Глава 11. Человек и другие люди........ 71 10 глава




г) Ни один из ответов не верен.

7. Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить

а) «распылением» ответственности;

б) уменьшением остроты ситуации;

в) боязнью принять решение в присутствии других.

г) Все ответы верны.

8. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он

а) часто находится поблизости;

б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;

в) компетентен в тех областяхФ в которых мы сами плохо разбираемся.

г) Все ответы верны.

9. Интерес к другому человеку можно невербально выразить

а) помещенными на бедра руками;

б) пронзительным голосом;

в} пристальным взглядом, устремленным на собеседника, г) Ни один из ответов не верен.

10. Двойное принуждение

а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации;

б) связано с невозможностью выбора;

в) позволяет избежать шизофренического поведения.

г) Ни один из ответов не верен.

11. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств* которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) Пигмалиона.

12. Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами, если это поведение является

а) постоянным, мало отличающимся и необычным 6} постоянным, отличающимся и обычным;

в) непостоянным, мало отличающимся и необычным.

г) Ни один из ответов не верен. 13+ Стереотипы

а) представляют собой результат нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) всегда являются предубеждениями.

г) Ни один из ответов не верен* 14." Установки

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний которым мы подвергаемся с детства;

4t\iotiVK if другие люди 121

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни.

г) Все ответы верны.

15. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих.

г) Все ответы верны.

16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно

а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента;

б) часто видоизменяться;

в) взывать главным образом к страху.

г) Ни один из ответов не верен.

17. Реципиент сообщения склонен

а) легко менять свои установки;

б) объективно расшифровывать сообщение;

в) проявлять избирательность восприятия.

г) Все ответы верны.

18. Если мы стараемся.убедить себя, что сделанный нами выбор -наилучший, мы тем самым пытаемся -.

а) усилить когнитивный диссонанс;

б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением;

а) увеличить когнитивное расхождение, г) Ни один ответ не верен,

19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны и) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением;

б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других;

в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми.

г) Вес ответы верны.

20. Предубеждения

а) чаще всего создаются у авторитарной личности;

б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны;

в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень».

г) Все ответы верны.

 

Ответы

Заполнить пробелы

1 - территорию, пространства; 2-личной, публичной; 3 - перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4-ролью, ожидать; 5эксперта, ученого, профессионала; 6-давление, одобрении; 7-альтруизма, апатии, критических; 8 - внешними, фи­зическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9-7, 55; 10-выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения* голос; 11 - коммуникацией, сообщения; 12-«Двойное принужде­ние», выбор; 13-ореола, первичности, стойки; 14-поведение, склонностями, ситуация; 15-расхожес. упрощенное; 16 - когнитивное, аффективное, поведенчес­кое; 17 -родителями, окончательную, 20, 30 лет; 18 доверие, быстро, привлека­телен, любезен; 19-отличаться, последствия, изменит; 20-восприимчивость, касается, ситуации* нужд, цели; 21-восприятия, стабильность, согласованность, объективным; 22 непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 согла­сия, преуменьшить, отрицать; 24-судим, познакомившись, поведения; 25 -агрес­сивность, «козла отпущения».

Верно или неверно?

1-В; 2 Н; 3-Н; 4-В; 5- Н; 6 Н; 7-В; 8- Н; 9-В; 10-В; П-В; 12 Н; 13-Н; 14-Н; 15-В; 16-Н; 17-В; 18-Н; 19-В; 20-Н...

Выбрать правильный ответ

1 -в; 2-г; 3-в; 4-г; 5-а; 6-в; 7-г; 8-а; 9-в; 10-6; 11-6; 12-г; 13-г; 15~г; 16-а; 17™в; 18-г; 19-6; 20-г.

Литература

Aronson E.r Under D,E. (1965), "Gain and loss of csteenf as determinants of interper­sonal attractiveness", Journal of Experimental Social Psychology, n° 1, p. 156-171,

Asch S. £*, 1951. "Effects of group pressure on the modification and distortion of judgments", in: H. Geutskow {Ed.)> Groups, leadership and men, Pittsburgh (Pa), Carnegie.

Baieson G, 0972\ Vers une ecologie de Fesprit, tomes 1 et II, Paris, Ed, du Seuil 1977 et 1980,

Beilharz R*G*t Mykea P.J. (1963). "Social position and movement orders of dairy heifers", Animal behavior, n° 11, p, 533.

Bickman L.T Teger A.7 Gahriele TT Mclaughlin С Berger M*. Sunday E> (1973). tLDormitory density and helping behavior, Environment and behavior, n° 5, p. 46S-490.

Carbons T (1975). "Stylistic variables as related to source of credibility: A content analysis approach", Speech Monographs, n* 42, p, 99-106.

Cohen S>, Glass D, Дт SmgerJ.E. (1973). "Apartment noise, auditory discrimination, and reading ability in children1", Journal of Experimental Social Psychology, n° 9, p. 407-422.

Constanzo P.R* (1970). Conformity and development as function of self-blame", Journal of Personality and Social Psychology, h° J4, 366-374.

Crutchfield R.S. (1955). "Conformity and Character", American Psychologist, n° 10t ' p, 191-198.

Donnerstein E.t Wilson D. W, (1976). "Effects of noise and perceived control on ongoing and subsequent aggressive behavior", Journal of Personality and Social Psychology, n° 34 (5), p. 774-781.

Durden-Smith J.P 1980. "How to win the mating game by a nose", Next, nov.-dec., p. 85-89.

Festinger L,P 1957. A theory of cognitive dissonance, Stanford, CaL Stanford Uni­versity Press.

French J*R.P.t Jr., Raven B.t 1959. "The basis of social power, in: D. Cartwright (Ed.)» Studies in social power, Ann Harbor. Mich. Institute of Social Research, p. 150-167.

Hall E. T.r 1966. The hidden dimension, New York, Doubieday.

Heider F.t 1958. The psychology of interpersonal relations, New York, Wiley.

Hess E.H. (1965). "The role of pupil size in communication"* Scientific American, n&223 (5), p. 110-119.

Hefting C.K.* Botzmon E.¥ Dalrymple S.t Graves N,, Pierce CM. (1966). t4An expe­rimental study in nurse-physician relationships", Journal of Nervous and Mental Disease, ng 143, p. 171-180/

Jones E.E., KwtduseD.K, Kelly НИ., Nisbett R.E., Valietts S., Werner W, 1971. Attribution: Perceiving the cause of behavior, New York, General Learning Press»

U

Kelfcy ILH.T 1967, Attribution theory in social psychology", in: D. Levine (Ed), Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb., University of Nebraska Press.

Kteinke C.L, (1977), "Compliance ю requests made by gazing and touching expe­rimenters in field settings'4, Journal of Experimental Social Psychology, n° 13, p. 218-223.

La\ane В.. Dariey J.Xf., 1970. The unresponsive bystander: Why doesn't he help?, New York, Applet on- On tury-Crofis.

Le Maqnen J,f 1952. "Phenomenes olfacto*sexucts chez Thorn me*', Archives de Psychologie.

Leyetts J P., 1979. Psychologic sociate, Bruxelles, j*. Mardaga ed.

Mehrabian A.. 1972. Nonverbal commtinicatton, Chicago, Aldine Atherton.

Miller N+P Maruyama G,f Beaber R.J.. Valone K. (1976), "Speed of speech and persua­sion", Journal of Personality and Social Psychology, n 34, P. 615-624.

Montmollin G* de, 1977. L'in/Iuencc social Phcnomtnes, factcurs et theories, Paris, PUP. '

Moscovki S.. 1979. Psychologic des minorites actives, Paris, PUF,

Page R. A. (1977), *Noise and helping behavior44, Environment and Behavior, n° 9, p. 311-334.

Schjeiderup-Ebbe 7; (1913). Social behavior in Birds", Handbook of Social Psychology, С М urchin son (Ed.), Worcester, Mass., Clark University Press 1935* p, 947-972,

Watztawick P., Beavin J.//., Jackson D,D. (19.67)* Une logique dc La communication, Paris, Ed, du Scuii, 1972,

Wilder D. (1977). "Perception of groups, size of opposition and social influence", Journal of Experimental Social Psychology, n° 13, p+ 253 268.

Zilman D>, Baron R.A., Tamborim R. i\9b\). **SociaJ costs of smoking- Effects of tobacco smoke in hostile behavior", Journal of Applied Social Psychology, nc tl (6), p. 548- 56J.

Глава 12 «Иные»

Введение

Вот мы и подошли к последней главе книги. В предшествующих главах мы пытались разобраться, как человек воспринимает чувствует, обучается, думает, говорит, творит..., как развиваются эти разно­образные процессы и каким образом они позволяют человеку взаимо­действовать с другими людьми.

Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия, которые могут помешать развитию человека, до сих пор предполагалось, что мы все проходим в общих чертах сходный, как бы идеальный и более или менее стандартный жизненный путь, который приводит каждого к отве­чающим его природе целям. Иными словами* до сих пор мы рассматри­вали некоего «абстрактного» человека, противостоящего жизеш вообще.

Еще раз повторим, однако, что каждый человек уникален, и в каждом отдельном случае речь идет о жизни, восприятиях, переживаниях, потребностях, планах и трудностях данного человека. Сталкиваясь с затруднениями, он волей-неволей повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс.

В таких бесконечных «переговорах» с окружающим миром и другими людьми большинству удается сохранять относительное равновесие. Однако некоторые люди, слишком хрупкие или плохо подготовленные к жизни, «спотыкаются» в самом начале жизненного пути или позднее, когда жизнь подвергает их серьезным испытаниям. Их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним внимание других, а потом их оттесняют в сторону, отчуждают и превращают в «иных»* В результате общество часто берет на себя «ответственность» за таких людей, которая в лучшем случае оборачивается помощью а в худшем-изоляцией или попыткой насильственного возвращения к нормальной жизни.

Тревога и стресс

Как говорилось в главе 6, живое существо, ведущее непрерывую борьбу за свою адаптацию, снабжено такими механизмами, как эмоции и в особенности тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или «кризисной» ситуации. Такие

механизмы, свойственные высшим животным, должны были играть важную роль в поведении наших предков, выживание которых сущест­венным образом зависело от способности к «противостоянию».

Современная жизнь, однако» сильно изменила условия нашего су­ществования, так что эта готовность к противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы выжить. Между тем соответствующие механизмы сохраняются и продолжают действовать в самых разно­образных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное отношение к выживанию: во время разлуки, при потере близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необхо­димых для успеха в учебе и профессиональной деятельности, и т.д.

С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией* Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации,, описанного Селье (см. гл. 6),

К несчастью, стресс нередко приводит к весьма печальным послед­ствиям в виде различных физиологических нарушений. Чаще всего это головные боли1 и язва желудка (см. документ 6.10), но бывают и другие расстройства, обусловленные причинами эмоционального порядка: артериальная гипертензия> артрит* астма (если только она не аллерги­ческого происхождения), колиты и даже некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют психосоматическими.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер, Так* отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности, что побуждает окружающих людей задумываться о смысле подобной трансформации.

Вопрос, имеющий центральное значение для объяснения человеческо-

1 Головная боль обусловлена длительным возбуждением нервных волокон, окружающих кровеносные сосуды, ответственные за кровоснабжение черепа; эти сосуды находятся в состоянии хронического расширения из-за постоянной по­требности лицевых мышц, напряженных вследствие тревоги или досады* в при­токе насыщенной кислородом крови. Хроническое расширение сосудов приводит к освобождению проста г лан дина Е2, который участвует в возникновении болевых сигналов и синтез которого может блокироваться аспирином.

|26______________________________ Гмиж t:_____________________________________

го поведения, можно сформулировать следующим образом: какое пове­дение следует считать нормальным'! От ответа на него зависит и то, как следует определять отклонение, какой смысл нужно вкладывать в это понятие и, главное, в каких случаях поведение человека можно расце­нивать как «аномальное».

Что такое аномальное поведение?

Объективною ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормаль­ным, а то} что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта (см. гл. 9), речь идет здесь о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недос­таточно» общительные, беспокойные, организованные и т.д.1

Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, «вышедше­го из всех нормальных рамок», все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Поведение будет считаться тем «ненормальнее», чем больше опас­ности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупот­ребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для обществен­ного порядка.

Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что «расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Из главы 5 мы уже знаем, что наше восприятие действительности организуется и «стандартизируется» головным мозгом, важная функция которого состоит в фильтрации внешних сигналов. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки

1 Считают* что в США у 10% детей есть шансы на то, что на протяжении жизни у них возникнет какое-либо психическое расстройство. Фактически в пси­хологической помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев.

этих сигналов связано с риском неправильной адаптации. Именно так обстоит дело у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждеб­ные или3 наоборот, как самые благожелательные.

Кроме того* дело может заключаться и в изменении уровня сознания, связанном с его «помрачением», что может стать причиной зрительных или слуховых галлюцинаций. Такого рода частые погружения во внутрен­ний мир нормально воспринимаются лишь у некоторых народов, где их рассматриваю! как способ общения с «потусторонним миром». Как говорилось в главе 4, западная культура единственно нормальным состоянием сознания признает экстравертированное сознание.

Но еще сильнее, чем перечисленные симптомы, внимание к человеку могут привлечь эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия» вызванная травмирующим событием, преодолевать которую человек не в состоянии,

Наконец, бывает, что и без каких-либо эмоциональных расстройств человек оказывается неспособным преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу, в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми.

Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно, и если вду­маться, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «прием­лемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться (см. документ 12 Л).

Споры начинаются тогда, когда нужно решить, какой должна быть эта поддержка-социальной, психологической или медицинской. Выбор, который в этих случаях необходимо сделать, по существу, зависит от того подхода, к которому прибегают в попытках объяснить аномальное поведение, а также определяется историей борьбы с «безумием» в нашем обществе.

i

Некоторые подходы к пониманию аномального поведения

Демонология

 

На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение человека объясняли присут­ствием «злого духа», которого во что бы то ни стало нужно было изгнать с помощью заклинаний и дурного с ним обращения. Чаще всего, однако, подобные меры не действовали; церковь пребывала в убеждении, что ведьмы и колдуны заключили с дьяволом нерасторжимый договор, и поэтому их нужно просто уничтожать* сжигая на костре. В 1484 году

Г\шва 12

 

 

____

 

Рис. 12. К Уверенность в том* что психические расстройства связаны с одержи-мостью бесом, приводила к изобретению различных способов избавления чело­века от дьявола. В средние века «ведьм» сжигали (А). Всего только столетие назад некоторые медики проповедовали насильственные методы борьбы с безумием (Б), а другие, как это видно из рисунка 1S80 года (В), пытались успокаивать безумных, помещая их в специальные клетки.

папа Иннокентий VII издал даже специальную буллу, призывавшую духовенство к безжалостному истреблению «ведьм».

На протяжении последующих столетий «безумцев» продолжали под­вергать изоляции, избегая общения с ними или даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где гноили вместе с преступ­никами. В других странах их помещали на особые суда-«корабли сумасшедших», которые спускались по рекам, время от времени оста­навливаясь у пристаней, где из этого устраивали зрелища для публики (Foucault, 1972),

В XVI и XVII веках начинают (особенно в Англии) открываться приюты для умалишенных, предназначенные для изоляции лиц с психи­ческими расстройствами. Здесь, однако, их ждала не более завидная участь, чем в тюрьмах. Очень часто их заковывали в цепи или сажали в клетки, чтобы утихомирить (рис+ 12.1).

Только в конце XVIII века безумием занялась медицинская наука1, назвав это расстройство, подобно органическим нарушениям, болезнью. Такое признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия «психическое заболевание».

1 Это событие связывают с именем французского врача Пинеля; на одной из картин того времени изображено, как он приказывает снять цепи с «безумных и умалишенных» (рис.

«Иные»

 

 

..

Рис, 12.2. Филипп Пинель был первым врачом, который в 1792 году потребовал освободить «умалишенных», содержавшихся в приюте Бисетр в Париже, от сковывавших их цепей и начал относиться к ним как к психически «больным» людям. Этот гуманный акт открыл эру психиатрии.

Медицинский подход

На протяжении XIX столетия ученые исследовали симптомы различ­ных психических нарушений, описывали и классифицировали их, а также разрабатывали методы лечения того или иного расстройства с целью вернуть больного к нормальной жизни.

В 1883 году немецкий психиатр Крепелин опубликовал первое «Руководство по психиатрии», в котором даются названия, описания и систематика «душевных болезней».

Веру людей в медицину укрепило и открытие вакцинации француз­ским ученым Луи Пастером, показавшим, что причиной многих бо­лезней являются микроорганизмы, в частности бактерии. Разработан­ные позднее методы лечения сифилиса и тифа1, при которых, как известно, возможны психические осложнения, подкрепили мысль о том, что у всех душевных болезней есть свои органические причины.

В cbokJ очередь неврологические исследования показали, насколько тесно некоторые области мозга связаны с такими функциями, как речь и отдельные специфические формы поведения.

Что касается наследуемости психических болезней, то результаты наблюдений над близнецами, родители которых страдали такими

1 Третичный сифилис может приводить к утрате контроля над мышцами, к слепоте, глухоте и серьезным психическим нарушениям. Тиф в определенной стадии сопровождается сильной лихорадкой и делирием (бредом).

9 44.1

UP ___________________ ___________I.uirut /-?

болезнями, большей частью интерпретировались учеными в пользу представлений об их наследственной передаче1.

Наконец, в 50-е годы нынешнего столетия бурное развитие психо­фармакологии и открытие успокаивающего или возбуждающего дей­ствия некоторых лекарственных препаратов вселило во всех психиатров веру в то, что в контроле нашего поведения, возможно, участвуют биологические механизмы. Это стало еще более правдоподобным, когда в 70-е годы была выявлена роль нейромедиаторов, недостаток или избыток которых в организме, по-видимому, играет важную роль в развитии некоторых поведенческих расстройств.

Психоаналитический подход

Один психиатр прославился тем, что предложил психологическую модель, объясняющую возникновение «душевной болезни». Речь идет о Фрейде и его теории психоанализа.

Напомним, что, гласно Фрейду, мысли и поведение человека по большей части имеют бессознательную природу. Чаще всего они воз­никают в результате конфликта между связанным с реальностью со­знанием, с одной стороны, и подсознательными сексуальными или агрессивными побуждениями-с другой.

Кроме того, Фрейд показал, что некоторые симптомы у больных можно снять, «высвободив» под гипнозом эмоции и чувства, связанные с определенными травматизирующими событиями, пережитыми в дет­стве, а затем подавленные. Так, у одной из пациенток Фрейда нормальное дыхание восстановилось после того, как под гипнозом ей стало понятно чувство вины, пережитое одним душным вечером, когда, бодрствуя у изголовья умирающего отца, она захотела оставить его и уйти на какой-то праздник. По Фрейду, этот пример позволяет объяснить, каким образом подавление молодой девушкой своих потребностей привело к конфликту, проявившемуся впоследствии на физиологическом уровне.

Психическая структура личности

Многочисленные наблюдения, которые позднее сделал Фрейд над своими пациентами, привели его к разработке нового варианта своей теории, позволившего, по его словам, лучше понять динамику челове­ческого поведения. Речь идет о гипотезе, согласно которой любой поступок человека является результатом конфликта между различными психическими структурами2, обозначенными Фрейдом как «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (рис. 123).

1 Этот вопрос подробнее будет обсуждаться в настоящей главе дальше, при рассмотрении шизофрении.

2 Речь идет здесь о гипотетических структурах* относящихся к области мысли и/ таким образом, не имеющих под собой какой-либо реальной физиоло­гической основы.

«Иные»

Рис. 12.Э. Три структуры личности, связанные, по Фрейду, с разными уровнями сознания. «Я» и «Сверх-Я» представлены в сознании слабо, подобно тому как над поверхностью воды выступает лишь верхушка айсберга. Между структурами личности существуют зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если ее «Я» не обладает достаточной силой, чтобы восстановить между этими структурами равновесие*

«Оно» представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей (в том числе сексуальных), составляющих часть на­следственного багажа ребенка при его появлении на свет и требующих лишь возможности проявиться вовне и получить удовлетворение. Таким образом, «Оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.

«Я» - психическая структура, постепенно освобождающаяся от кон­такта с внешней средой. Мало-помалу «Я» приобретает способность определять, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение, а какие нет. «Я», таким образом, руководствуется принципом реальности, позволяющим ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых по­требностями «Оно».

Наконец, «Сверх-Я» представляет собой структуру, образующуюся под влиянием социальной среды и ее запретов. Она формируется во время процесса социализации и постепенно принимает на себя функцию нравственного сознания, оценивающего с точки зрения «добра» и «зла» каждый поступок человека, планируемый его «Я» под давлением «Оно». Именно «Сверх-Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решение об удовлетворении какой-либо потребности. Так, например, обстоят дело при разрядке сексуального напряжения с помощью мастурбации, что нередко сопровождается чувством «греха»,

|?2 ______________________Глава!J_________._________________________

 

обусловленным воспитанием и ложными представлениями относительно этой практики.

Таким образом, между тремя психическими структурами неизбежны конфликты, и от того, как они разрешаются, зависит ориентация наших поступков. Реалистическое разрешение этих конфликтов свидетельствует о сильном «Я», способном в любую минуту взвесить требования «Оно» и давление со стороны «Сверх-Я» и таким образом определить, какой поступок будет самым целесообразным и самым логичным. Подобные рассуждения, однако, носят довольно утопичный характер: большинство из нас не имеет ничего общего с тем холодным и трезвомыслящим существом, которое способно было бы придерживаться такой установки,

Наоборот, очень часто фрустрации, которые под давлением «Сверх-Я» испытывает «Оно», побуждают «Я» снимать напряжение с помощью различных «выпускных клапанов», таких, например, как агрессивное поведение, обращение к алкоголю или психотропным ве­ществам (включая не только курение табака или прием транквилизаторов), а также использование механизмов психологической защиты.

» «Я» и механизмы психологической защиты

Если человек не способен эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации, на помощь ему приходят механизмы психологи­ческой защиты «Я», обеспечивающие ему бессознательную компенсацию этой неспособности и осл_абляюшие связанные с ней стресс и тревогу. Такие механизмы дают человеку возможность достичь удовлетворения потребностей-иногда реального, а чаще воображаемого или слишком сильно оторванного от реальности - путем отрицания или искажения действительности или же отрицания тех представлений и побуждений, которые порождают тревогу (см. документ 12.2).

Механизмы психологической защиты, изученные Фрейдом и его дочерью Анной весьма многообразны. Рассмотрим самые главные из них.

Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как подавление. Как мы уже знаем, оно состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Речь идет об актив­ном забывании подобного психического материала, который, однако, сохраняет весь свой динамический потенциал в виде подавленного влечения. Во время гипноза или некоторых сомнамбулических состояний может произойти его вспоминание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: