Первый опыт состоял в том, что двум испытуемым, находившимся в одной комнате, предлагалось выполнить тест, чего за отведенные им 20 минут сделать было невозможно. Олин из студентов был «подставным лицом» и получал инструкцию с максимальной громкостью проигрывать на своем портативном магнитофоне рок-музыку и уменьшать громкость только после третьей просьбы «неосведомленного» испытуемого. Из 20 испытуемых только один сразу же потребовал от другого выключить музыку в столь категоричной форме, что тот немедленно повиновался. Трое других, потребовавших тишины один раз, не возобновляли свою просьбу после того, как «поклонник рока» отвечал им, что выключит музыку, как только кончится песня (это обещание он не выполнял). Ни один из остальных 80% испытуемых не произносил ни слова; хотя некоторые из них выказывали определенные признаки недовольства, они продолжали терпеть беспокойство, не будучи в состоянии сосредоточиться ни задании.
Когда испытуемых спрашивали, почему, по их мнению, они так плохо выполнили тест, лишь немногие из них ссылались на музыку, а если и делали это, то оговаривались, что совсем не уверены, что именно онан была помехой. Лишь после настоятельных просьб исследователя рассказать об истинных переживаниях студенты признавались в том, что не могли сосредоточиться из-за музыки и даже злились на любителя рока; им хотелось вмешаться, но они так и не решились на это, успокаивая себя, что тест не настолько важен, чтобы предпринимать такой демарш. Однако, как показали дальнейшие исследования, при выполнении более «важных» тестов число терпеливых жертв не уменьшалось.
Мориарти и его сотрудники провели другой эксперимент, в котором подставные участники громко разговаривали в библиотеке колледжа или в кинозале, тем самым явно мешая сбоим ближайшим соседям. Лишь немногим более четверти последних реагировало на это, пересаживаясь на другое место. Остальные терпели...
|
В другом исследовании экспериментаторы создавали прямое столкновение жертвы со «злоумышленником». Последний выжидал момент.
МО ___________ Глава II_______________________________
когда какой-то челоЬек собирался выходить из.телефонной будки, и спрашивал его, не видел ли тот кольцо* которое он, кажется, забыл на коробке автомата. Получив, понятно, отрицательный ответ, «агрессор» продолжал настаивать: «А вы уверены? Некоторые берут чужие веши, сами того не замечая. Если вам не трудно, не могли бы вы вытряхнуть свои карманы?» В ответ на такую агрессию разозлился только один человек, трое других вежливо отказались, а остальные 80% вывернули карманы...
По мнению Мориарти, подобная пассивность - признак серьезной социальной проблемы. Она показывает, что из-за стрессов современной жизни и порождаемого ими чувства одиночества и,безликости люди, похоже, пришли к мысли, что немногое в этой жизни заслуживает защиты, в особенности от незнакомых людей. И Мориарти заключает: «Законы, которые не выполняются, перестают быть законами, а права, которые никто не защищает, очень быстро могут отмереть».
Источник: Moriarty T> A nation of willing victims, Psychology today* avrii 1975, p. 43-50.
Документ 11.9* Межличностное влечение зависит
и от обоняния
Устанавливая контакт с другими людьми, мы пользуемся не только зрением или слухом; по-видимому, определенную роль в том влечении или отвращении, которое мы испытываем к другим,людям, играет и обоняние.
|
Этологи уже показали, что многие животные используют для коммуникации с представителями своего вида секреты некоторых желез, маркируя ими границы своей территории или привлекая партнера для спаривания. Эти секреты получили поэтому название «социальных гормонов» или феромонов.
О роли обоняния в жизни человека известно пока очень немногое; однако такие выражения, как, например, «нос забит» (парадоксальным образом означающее, что человек ничего носом не чувствует), наводят на мысль, что этот орган чувств, безусловно, имеет более важное значение, чем мы обычно думаем.
Известно, что у женщин обоняние бывает особенно острым в период между наступлением половой зрелости и менопаузой, а до и после этого периода оно такое же, как у мужчин. По-видимому, острота обоняния у женщин колеблется и на протяжении менструального цикла, достигая максимума в момент овуляции. Чувствительность к запахам изменяется у них даже в течение суток; утром она выше, чем вечером.
Какую роль может играть обоняние в жизни человека?
Прежде всего каждый из нас, видимо, обладает своим индивидуальным запахом, который позволяет другим людям более или менее бессознательно идентифицировать нас «носом». Этот запах может быть
и другие.ttoOit I 11
различным б зависимости от цвета кожиг или цвета волос, а также от пола: мужчины и женщины издают разный запах вследствие того, что вырабатывают разные секреты, Особенно важную роль в возникновении между людьми влечения играют три группы веществ: секреты, вырабатываемые женскими половыми органами вещества, содержащиеся в моче мужчин, и компоненты пота*
|
Английские ученые обнаружили у самок макака-резуса после введения им эстрогенов пахучие секреты влагалища, вызывающие сильное половое возбуждение самцов. Оказалось, что эти вещества, которые авторы назвали «копулинами», представляют собой жирные кислоты и присутствуют также во влагалищных секретах женщин.
Моча взрослых мужчин содержит высокую концентрацию мускусного вещества, называемого экзальтолидом, чувствительность к которому у женщин намного выше, чем у мужчин или детей (Le Magnen, 1957),
Пот секретируется главным образом в подмышечных впадинах, где удерживается подмышечными волосами. Свежий пот имеет легкий запах, который, к сожалению, довольно быстро портится в результате ферментации, которой способствует ношение одежды.
Как сообщает этнолог Эйбл-Эйбесфельдт, представители некоторых племен Новой Гвинеи выражают свое дружеское расположение к уходящему, проводя у него рукой под мышкой, нюхая руку и затем втирая его запах в свою кожу, На Филиппинах любовники, которым предстоит долгая разлука, традиционно обмениваются ношенной одеждой, чтобы как можно дольше чувствовать запах любимого человека.
Крафф-Эбинг (Kraff-Ebing, 1840-1906), немецкий психиатр, прославившийся своей знаменитой книгой "Psychopathia sexualis", сообщает о признании одного молодого крестьянина, который приписывал свои многочисленные победы над женщинами тому, что во время танца он сначала «проводил носовым платком у себя под мышками, а потом вытирал им лицо партнерши».
Был проведен ряд экспериментов с альфа-андростенолом - феромоном, выделенным из мужского пота* Как показал Дёрден-Смит (Dur-den-Smith, 1980), присутствие этого вещества в воздухе приводило к тому, что испытуемые начинали находить изображенных на фотографиях мужчин и женщин более привлекательными и дольше, чем обычно, задерживались в телефонных будках с таким воздухом. Кроме того, женщины в зале ожидания или в театре чаще садились на те места, которые были пропитаны этим запахом2.
Принятые в нашем обществе представления о гигиене породили целый ряд обычаев-от регулярного приема ванны или душа до употребления всевозможных дезодорантов,-которые снизили до минимума
1 В романе А. Хейли «Корни» африканский вождь учит своего сына издалека узнавать белых по издаваемому ими запаху «мокрой курицы».
2 Цит. по Ratfms, „Psychologic generate", Montreal, Ed. HRW, 1985, p. 124.
м:
роль естественных запахов в нашей жизни. Переоценка сексуальных ценностей, быть может, вернет этим «телесным флюидам» утраченные ими права.
Источник: EHiot Af,-F,T Lcs odeurs de Гатоиг, Psychologie, Mars 1977, nc 86, p> 31 34.
Документ НЛО. Похвала и критика
Все мы-и мужчины и женщины - нуждаемся в похвалах тому, что мы сделали и что, на наш взгляд, стоило нам труда. А вот как мы принимаем критику? Как мы ведем себя по отношению к тем, кто «ради нашего же блага» обращает больше внимания на наши промахи? Предпочитаем ли мы таких людей тем, кто льстит нашему «Я»?
Аронсон и Линдер (Aronson* binder* 1965) попытались ответить на этот вопрос, поставив следующий опыт. На' протяжении семи экспериментальных сеансов «подставные» участники опыта высказывали похвальные или, наоборот, критические замечания по поводу выполнения заданий испытуемыми. В зависимости от инструкций, полученных «подставными лицами», создавались ситуации четырех типов. От одних людей испытуемые получали на протяжении всех семи сеансов только похвалу; от других-только критику; от третьих-на протяжении первых трех с половиной сеансов только критику, а в течение остального времени только одобрение; от четвертых-наоборот, одобрение в первых трех с половиной сеансах и систематическую критику в трех с половиной последующих.
Затем испытуемых попросили, не упоминая о сделанных в их адрес замечаниях, выразить свое отношение к различным участникам экспе римента, оценивавшим их деятельность.
Результаты изумили экспериментаторов. Прежде всего оказалось, что те «подставные лица», которые высказывали только критику, «нравились» испытуемым очень мало, но те, кто после одних только похвал принимался их критиковать, нравились еще меньше. Люди, все время выражавшие только одобрение, очень нравились испытуемым, но самого большого уважения удостоились те, кто сначала критиковал испытуемых, а потом стал хвалить их (рис. 1L22).
Как объяснить эти результаты? Возможно, что отрицательные отзывы вызывают у человека напряжение, а следующие за ними похвалы доставляют облегчение и потому особенно высоко оцениваются. А может быть, мы просто склонны придавать большее значение суждениям человека, умеющего критиковать, но, Главное, способного также оценить по достоинству наши качества.
Таким образом, можно, по-видимому, прослыть умным и проницательным человеком, если «сначала швырнуть в другого горшок, а уж потом бросить ему цветок». Поступая наоборот, можно прослыть человеком, который не знает, чего он хочет и что говорит. Чтобы завоевать расположение других, нужно так мало...
Че.ювок и другие моди
Рис. 11,22. Как показали Аронсон и Линдер» мы склонны особенно уважать тех людей» которые* покритиковав нас, способны затем оценить наши достоинства. Мы мало уважаем тех, с чьей стороны в наш адрес разлается только критика, но еще меньше тех, кто, похвалив нас, переходит вдруг на систематическую критику.
Документ 11.11. Парадоксальная коммуникация,
двойное принуждение и шизофрения
Парадоксальная коммуникация, лежащая в основе двойного принуждения, чаще всего принимает форму приказа, который «нужно выполнить, но выполнение которого состоит в том, чтобы проявить неповиновение»- Таким образом, парадоксальная коммуникация ставит участвующего в ней человека в «невыносимое положение».
По мнению Уотслэвика, парадоксальные приказания встречаются в повседневной жизни чаще, чем обычно думают; поэтому их осознание весьма важно для «психического здоровья партнеров, идет ли речь об отдельных людях, семьях, обществах или нациях». Вот несколько примеров, взятых из разных работ этого автора.
Первый пример - рецепт парадоксальной материнской коммуникации, который предлагает Гринсберг. Подарите своему сыну две спортивные рубашки. Как только он в первый раз наденет одну из них, печально на- него посмотрите и произнесите проникновенным голосом: «А другая,-она тебе не нравится?»
Другой пример показывает, что двойное принуждение можно понять в рамках системы, в которой не только «любая модель вызывает реакцию», но где «сама эта реакция упрочивает общую схему».
«Представим себе, что отец-алкоголик начинает вдруг запутывать своих детей, требуя от них, чтобы они относились к нему как к любя-
В 443
114_________._____________________t:iamt II______________________________
щему и нежному отцу, а не как к злому и жестокому пьянице, каковым он на самом деле и является. Теперь дети не должны обнаруживать страх, когда отец возвращается домой пьяным и угрожает им, так что им ничего не остается делать, как скрывать свое истинное отношение к нему и соглашаться на притворство. Но предположим, что после того, как они в этом преуспели, отец вдруг обвиняет их в том, что они* скрывая свой страх, обманывают его, т.е. обвиняет именно в том поведении, которое сам навязал им своим террором. Если дети теперь обнаружат страх, они будут наказаны, так как своим поведением напомнят отцу, что он опасный алкоголик; если же они скроют страх, их накажут за «неискренность»; а если они попытаются протестовать и установить метакоммуникацию (например, говоря отцу: «Посмотри, что ты с нами делаешь!.,»), они рискуют подвергнуться наказанию за «дерзость». Положение действительно невыносимое. Если вдруг кто-нибудь из детей решит выйти из него, притворившись, что видел дома «громадную черную гориллу, извергающую огонь», отец вполне может заподозрить ребенка в галлюцинациях. Любопытно, однако, что в данном контексте такое поведение, пожалуй, единственно возможное. В сообщении ребенка не содержится ни прямого указания на отца, ни отрицания причастности отца к ситуации; другими словами, ребенок указывает теперь причину своего страха, но делает это, как бы подразумевая, что причина страха совсем иная. Поскольку никаких черных горилл поблизости нет, ребенок по сути дела говорит: «Ты кажешься мне опасным зверем, от которого пахнет алкоголем»; но в то же самое время он отрицает это утверждение, прибегая к невинной метафоре, Один парадокс противоречит другому, и отец оказывается загнанным в угол. Он не может больше принуждать ребенка скрывать страх, поскольку тот боится не его> а какого-то воображаемого существа. Ht может он и изобличить ребенка в фантазировании, ибо тогда он должен будет признать, что он похож на опасного зверя, а вернее, что он сам и есть этот зверь».
Приведем, наконец, последний пример, показывающий, как попадают в ловушку после расшифровки сообщений, сделанных партнерами, что «уменьшает число возможных последующих ударов».
«Мать звонит психиатру по поводу своей дочери, страдающей шизофренией; она жалуется* что у девушки начался рецидив заболевания. Девять шансов из десяти за то, что эти слова матери просто означают: дочь выказала матери свою независимость м кое-что ей «ответила»- Например, дочь недавно переехала на новую квартиру, чтобы жить отдельно, что не совсем согласовывалось с планами матери. Врач попросил мать привести пример «аномального» поведения дочери. Мать ответила: «Ну вот, сегодня я хотела, чтобы она пришла ко мне обедать, и у нас было крупное объяснение, так как она сказала, что не хочет». Когда врач спросил, чем кончилось это объяснение, мать с некоторым раздражением ответила: «Ну, конечно же, я убедила ее прийти, потому что знаю> что на самом деле она хотела прийти, и у нее никогда не хватает духу отказать мне». Отказ дочери означает для
it tipyvitc.uoOit 115
матери, что на самом деле та хочет прийти, так как мать лучше ее знает, что происходит у той в «больном сознании»; согласие же дочери означает для матери лишь то, что у той никогда не хватает духу отказать. Таким образом, мать и дочь оказались жертвами парадоксального наклеивания ярлыков на сообщения».
Столкнувшись с невыносимой абсурдностью ситуации, человек, не способный к метакоммуникаций, может обнаружить одну из следующих реакций: '
L У него может сложиться впечатление, что какие-то существенные элементы ситуации от него ускользают, не позволяя ему уловить ее скрытый смысл, который другие, похоже, находят логичным и связным. В результате его охватывает потребность выявить эти элементы, и он кончает тем, что начинает принимать за них самые безобидные факты, не имеющие к ситуации существенного отношения.
2. Человек может реагировать на озадачивающую его логику ситуации, подчинившись всем ее требованиям и принимая их буквально, не делая различий между главным и второстепенным, правдоподобным и нереальным...
3* Наконец, он может полностью выйти из игры, отрезав все пути коммуникации и демонстрируя скрытность и неприступность.
В следующей главе будет показано, что каждая из этих трех схем поведения вызывает одну из трех форм шизофрении: параноидную, гебефренную или кататоническую. Действительно, как отмечают Бейт-сон и его сотрудники (Bateson et aL, 1956), когда человек «не в состоянии без основательной посторонней помощи расшифровывать и комментировать сообщения других людей», он «похож на саморегулирующуюся систему, лишившуюся своего регуляторного устройства; он обречен двигаться по спирали, совершая постоянные и всегда систематические искажения»; Уотслэвик добавляет к этому, что коммуникация шизофреника, уже сама по себе имеющая парадоксальный характер, накладывает печать парадоксальности и на его партнеров, так что создается порочный круг.
Источник; Waizlamch Р., МеЫкк-Beavin J,T Jackson D. (1967), Une logique de la communication, Paris, Seuil, 1972* p+ 21 lt 218-220.
Ouvragc collectif, La nouvellc communication, Paris, Seuil, 1981, p. 249-
-
Документ 11Л2- Любовь и истолкование улыбки
Жан тайно влюблен в Изабеллу, но не уверен, вызывает ли он у той ответное чувство, Ему хотелось бы знать, чем обусловлены ее улыбки при встречах - составляют ли они особенность ее манеры общения (внутренняя причина) или же они адресованы специально ему (внешняя причина) и, таким образом, имеют для него особое значение.
Жану известно, что большинство людей, испытывая чувство к другому человеку, выражают его главным образом улыбками (обычное поведение). Он замечает* что Изабелла всегда улыбается ему при встречу (постоянное поведение) и, с другой стороны, что она улыбается далеко
8*
116 Гмша П
не всем (отличающееся поведение). Таким образом, в соответствии со шкалой Келли Жан, по-видимому, мог бы объяснить поведение Изабеллы ситуацией (в данном случае-своим присутствием), а не просто складом личности девушки.
Прежде чем сделать окончательный вывод о том, что поведение Изабеллы свидетельствует о ее любви, он должен убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что поведение Изабеллы постоянно-что она улыбается не только тогда, когда хочет получить от него записи лекций (менее обычное поведение, обусловленное специфической внешней причиной) (см. примечание к схеме 11.1). Во-вторых, необходимо правильно расшифровать значение постоянного поведения Изабеллы. Как отмечает Эбби (Abbey, 1982), мужчины часто ошибаются в интерпретаций, принимая улыбку или интерес со стороны женщины за попытку обольщения или поиск интимного контакта. Поэтому не исключено, что Изабелла хочет всего-навсего наладить с Жаном прочные дружеские отношения, 1 Наверное, Жану проще всего было бы выяснить ситуацию, прямо спросив об этом девушку, пока улыбка не перестала быть избирательной,
г1
Резюме
ш ш
1. На самых разных уровнях-от атома до Вселенной-элементы объединяются в системы, которые в свою очередь образуют структуры со все более сложной организацией. Человек представляет собой лишь одно из звеньев этого континуума, а его равновесие и выживание возможно лишь в группе - составной части человеческого общества.
2. Размеры и защита территории зависят у человека от культуры, возраста, социального положения и т. п. Межличностная дистанция определяется степенью интимности отношения между людьми.
3. Окружающая среда и такие факторы, как перенаселенность, щум и загрязнение, иногда оказывают на людей пагубное влияние.
4. В каждой из групп, к которым принадлежит тот или иной человек, он занимает определенное социальное положение, с которым связана роль, позволяющая другим членам группы ожидать от него определенного поведения.
5. Существуют разные формы власти. Лидерство, по-видимому, зависит в основном от способности человека выдвинуться в тот момент, когда в группе ощущается в том потребность.
6. Конформизм развивается главным образом под влиянием социального давления; хотя в современном обществе альтруистическое поведение все еще продолжает играть важную роль, конформизм может стать причиной настоящей апатии у свидетелей драматических событий,
7. Влечение одного человека к другому определяется множеством факторов, В первую очередь это такие внешние факторы, как физическая близость, компетентность и взаимное вознаграждение.
8, Важную роль в коммуникации у людей играет невербальный язык, включающий выражение лица, телодвижения, прикосновения и голос.
и другие.mtdit N7
В любой момент сам характер общения между людьми составляет некую метакоммуникацию,, указывающую на то, как следует понимать передаваемую во время общения информацию. МетакймМуникация лежит в основе «двойного принуждения».
9, Наше восприятие других людей чаще всего основано на том впечатлении* которое они на нас произвели, а также на объяснении причин их поведения их внутренними склонностями или той ситуацией, в которой они оказались.
10, Стереотипы состоят из зачастую слишком привычных упрощенных представлений о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.
11. Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Они формируются с детства и «кристаллизуются» в возрасте от 20 до 30 лет*
12. Центральные установки изменяются всегда с большим трудом, чем периферические. Изменение установок зависит от множества факторов, связанных с качествами коммуникатора, характером информации и особенностями реципиента.
13, Когда наши убеждения приходят в противоречие с фактами, мы оказываемся в ситуации когнитивного диссонанса, выйти из которой можно, либо изменив установки, либо отвергнув факты или преуменьшив их значение, либо, наконец, найдя веские основания для сохранения прежних установок.
14. О предубеждении говорят в тех случаях, когда мы выносим свое суждение о других людях, даже не познакомившись с ними. Предубеждение позволяет, человеку успокоиться насчет ценности собственной персоны, а также направить свою агрессивность на «группу-мишень» во время кризиса.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
L Животное маркирует.....вокруг гнезда или норы внутри своего жизненного......,
2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии
вытянутой руки, называется.....; листании я, которая устанавливается между
людьми на собраниях и в аудиториях, называется......
3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся...........и...........
4. Социальное положение человека связано с его....., иа которую рассчитьь
вают другие члены группы и которая позволяет им.....определенного
поведения.
5. Власть.....обеспечивается доскональным знанием той или иной области
человеческой деятельности, что, например, характерно для-----и вообще......I
6+ Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико.....
конформности, а человек испытывает большую потребность в___;,
7. Хотя человеческая история и изобилует примерами....., недавние наблю-
118 ___________ r.wtttt\ U_________________________ _
декия выявилк многочисленные случаи.....со стороны свидетелей.....
ситуаций, 3. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано
с такими.....особенностями, как..........,.....с нами,.....,......а
также.......
9+ Как полагает Мерабян, смысл слов передает...., % содержания сообщения,
а выражение лица -.....%.
10. Невербальный язык включает...........,.....,.........,.,......
11. Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над.....»л.е. над
тем, что буквально означает смысл......
12......., ♦,. представляет собой ситуацию, в которой никакой.**., невозможен,
13. Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект.л„, когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект....., выражающийся в том, что наши первые впечатления наиболее......
14. Каузальная атрибуция состоит ft том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им....,, либо. ♦..., в которых эти люди оказались,
15. Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях....., сравнительно.....представление.
16. Установка имеет три измерения:.....,___. и......
17. Многие кз наших установок формируются в результате контакта с.....;
свою.....форму они* однако, приобретают в возрасте от.....до...........
18. Установка легче изменяется в том случае, если коммуникатор внушает......
если он говорит не слишком. ♦ ♦♦., если он.....*«.,., и похож на нас самих,
19. Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно.....от
мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать.....,
если он не.....свою установку,
20. Наша.....к сообщению тем больше, чем больше оно нас......с учетом
сложившейся для нас....., наших.....и нашей......
21. Механизм избирательного, Л,. позволяет человеку сохранять.....и.....
своих установок* но в то же самое время редко делает его более......
22. Согласно Фестингеру, стремление сохранить.....своих установок заставляет
нас делать все возможное, лишь бы.....возникающий....., и искать доводы, чтобы..... себя, что сделанный нами выбор - наилучший,
23. Чтобы поддерживать высокий уровень___♦с другими людьми, мы склонны.....или даже.....расхождение между нашими и их установками.
24. О предубеждении говорят- в том случае, когда мы.....о человеке или
о группе людей, даже не.....с ними и не зная причин их ♦.....
25. Предубеждение, в частности, позволяет направлять.....на «группу-ми-
шеиъ», которой, таким образом, отводится роль...........
ъ
Верно нлн неверно?
1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.
2. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с чувством одиночества, уходом в оебч и апатией.
3. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.
4. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.
5. Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства.
ПУ
6. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них,
7. Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом,
8. В отличие от стран с латинской культурой в странах с англосаксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации.
9. Метакоммуникация-это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию.
10. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством,
11. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, нежели внутренними*
. Стереотип - это сравнительно объективное представление о группе людей, с
которой у нас были ограниченные контакты*
, -Устанозхн «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.
14. Если коммуникатор внушает доверие для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, была доступна реципиенту.
15- В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху.
16. Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия.
17. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать слелан-ный нами выбор.
18. Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми,
19. Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori.
20. Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.
Выбрать правильный ответ
1. Свою территорию животные
а) разделяют с другими сородичами;
б) ожесточенно защищают от всякого вторжения;
в) защищают от сородичей;!
г) ограничивают толысо тем местом, где расположено гнездо или нора.
2. Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей
а) чувство одиночества;
б) чувство «анонимности»;
в) уход в себя.
г) Все ответы верны.
3+ Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей
а) уменьшение агрессивности;
б) усиление взаимопомощи;
в) ухудшение-успеваемости в школе.
г) Вес ответы верны.
4. Социальные роли связаны
а) с социальным положением;
б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
i:oПтм и
в) с фактическим поведением человека.
г) Вес ответы верны,
5. Власть человека, представляющего существующий порядок, называется
а) законной;
б) властью вознаграждения;
в) принудительной;
г) властью эксперта.
6. Конформизму особенно сильно подвержены
а) очень дисциплинированные люди;
б) сравнительно умные люди;
в) люди, неустойчивые к стрессу.