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 13 и 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов» и на основании:
результатов проверки исполнения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. № 96-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») (далее – Федеральный закон № 385-ФЗ, Закон о бюджете Фонда, ПФР); анализа соответствия показателей проекта федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» задачам, изложенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах»; результатов проверки расходования средств на содержание, материально-техническое оснащение, совершенствование работы с кадрами, информационно-разъяснительную работу органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР, Фонд) в 2015 году.
|
Заключение подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Пенсионном фонде Российской Федерации, государственном учреждении – Отделении ПФР по Республике Карелия и государственном учреждении – Отделении ПФР по Костромской области.
Исполнение бюджета ПФР в 2015 году осуществлялось в рамках бюджетного и налогового законодательства, федеральных законов, определивших законодательную базу системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Отчет об исполнении бюджета ПФР за 2015 год представлен Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации письмом от 26 мая 2016 г. № 3549п-П12, что соответствует сроку представления, установленному частью 1 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (до 1 июня 2016 года).
Проект федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» подготовлен в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором отражены все источники доходов и направления расходования средств.
Общая характеристика исполнения Закона о бюджете ПФР
Макроэкономические условия исполнения бюджета ПФР в 2015 году
Согласно показателям социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года фонд заработной платы в 2015 году составил 18 343 млрд. рублей (98,8 % от прогнозного показателя), номинальная среднемесячная заработная плата – 33 981 рубль (99,7 %), индекс потребительских цен на конец года – 112,9 % (100,6 %). Среднегодовой прожиточный минимум пенсионера в 2015 году составил 7 965,0 рублей.
|
В 2015 году Фондом в установленные сроки и в полном объеме выполнены обязательства по повышению пенсий и пособий:
с 1 января 2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости установлена в сумме 3 935 рублей в месяц, что на 24,66 рубля выше аналогичного ей фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2014 года; с 1 февраля размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличен на
11,4 процента и составил 4 383,59 рубля; с 1 февраля стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на индекс роста потребительских цен за 2014 год и составила 71 рубль 41 копейку, размеры страховых пенсий увеличены на 11,4 процента. Средний размер страховой пенсии составил
12 379,86 рубля; с 1 апреля пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные пенсии, проиндексированы на 10,3 процента. Средний размер социальной пенсии составил 8 302,17 рубля, средний размер социальной пенсии по старости – 5 843,05 рубля, по инвалидности – 9 572,02 рубля, по случаю потери кормильца – 6 093,27 рубля; с 1 августа произведено уточнение размеров страховых пенсий по данным индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица на основании сведений о сумме страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2014 года (корректировка). Уточнение страховой пенсии осуществлено в отношении 11 936,34 тыс. человек (32,1 % от общей численности получателей страховой пенсии). Средний размер увеличения страховой пенсии составил 184,81 рубля.
|
В целом средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2015 год на 10,9 % и составил на конец года 12 830,0 рублей.
Соотношение между средним размером страховой пенсии по старости и ПМП в 2015 году составило 153,8 %, что на 13,4 % ниже запланированного (167,2 %), соотношение между средним размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой – 37,5 %, что на 1,8 процентных пункта выше запланированного и на 2,2 процентных пункта выше 2014 года.
Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) определено, что с 1 апреля 2015 года стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается Законом о бюджете Фонда исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2014 год составил 1,092, коэффициент произведенной корректировки страховых пенсий с 1 февраля 2015 года превысил индекс роста заработной платы и составил 1,114. С учетом этого стоимость ИПК с 1 апреля 2015 года утверждена Законом о бюджете Фонда на 2015 год в размере 71,41 рублей, то есть в том же размере, что и с 1 февраля 2015 года.
Показатель «индекс роста доходов бюджета ПФР за предыдущий год в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий» нормативными правовыми актами не установлен, что делает невозможным проверку правомерности принятого Правительством Российской Федерации решения об отсутствии оснований для индексации страховых пенсий с 1 апреля 2015 года.
Кроме того, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента и методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
На начало 2016 года общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (с учетом пенсии, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (далее – ЕДВ), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее – ДЕМО) составил в среднем 35,0 и 37,0 тыс. рублей соответственно (увеличение за 2015 год на 2,6 – 3,4 тыс. рублей); у вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии – 26,9 тыс. рублей (увеличение за 2015 год на 2,7 тыс. рублей).
На начало 2016 года уровень материального обеспечения получателей социальных пенсий из числа инвалидов составил: инвалиды I группы – 14 354,73 рубля (увеличение на 1 158,25 рубля), инвалиды II группы – 7 929,94 рубля (увеличение на 554,81 рубля), инвалиды III группы – 6 451,61 рубля (увеличение на 524,78 рубля), дети-инвалиды – 14 737,31 рубля (увеличение на 1 240,47 рубля), инвалиды с детства I группы –
15 741,74 рубля (увеличение на 1 252,3 рубля), инвалиды с детства II группы –
12 827,52 рубля (увеличение на 1 036,13 рубля), инвалиды с детства III группы – 6 389,55 рубля (увеличение на 511,28 рубля).
По состоянию на 1 января 2016 года размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан составил для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) – 6 779,71 рубля (увеличение на 670,0 рублей); граждан, достигших возраста 60 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), – 5 744,01 рубля (увеличение на 499,0 рублей); инвалидов I группы – 10 997,50 рубля (увеличение на 994,68 рубля); инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства) – 5 532,35 рубля (увеличение на 437,99 рубля); инвалидов III группы –
4 532,31 рубля (увеличение на 431,27 рубля); инвалидов с детства I группы – 12 384,51 рубля (увеличение на 1 088,73 рубля); инвалидов с детства II группы –
10 429,93 рубля (увеличение на 919,31 рубля); детей-инвалидов – 12 339,72 рубля (увеличение на 1123,65 рубля); детей, потерявших обоих родителей, – 10 700,22 (увеличение на 970,11 рубля); детей, потерявших одного из родителей, – 5 376,86 рубля (увеличение на 529,0 рублей).
Общая численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах ПФР, в 2015 году увеличилась на 3,0 % и составила 42 734,9 тыс. человек, в том числе получателей страховой пенсии – 39 242,7 тыс. человек (увеличение на 3,0 %). Численность пенсионеров по старости по состоянию на 1 января 2016 года составила 35 631,1 тыс. человек (увеличение на 3,3 %), пенсионеров по инвалидности –
2 223,0 тыс. человек (снижение на 2,2 %), пенсионеров по случаю потери кормильца –
1 388,6 тыс. человек (увеличение на 4,9 %), получателей социальных пенсий – 3 109,9 тыс. человек (увеличение на 3,4 %).
Численность состоящих на регистрационном учете в территориальных органах ПФР плательщиков страховых взносов в течение 2015 года увеличилась на 2,9 % и составила 9 585 398, в том числе численность плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, – 5 837 258 (увеличилась на 2,8 %).
Структурные особенности федерального Закона о бюджете ПФР на 2015 год и анализ исполнения его основных характеристик по годовому отчету об исполнении бюджета ПФР
В течение 2015 года параметры бюджета ПФР, утвержденные Федеральным законом
№ 385-ФЗ, были изменены один раз Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 96-ФЗ
«О внесении изменений в федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
Основные характеристики бюджета ПФР на 2015 год с учетом внесенных изменений составили:
прогнозируемый общий объем доходов –7 146 806 572,7 тыс. рублей; общий объем расходов – 7 769 784 989,7 тыс. рублей; объем дефицита – (–) 622 978 417,0 тыс. рублей.
В связи с уточнением показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений об индексации с 1 февраля 2015 года размеров страховых пенсий, объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование бюджету ПФР увеличен на 258 618 082,0 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» межбюджетный трансферт бюджету ПФР на обязательное пенсионное страхование был увеличен на 124 261 573,0 тыс. рублей и составил в 2015 году 814 180 611,2 тыс. рублей.
Закон о бюджете ПФР содержит 9 статей и 5 приложений.
Особенностью исполнения бюджета ПФР в 2015 году являлось обособленное исполнение бюджета в части, связанной с формированием средств для финансирования страховых пенсий (далее – распределительная составляющая), и в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее – накопительная составляющая).
Показатели, определенные Законом о бюджете ПФР, в основном выполнены. Доходы составили 7 126 634 062,4 тыс. рублей, или 99,7 % к показателю, утвержденному Законом о бюджете ПФР, расходы – 7 670 269 632,0 тыс. рублей (98,7 %). Дефицит бюджета Фонда составил (–) 543 635 569,6 тыс. рублей, что на 79 342 847,4 тыс. рублей, или на 12,7 % ниже показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР.
Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств утверждены Законом о бюджете ПФР в общем объеме 7 126 423 936,1 тыс. рублей, кассовое исполнение расходов на данные цели составило 7 030 122 775,5 тыс. рублей, или 98,6 процента.