При этом представления взыскателем документа, указанного в подп. 2 п. 2 ст. 3 Соглашения по алиментам (постановления о расчете задолженности по алиментам), не требуется, если в исполнительном документе суда РФ отсутствует отметка, свидетельствующая о том, что он ранее находился на принудительном исполнении.
Соглашением по алиментам не предусмотрена возможность отказа взыскателю в направлении исполнительного документа суда РФ компетентному органу Республики Беларусь для исполнения, если к заявлению взыскателя не приложены документы, указанные в п. п. 1, 2 ст. 3 Соглашения по алиментам.
По смыслу п. 3 ст. 3 Соглашения по алиментам в таком случае возвращение исполнительного документа осуществляется компетентным судебным исполнителем Республики Беларусь.
В то же время в целях исключения случаев возвращения компетентным судебным исполнителем Республики Беларусь исполнительных документов судов РФ рекомендуется разъяснить взыскателю последствия непредставления полного пакета документов, предусмотренных подп. 1 п. 3 ст. 3 Соглашения по алиментам.
1.4.3. Исполнение судебными приставами-исполнителями структурных подразделений территориальных органов ФССП России исполнительных документов о взыскании алиментов, выданных (вынесенных) компетентными судами Республики Беларусь. Заявление взыскателя вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю РФ, исполнительный документ, выданный компетентным судом Республики Беларусь (далее - исполнительный документ суда Республики Беларусь), и иные документы, предусмотренные п. п. 1, 2 ст. 3 Соглашения по алиментам (далее - документы), направляются Управлением принудительного исполнения Главного управления юстиции Республики Беларусь в территориальный орган ФССП России по месту совершения исполнительных действий, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
|
В случае если из поступивших документов усматривается, что должник проживает на территории субъекта РФ, на которую не распространяются полномочия судебных приставов-исполнителей территориального органа ФССП России, то поступивший пакет документов перенаправляется в территориальный орган ФССП России по месту совершения исполнительных действий, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве, о чем извещается Управление принудительного исполнения Главного управления юстиции Республики Беларусь, которым были направлены документы.
Документы, поступившие в территориальный орган ФССП России, в том числе в структурное подразделение, в рамках реализации положений Соглашения не из Управления принудительного исполнения Главного управления юстиции Республики Беларусь либо в структурное подразделение территориального органа ФССП России, минуя аппарат управления территориального органа ФССП России, подлежат возврату как поступившие в нарушение положений Соглашения.
Поступившие из Управления принудительного исполнения Главного управления Республики Беларусь документы главный судебный пристав субъекта РФ направляет в соответствующее структурное подразделение территориального органа ФССП России в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ суда Республики Беларусь подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
|
В соответствии со ст. 2 Соглашения по алиментам, ст. 11 Закона об исполнительном производстве порядок рассмотрения судебным приставом-исполнителем вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа суда Республики Беларусь, а также порядок принудительного исполнения требований данного исполнительного документа определяется законодательством РФ об исполнительном производстве.
В случае отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным законодательством РФ об исполнительном производстве, исполнительный документ суда Республики Беларусь с указанием причин возврата (с приложением постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства) возвращается судебному исполнителю Республики Беларусь через аппарат управления территориального органа ФССП России.
Наряду с Законом об исполнительном производстве Соглашением по алиментам предусмотрены основания для возврата исполнительного документа суда Республики Беларусь (подп. 1, 2 п. 3 ст. 3 Соглашения по алиментам):
- непредставление документов, указанных в п. п. 1, 2 ст. 3 Соглашения по алиментам;
- истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если такой срок не восстановлен судом, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
|
В этой связи в случае, когда для возвращения исполнительного документа суда Республики Беларусь имеются основания, предусмотренные подп. 1, 2 п. 3 ст. 3 Соглашения по алиментам, судебный пристав-исполнитель, с учетом положений ст. 31 Закона об исполнительном производстве, выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на указанные положения Соглашения по алиментам.
В случае неясности положений исполнительного документа суда Республики Беларусь, способа и порядка его исполнения судебный пристав-исполнитель, согласно п. 4 ст. 3 Соглашения по алиментам, вправе обратиться с заявлением в суд Республики Беларусь, выдавший данный исполнительный документ. Указанное заявление оформляется в виде запроса о правовой помощи (приложение N 5).
При необходимости вручения сторонам исполнительного производства на территории Республики Беларусь процессуальных документов, вынесенных судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства о взыскании алиментов, данные документы могут быть вручены в порядке, предусмотренном Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22 января 1993 г.).
2. Организация исполнения на территории иностранных
государств судебных и иных актов (исполнительных
документов), вынесенных компетентными органами
Российской Федерации
В случае окончания исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, когда в процессе исполнения требований исполнительного документа установлено, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство и у него на территории РФ отсутствуют имущество и денежные средства, на которые возможно обратить взыскание, рекомендуется разъяснить взыскателю возможность исполнения судебного и иного акта (исполнительного документа) на территории иностранного государства.
Организация исполнения на территории иностранных государств судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами РФ, осуществляется при таких же условиях и в том же порядке, что и исполнение на территории РФ судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств, но с учетом следующих особенностей.
1. При необходимости исполнения на территории иностранного государства акта суда РФ взыскатель должен обратиться с ходатайством о признании и разрешении к принудительному исполнению через суд РФ, вынесший судебный акт.
2. При направлении исполнительных документов, выданных арбитражными судами РФ, для исполнения компетентным органам Республики Беларусь в соответствии с Соглашением по хозяйственным спорам необходимо учитывать, что исполнительное производство может быть возбуждено на основании письменного заявления взыскателя с приложением оригинала исполнительного документа (письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 06-12/7248).
В заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:
- наименование экономического суда, в который подается заявление;
- юридический и почтовый адрес, расчетный счет должника, его учетный номер налогоплательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;
- юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты взыскателя для перечисления взыскиваемых сумм, его ИНН;
- дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались.
Документы должны направляться на исполнение судебному исполнителю Республики Беларусь, в пределах юрисдикции которого зарегистрирован должник - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или находится его имущество.
3. При необходимости исполнения судебного и иного акта в отношении войсковой части или иного формирования Вооруженных Сил РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной службы безопасности и иных государственных органов РФ, дислоцирующихся на территории иностранного государства, необходимо учитывать, что должники данной категории не подпадают под положения международных договоров РФ, предусматривающих возможность взаимного признания и исполнения судебных и иных актов, поскольку с учетом международных договоров, определяющих их размещение, занимаемая ими территория находится под юрисдикцией РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 33 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).
В этой связи исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительного производства могут быть направлены взыскателем либо органом, выдавшим исполнительный документ, в центральный аппарат ФССП России для принятия главным судебным приставом РФ решения о месте возбуждения исполнительного производства.
4. В отношениях между РФ и Финляндской Республикой отсутствует договор, предусматривающий возможность взаимного признания и исполнения судебных и иных актов.
В то же время данное иностранное государство в силу национального законодательства в одностороннем порядке признает и исполняет акты судов РФ (решения, судебные приказы) по делам о взыскании алиментов.
Для этого взыскателю необходимо обратиться с заявлением в Министерство юстиции Финляндии.
Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать как минимум следующие данные:
- алиментные претензии заявителя и их обоснование (со ссылкой на судебное решение о взыскании алиментов, размер алиментов);
- контактные данные, адрес, подпись заявителя;
- банковские реквизиты заявителя (название банка, номер банковского счета, коды IBAN и SWIFT).
Если размер алиментов определен в процентном или долевом отношении к месячному доходу лица, обязанного уплачивать алименты, в заявлении должен быть также указан максимальный размер требуемой суммы в евро.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- судебный приказ или решение суда в оригинале или его копию, заверенную в официальном порядке;
- документ, подтверждающий факт, что решение подлежит исполнению в России (исполнительный лист);
- если ответчик лично или его представитель не присутствовал на судебном заседании, прилагается подлинник документа или его копия, заверенная в официальном порядке, из которых явствует, что повестка или вызов, содержащий сообщение о существе иска, был(-а) вручен(-а) ответчику в соответствии с законодательством соответствующей страны (или справка о том, что ответчик был надлежащим образом вызван в суд);
- если заявителем является орган власти (например, учреждение социальной защиты, которому перешло право требования задолженности), прилагаются документы, из которых явствует, что этот орган вправе требовать исполнения решения;
- доверенность от заявителя;
- расчет текущей задолженности по алиментам (может быть передан и в более поздний момент до момента принудительного исполнения).
Заявление должно быть составлено на финском или шведском языке либо переведено на один из указанных языков. Приложения к заявлению должны быть переведены на финский или шведский язык присяжным или официальным переводчиком. Апелляционный суд г. Хельсинки требует передачи документов как на языке оригинала, так и в переводе на финский или шведский язык.
Министерство юстиции Финляндии при поступлении заявления обращается в орган социального обеспечения с просьбой об оказании помощи для выяснения позиции лица, обязанного уплачивать алименты.
В случае если лицо, обязанное уплачивать алименты, отказывается от уплаты алиментов в добровольном порядке, Министерство юстиции Финляндии передает дело для судебного разбирательства.
По результатам рассмотрения дела апелляционным судом принимается решение, которое после вступления в законное силу направляется Министерством юстиции Финляндии в исполнительный орган с ходатайством о возбуждении исполнительного производства в целях взыскания алиментов, расчетом задолженности по алиментам на день составления ходатайства и другими документами.
5. В случае, когда между РФ и иностранным государством, на территории которого необходимо исполнить судебное решение, отсутствует международный договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, либо когда имеющиеся договорные отношения не предусматривают признание и исполнение судебных актов по определенной категории споров, взыскатель с целью исполнения должником обязанностей, возложенных исполнительным документом (судебным актом), вправе обратиться непосредственно в компетентный орган иностранного государства с заявлением о рассмотрении имеющегося спора.
Порядок подачи, рассмотрения заявления, его форма и содержание определяются национальным законодательством иностранного государства, в котором необходимо исполнить судебное решение.
3. Совершение исполнительных действий на территории
иностранных государств
В соответствии с ч. 15 ст. 33 Закона об исполнительном производстве на территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами РФ.
При этом возможность совершения конкретного исполнительного действия на территории иностранного государства зависит от объема правовой помощи, предусмотренной международным договором.
Международные договоры, участниками которых является РФ, как правило, предусматривают объем правовой помощи, предусматривающий оказание компетентными органами иностранных государств содействия во вручении процессуальных документов, в установлении места работы, доходов, места жительства должника, а также в совершении иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого иностранного государства.
Список иностранных государств, с которыми РФ имеет договорные отношения, а также перечень международных договоров и объем их правовой помощи приведены в таблице (приложение N 6).
Вместе с тем при необходимости совершения на территории иностранного государства исполнительных действий, которые выходят за рамки объема правовой помощи, или при отсутствии договора о правовой помощи может быть организовано взаимодействие с компетентными органами иностранного государства на основе международных принципов взаимности и вежливости.
Так, согласно сложившейся практике имеются случаи, когда иностранные государства предоставляют информацию: о доходах должника с приложением копий налоговых деклараций; о суммарной процентной ставке муниципальных налогов, выплаченных должником; о недвижимом имуществе, зарегистрированном на имя должника за пределами РФ; о ходе исполнения решения российского суда на территории иностранного государства; копии документов органов записи актов гражданского состояния, копии гражданско-правовых договоров, заключенных должником; копии наследственного дела должника, а также иную информацию и документы, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России.
Для совершения исполнительных действий на территории иностранного государства судебному приставу-исполнителю необходимо оформить запрос о правовой помощи.
При этом запрос судебного пристава-исполнителя может содержать просьбу о совершении нескольких исполнительных действий.
В запросе о правовой помощи указываются: наименование компетентного органа, направляющего запрос; наименование компетентного органа, которому адресован запрос; содержание просьбы, а также иные сведения, необходимые для его исполнения.
Запрос о правовой помощи скрепляется подписями судебного пристава-исполнителя, начальника отдела - старшего судебного пристава, заверяется печатью подразделения ФССП России, направляющего запрос.
В случаях, предусмотренных международным договором РФ, к запросу о правовой помощи и иным документам прилагается перевод на официальный язык запрашиваемого государства, на территории которого предполагается его исполнение.
Примерные формы запросов о правовой помощи и образцы их заполнения приведены в приложениях N 7 - 12.
Надлежащим образом оформленный запрос, подготовленный судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа ФССП России, направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи в центральный аппарат ФССП России.
Направление запросов судебных приставов-исполнителей непосредственно в компетентные органы иностранных государств, минуя аппарат управления территориального органа ФССП России, а также центральный аппарат ФССП России, недопустимо.
4. Перечисление денежных средств взыскателю, находящемуся
на территории иностранного государства
Исходя из положений законодательства РФ об исполнительном производстве денежные средства взыскателю, находящемуся на территории иностранного государства, могут быть перечислены одним из следующих способов:
1) в валюте РФ на расчетный счет, открытый в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории иностранного государства (по месту регистрации взыскателя) и имеющей счета Лоро (корреспондентский счет) в Сбербанке России либо в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории России и имеющей корреспондентский счет в иностранном банке (по месту регистрации взыскателя);
2) в соответствии со ст. 72 Закона об исполнительном производстве взысканные денежные средства переводятся в банк или иную кредитную организацию, имеющую право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ в соответствии с валютным законодательством РФ.
Далее судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк (иную кредитную организацию), в котором указанные денежные средства находятся на счете, конвертировать их в валюту государства по месту нахождения взыскателя и перечислять в этой валюте на счет взыскателя.
Но необходимо отметить, что за совершение указанных операций банком из денежных средств, перечисляемых взыскателю, будет удержана банковская комиссия (сбор).
В соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производстве денежные средства, затраченные на организацию перевода (пересылку) денежных средств взыскателю, относятся к расходам по совершению исполнительных действий. При этом согласно ч. 1 ст. 117 данного Закона расходы по совершению исполнительных действий впоследствии возмещаются за счет должника.
Взыскание с должника указанных расходов производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
В этой связи денежные средства, затраченные на оплату комиссии банка в связи с организацией перевода (пересылки) взысканных денежных средств в пользу взыскателя, находящегося на территории иностранного государства, впоследствии могут быть взысканы судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
5. Исполнение требований исполнительных документов
в отношении должников, обладающих международным иммунитетом
Международными договорами, участниками которых является РФ, для определенной категории субъектов может быть предусмотрен иммунитет от совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1962 г. (далее - Конвенция о дипломатических сношениях) помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.
При этом дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
- исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
- исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31 Конвенции о дипломатических сношениях).
В соответствии со ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Конвенция о консульских сношениях) консульские помещения неприкосновенны в той мере, в какой это предусматривается в названной статье. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства.
Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (ст. 43 Конвенции о консульских сношениях).
В соответствии со ст. ст. 3, 4, 10, 11, 19 Соглашения между Правительством РФ и Международным комитетом Красного Креста о статусе МККК и его делегации (представительства) на территории Российской Федерации от 24 июня 1992 г. имущество и акты МККК не подлежат какой-либо форме вмешательства как путем исполнительных, судебных или административных действий, так и путем законодательных действий, а члены делегации, за исключением граждан РФ, обладают полным функциональным судебно-процессуальным иммунитетом.
Иммунитетом также обладают международные экономические организации, действующие в определенных областях сотрудничества (ст. ст. V, VI, XI Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 5 декабря 1980 г.).
В этой связи если в ходе исполнительного производства имеются основания полагать, что должник обладает иммунитетом, предусмотренным перечисленными или иными международными актами, то необходимо уведомить об этом ФССП России для последующей подготовки и направления в Министерство иностранных дел РФ соответствующего запроса на предмет наличия у должника международного иммунитета и определения дальнейшего порядка ведения исполнительного производства.
Данные положения не подлежат применению, если на исполнении у судебного пристава-исполнителя находится исполнительный документ, подлежащий исполнению в порядке, предусмотренном гл. 12.1 Закона об исполнительном производстве.
Приложение N 1
Перечень международных договоров, участником которых
является Российская Федерация, предусматривающих возможность
взаимного признания и исполнения судебных актов