Глава 11. Человек и другие люди........ 71 6 глава




Ответы

Зполнкть пробелы

I - предзародышевую, зародышевую, плода; 2-независимости, социальных; 3-80t 72; 4-верхние, нижних; 5- пять, шести; 6-10, 30, 40, 60; 7 репродуктивной, половой; 8-редко, обычны; 9-удовлетворения, предварительных игр, полового акта, способов, поз; 10-символического, сохранении, размеров, массы, эталона, сравнивать, располагать; 11-абстрактное, гипотезы, объекты; 12-независимости, обогащением; 13-60, увеличиваться; 14-конвенциональным; 15-самоуважения, самостоятельности; 16-типологии, личностных черт, нервной; 17-взаимодейст­вия, способностями, прошлым опытом, ожиданиями; 13-когннтивисгов, оценку, контроль; 19-психосексуальное, либидо, эрогенные; 20-неполностью, фиксация, черт личности; 21-неполноценности, комплекса превосходства; 22-аффектив­ному, месте, время; 23-реальным, идеальному, конгруэнтности; 24 ннтенцио-нальности, суть, ожиданий, осуществились; 25-привязанности, связей, взглядов, движений, улыбок; 26-восемь психосоциальных кризисов, благоприятное, неблагоприятных, расцвета; 27-депрессии, печали.

-

Верно или неверно?

1-Н; 2-В; 3-Н; 4-Н; 5-В; б В; 7-В; 8-В; 9-Н; 10-Н; 11-Н; 12-Н; 13-В; 14-Н; 15-В; 16-Н; 17-В; 18-Н; 19-В; 20-В.

_

Выбрать правильный ответ

1-а; 2-в; 3-г; 4-6; 5-6; 6-6; 7-г; 8-г; 9-г; 10-6; 11-а; 12-а; 13-г; 14-а; 15-6; 16-в; 17-6; 18-в; 19-6; 20-6; 21-а; 22-в; 2Э-г; 24-г; 25-г,

Литература

Allport G,Wi, 1937* Personality: A psychological interpretation, New York,

Adler A. (1968). "The course of human life as a psychological problem", Human

Development, n* 11, p. 184-200. Biihier C, Massarik F. (Ed.), 1968. The Course of Human Life: a Study of Goals in the

Humanistic Perspective, New York, Springer, Carpenter G.t 1975- "Mother's face and the newborn", in: R. Lewin (Ed-X Child alive,

London, Temple Smith.

Catiell R.B., 1956. La personnalite, Paris, P. U.F. Claparede E.f 1946. Psychologie de Tenfant et pedagogic experimentale, Neuchatel,

Dekchaux et Niestle. Cotton W.L, (1975). "Masturbation frequencies of men and women", Medical Aspects of

Human Sexuality, n° 9, p. 31.

Droz R,r Rahmy N., 1972. Lire Ptaget, Bruxelles, Des&art

Duyckaerts F.t 1977. La formation du lien sexuel (9* ed,), Bruxelles, P. Mardaga ё<1. Ellis A., 197Z "The basic clinical theory of rational-emotive therapy", in: A. Ellis et R.

Griager (Eds,), Handbook of rational-emotive therapy, New York, Springer Erikson E, #., 1959. Enfanoe et soci6te> Neufchatel, Delachaux et Niestle* Eysenck H,J. (1947). Les dimensions de la personnalite Paris P+LLR, 1956. Giiligan C. (1977). uIn a different voice: Women's conceptions of self and morality",

Harvard Educational Review, n° 47(4), p. 481-517. Hayflick JL (1973). **Le vieillissement des cellules humaines", Triangle, n* 12, p. 141-147.

Г/ста Ш

Hunt M, Sexual behavior in the 19704 Chicago, Playboy Press, 1974t 1943.

Jung C, 1969* Lhomme a la decouverte de son ame, Paris, PayoL

Jung C.t 1931, Essai de psychologie anaiytique, Paris,

Kohlherg L.y 1963. "Moral development and identification", Child psychology, Uni­versity of Chicago Press, p. 277 -332.

Kretschmer £LT 1925. Physique and character, London, Keyan Paul

КйЫег+Ross E. (1969). Les derniers instants de la vie, Geneve, Labor-Fides, 1975.

Lebovici 5./1983. Le nourrisson, la mere et le psychanalyste-Les interactions precooes, Paris* Le Centurion.

Mathieu M. Intelligence sans Ian gage: development cognitif chez le chimpanze (a parattre).

Miller W,&. LiefH.Lt 1976. "Masturbatory attitudes knowledge and experience: Data from the sex knowledge and attitude test (SKAT)", Archives of Sexual Behavior, n* 5, p. 447-467, ш

NyeF.I* 1876. ltSchool-age parenthood. Consequences for babies, mothers, fathers, grandparents and others", Extension Bulletin 667, Washington State University.

Pattison E,M., 1977, The experience of dying, Englewood Cliffs (NJ), Prentice Hall/Spectrum.

Peck A, 1968. "Psychological development in the second half oflife*, in: B. L, Neugarten (Ed.), Middk age and aging, Chicago, University of Chicago Press,

Piaget J. (1932), Le jugement moral chez Penfant, Paris, P,U,R, 1957.

Piaget J., 1970, L'eptstemologie genetique, Paris, P. U. F.

RiegetK.F., Riegei R.M.r 1972, "Developmental Psychology", n* 6(2), p, 306-319.

Rogers C,t Kingtl M.f 1962. Psychotherapie et relations humaines, Louvain, Publi­cations universitaires,,;

Rotter J.B. (1966). "Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement11. Psychologic Monographs, n° 80l

Sheldon W. T, 1954. Alias of men: A guide for somatotyping the adult man of all ages, New York, Harper and Row*

Sorensen R.C., 1973. Adolescent sexuality in contemporary America, New York, World,

Spitz R. (1957). De ta naissanoe a la parole, Paris, PUF, 1968,

Vygotsky L.S+, 1978. Mind in Society, Cambridge (Mass.), Harvard University Press,

Walton H 1968* L'evolution psycbologique de Tenfant, Paris, Armand Colin*

Weis D.i 1983* Reactions of college women to their first coitus", Medical Aspects of Human Sexuality, n° 17 (2).

Zaszo R. Conduites et conscience (2 vol,)> Neuchatel Delachaux et Niestle, 1962, 1968.

Глава 11

Человек и другие люди

Введение

С самых первых строк этой книги, в каждой ее главе звучит следующая, мысль: поведение человека не может или почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в отрыве от других членов группы* к которой он принадлежит, от всего общества или даже вида в целом. " • *."'*..

По всей видимости, ничто во Вселенной he может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе. Атом> образуемый* связанными между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в органи* зации клетки. Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность* позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремя­щейся достичь равновесий. Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из элементов, из которых оршнизована Вселенная (см. документ 11,1),

Рис. ILL Согласно общей теории систем, жизнь организована в системы, со­стоящие из взаимосвязанных элементов. Любая система-от атома до общества -всегда представляет собой нечто большее, немое л и простая сумма составляющих ее подсистем. т

12 Г.икщ П

Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому об-ществу, которое в свою очередь существует в системе сообществ других животных. Безусловно, человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека-хочет он того или нет-налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют связи между ин­дивидуумами в группе и между группами в обществе.

Жизнь в обществе

У большинства животных существуют «жизненные правила» и сиг-нальные системы, которые зволяют им создавать оптимальные усло­вия для размножения и для воспитания потомства* сохраняя за собой индивидуальный участок территории.

Территория и индивидуальный участок

Внутри того жизненного пространства, которое особь разделяет с другими представителями вида и которое обеспечивает ей безопас­ность и пропитание, она, как правило, выделяет себе территорию с четко очерченными границами. Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора, гнездо или логово составляют индивидуальный участок ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения (не исклю­чая порой. и вторжения самца, если спаривание уже произошло) (рис. 1L2).

О том, какие территории или индивидуальные участки необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы и зависят от возраста, социаль­ного положения и т.д. Индивидуальный же участок представляет собой невидимое пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри которого он с трудом" переносит присутствие других людей1. Меж-

1 В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях границы территории обозначены очень четко (обнесенные оградой «частные владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или участков в кафетерии, в котором группы студентов, как правило, занимают одни столики, а препода­ватели, обслуживающий персонал и представители администрации-другие* Ве­личина занимаемого человеком пространства зависит от его социального поло­жения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более внуши­тельным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выде­ленных для личных вещей студентов.

lX U <t}>Yt'tttJ

Рис. 11.2. Жизненное пространство представляет собой нейтральную зону, ко­торую в отличие от расположенной в ее пределах «территории» животные не защищают активно. Территория в отличие от жизненного прост­ранства имеет четкие границы, которые маркируются животным с помощью пахучих веществ (секреты желез, моча, фекалии) или зрительных и слуховых сигналов. Помимо расположенного в центре главного убежища на территории имеются дополнительные убежища, а также места для кормежки, дефекации и т.п.

личностная дистанция устанавливается неписаными правилами и раз­лична в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуж­даются в большем обособлений, чем представители африканских, араб­ских или южноамериканских сообществ.

Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отно­шений между людьми. Они соответствовали:

1) интимной дистанции, варьирующей от прямого физического кон-такта до 20 см от тела партнера;

2) личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки;

3) социальной дистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым кон­тактом;

4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на публичных собраниях, в суде, аудиториях и т.п.

 

Рис. 11.3. Урбанизация и перенаселенность могут иногда приводить к серьезным психическим послед­ствиям.

Факторы окружающей среды

В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эф­фекты перенаселенности в крупных городах (рис. 113). В большинстве случаев было показано, что очень высокая плотность населения по­рождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызы­вает уход в себя, апатию и очень часто склонность к враждебным действиям (см* документ 11.2), Похоже однако, что в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы пережива­ются людьми реже.

Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать и шум. Дети, у которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость (см, документ 11.3). Кроме того> отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976).

Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение и раз­дражительность (Zi)man et aL, 1981).

Социальное положение и роль в группе

В сообществах большинства животных существует иерархия, позво­ляющая каждому члену группы знать свой социальный ранг,

У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь, находящаяся в самом низу этого иерархического ряда!, которой клевать некого, напротив, получает клевки от всех остальных птиц, имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает

1 Англоязычные авторы назвали эту социальную организацию «порядком клевания» (pecking order).

 

Рис. НА Сексуальные роли слишком рано начи­нают внушаться мальчикам и девочкам лишь на основании тех физических признаков, которые ро­дители обнаруживают у них при рождении. Иден­тификация ребенка с родителем одного с ним пола еще больше усиливает эту тенденцию.

значительные трудности в спаривании (Schjelderup-Ebbe, 1913),

Представители низших млекопитающих узнают социальный рант благодаря зрительным сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже ока рангом, чем ее соседка (Beilharz, Mylzea, 1963). У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян. Похоже, однако, что у горилл и шим­панзе такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у шимпанзе борьба за до­минирование ведется больше между группами* чем между отдельными особями.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной ра­ботой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства, В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение соответствую­щее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче* студентке, футболисте, руководительнице пред­приятия или правительственном чиновнике.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ро­лей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Сказанное в равной, а может быть, и в еще большей степени относится к половым ролям, которые девочкам и мальчикам лишь на основании их физических различий приписываются при рождении. По сути дела,

76 Г.шаа II

только на эти различия и опирается впоследствии выбор интересов, личных и профессиональных целей и социальных ролей для каждого ребенка (рис. 1L4).

Власть и подчинение

Френч и Рейвен (French, Raven, 1959) выделили пять типов социаль­ной власти, которые с самого раннего возраста испытывает на себе каждый ребенок. Власть вознаграждения заключается в возможности вознаграждать за всякое поведение, соответствующее ожидаемому; этой властью пользуются родители и преподаватели, а позднее и начальство там, где человек работает. Власть принуждения основывается на прак­тике угроз и телесных наказаний-от порки до тюрьмы и пыток; однако, чтобы удержать человека в подчинении этой форме власти, необходим постоянный контроль даже за самыми незначительными его действиями. Власть эксперта основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Власть авторитета покоится на уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей (рис, 1,1.5). Что касается власти закона, то она имеется в распоряжении каждого чело­века, представляющего установленный социальный порядок, и ее чаще всего поддерживают, используя другие формы власти (см. документ

11.4).

Во многих исследованиях делались безуспешные попытки выявить

Рис. 11.5. Во многих странах требова­ния меньшинств часто жестоко подав­ляются во имя «поддержания поряд­ка».

качества личности, свойственные лидеру. По-видимому, установление между человеком и группой людей тех или иных отношений власти зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая. Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего

ч

доступ к определенным ресурсам или обладающего определенными качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе

потребуется руководство ее деятельностью (см. документ 11,5).

 

Конформизм '

Власть удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других (см. документ П.6), В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он

Рис, 11,6, Когда давление группы сказывается на всем народе в целом, кон­формизм достигает столь высокой степени, что люди начинают терять соб­ственное лицо tf придерживаться поведения «толпы», соответственно меняя свой образ мыслей и действий. Именно это происходило с немецким народом при нацистском режиме.

вернулся на путь истинный и вновь стал «как все». Это давление конформности может проявляться в виде насмешек, социального осуж­дения или даже прямого отторжения «отклоняющегося» лица. Давление это сказывается на человеке особенно сильно если тот нуждается в одобрении и поддержке или испытывает тревогу и недостаточно верит в себя (рис. 11.6). С другой стороны, как показал Кратчфилд (Cmtchfield, 1955), нонконформист способен успешнее сопротивляться давлению группы, если обладает достаточным умом и творческими способностя­ми, проявляет терпимость и чувство долга и, кроме того, верит в себя и устойчив к стрессу. Чаще всего именно благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы общественного пре­образования.

Влияние меньшинства

Мбсковичи (Moscovici, 1979) решил выяснить, как на самом деле происходят социальные перемены в группе или обществе, в которых конформизм является «насущной потребностью социальной системы». В исследованиях Московичи и работах его сотрудников было показано, что активное меньшинство может влиять на большинство даже без ведома этого последнего с того самого момента, как только мень­шинство приходит к согласию о необходимости перемен. Однако, чтобы оказать такое влияние, меньшинство должно категорично заявить о принятом решении, продемонстрировать отказ изменить свою точку зрения и проявить волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть истолковано как проявление упрямства или негибкости.

Таким образом, можно думать, что в еще большей степени, нежели компетенция меньшинства, точку зрения большинства способен изме­нить стиль поведения меньшинства. И его влияние будет тем значи­тельнее, нем больше предлагаемые им идеи будут соответствовать «духу времени», чем самобытнее они будут, и в особенности-чем активнее меньшинство будет стараться любой ценой избежать раскола своего единства (см* документ 11,7).

 

Альтруизм и апатия

В последние годы много исследований было посвящено выяснению роли альтруистического поведения в современном обществе; такое поведение выражается в добровольной помощи другому человеку, н&-смотря на риск или жертвы» с которыми зга помощь сопряжена. Альтруистическое поведение обнаруживают и многие животные. Этологи наблюдали его у воронов, однако сильнее всего оно выражено у дельфинов и обезьян (рис. 11.7).

История человечества изобилует примерами альтруизма, когда люди рисковали собственной жизнью во имя спасения других. В недавних исследованиях, однако» описаны многочисленные критические ситуации,

Рис. 11.7. Альтруистическое поведение наблюдалось у многих животных. В качестве примера можно привести дельфинов,, которые приходят на помощь члену группы, оказавшемуся в трудном положении.

в которые отказывались вмешаться десятки наблюдавших их свиде­телей. Мы говорили уже о тех неблагоприятных эффектах, которые может оказывать современный образ жизни на жителей шумных и пе­ренаселенных городов. Многих ученых беспокоит тот факт, что такой образ жизни может привести к превращению социального конформизма в простую пассивность и что апатия у многих людей в скором времени низведет их до роли недееспособных наблюдателей драматических ситуаций (см, документ 11.8).

Латанэ и Дарли (Latane, Darley, 1970) предложили рад объяснений этой «апатии свидетеля», которую социальные психологи называют эффектом зрителя. Одно из объяснений основывается на «рассеянии» ответственности, когда присутствие достаточно большого числа сви­детелей ослабляет личную инициативу каждого. Согласно другому объяснению, присутствие большого числа невмешивающихся людей уменьшает остроту ситуации. Третье объяснение предполагает, что люди в присутствии посторонних просто боятся принимать решение.

Большинство исследователей, однако, сходятся на том, что апатию свидетелей нельзя смешивать с безразличием. Нерешительность, ко­торую проявляют эти люди, чаще всего обусловлена встающей перед ними дилеммой: следует ли оставить жертву на произвол судьбы или же прийти ей на помощь, не зная, как это сделать?

Взаимодействие и коммуникация

Социальная психология задается еще одним важным вопросом: каким образом люди вступают между собой во взаимодействие?

Межличностное влечение

Влечение, которое один человек испытывает к другому, зависит от многих факторов. Однако, как полагает Аронсон (Aronson, 1969), вза­имное влечение двух людей больше определяется внешними признаками

человека, нежели его внутренними качествами (см. документ 11.9).

 

Физическая близость

Чем чаще происходят социальные контакты между двумя людьми, тем больше вероятность, что между ними установятся дружеские или любовные отношения. Таким образом, вопреки обычному мнению

[\uttitf II

романтичной молодежи, девушка или юноша скорее создаст семью с кем-то из своего ближайшего окружения, нежели с каким-нибудь идеализируемым человеком, живущим в другой стране.

Физическая привлекательность

Коль скоро знакомство состоялось, физически привлекательный человек чате всего начинает восприниматься как личность, превосхо­дящая других по честности, уму и одухотворенности х. Такая тенденция приписывать завидные личностные качества «красивому» человеку при­суща даже детям дошкольного возраста; они, например, обнаруживают склонность считать маленьких мальчиков с непривлекательной внеш­ностью агрессивными и недружелюбными.

Было, однако, замечено, что люди, чьи успехи в отрочестве объяс­нялись их внешностью, в зрелом возрасте испытывали больше труд­ностей в социальной адаптации, чем люди, которые были вынуждены больше полагаться на свои внутренние качества,

Рис. 11.8. Очень часто единственным критерием, на. основании которого мы делаем свой выбор, бывает физический облик человека или сходство его при­вычек с нашими собственными.

1 Хесс (Hess, 1965) установил, что одним из факторов привлекательности служит такая деталь, как величина зрачка. Мужчины находили изображенную на фотографии женщину более привлекательной и нежной, если ее глаза были подретушированы так. чтобы зрачки казались.больше.

Человек и другие ttoOu 81

Сходство н комплементарность

_

Как правило, человек испытывает большее влечение к тем людям, которые сходны с ним самим по физическим особенностям, социаль­ному происхождению, интересам и взглядам. Люди* взаимное влечение которых основано на противоположных свойствах> встречаются реже. Тем не менее комплементарностъ потребностей оказывается важным фактором стабильности связей между людьми, которые первоначально выбрали друг друга по взаимному сходству. Таким образом, если сходство имеет важное значение для установления отношений, то для их продолжения, похоже, необходима комплементарность,

-.

Компетеятность

Люди, талантливые или компетентные в какой-либо области, близ­кой к нашим потребностям или интересам, в наших глазах всегда привлекательнее людей со средними способностями или лиц, компе­тенция которых далека от наших интересов.

-

Взаимное вознаграждение '

, Связь между людьми редко бывает бескорыстной. Необходимо, чтобы она на протяжении более или менее длительного времени при­носила пользу обеим сторонам (см. документ 11.10).

 

i

Коммуникация

Как уже говорилось в главе 8, одна из главных особенностей человека-это наша способность передавать друг другу посредством речи информацию о событиях, подчас очень далеких во времени и пространстве. Кроме того, с помощью речи мы можем сообщать окружающим нас людям о своих душевных состояниях или чувствах.

Коммуникация, однако, может происходить и без участия нашего сознания-посредством всего нашего невербального поведения, вклю­чающего взгляды, выражение лица, позы, межличностную дистанцию, интонацию голоса, Как отмечалось (Watzlawick et aL, 1977), «исключить коммуникацию невозможно», ибо «всякое поведение в присутствии другого человека уже есть коммуникация».

Невербальный язык

Выражение лица сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахму-ривание или поднимание бровей и сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств-от приятного удивления до разочарования (рис, 1L9).

Взгляд - ключевой элемент невербальной коммуникации. Как пра­вило, именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору,

6 443

s: глтй п

Рис. 11.9. Зрительный контакт и поза часто играют в коммуникации более важную роль, чем слово.

-

Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или о желании в свою очередь взять слово (если только он не выражает страх или чувство вины). Пристальный взгляд, устремленный прямо в глаза собеседника, часто воспринимается как признак агрессивности.

Функции взгляда, однако, зависят от типа культуры. Так, в аф­риканских странах и на Востоке опускание глаз слушателем перед говорящим служит знаком уважения к последнему.

Большое значение придается и жестам. Так* например, палец, ука­зывающий на другого человека, воспринимается как более агрессивный жест, чем раскрытые и обращенные к нему ладони. Покачивание головой, наклон ее к плечу или в сторону собеседника всегда считаются явными признаками интереса. Помещенные же на бедра руки чаще всего выражают чувство власти или доминирования.

Свои чувства мы выражаем и телодвижениями. Например, человек проявляет по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела; наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.

Прикосновение у представителей разных культур имеет разное зна­чение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час совершает в среднем ПО взаимных прикосно­вений, в Лондоне-ни одного, а в Джексонвилле (США)-около восьми. Похоже, что в США прикосновение имеет особое значение: одна женщи­на, выпрашивавшая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами (Kleinke, 1977),

Голос_ тоже выражает чувства. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а «взвинченный»-воспри­нимается как признак агрессивности.

Метакоммуннкация

«Коммуникация*-это единое целое». Как отмечает Бердуистелл (Birdwhistell), «люди, по сути дела, между собой не общаются. Они лишь

\

Рис. 11Л0+ С самого раннего возраста ребенок учится расшифровывать двоякий смысл того, что ему говорят, заключенный, с одной стороны, в самих словах, а с другой в том, как эти слова будут сказаны. Как полагает Бейтсок, ребенок-шизофреник этого делать не может,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: