Ed (по доходу) = , где I - доход.
Если эластичность спроса относительно дохода положительна, то благо является нормальным.
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Законы и закономерности рыночного ценообразования
Практически все цены, кроме государственной, твердо фиксированной цены, в той или иной мере изменяются под воздействием конъюнктуры рынка. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца (Рис 2.3.).
Рис.2.3. Равновесие на рынке
При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования.
1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится - цена понизится.
Эти закономерности отражены на графике спроса и предложения (рис. 2.4).
Рис2.4. Установление точки равновесия спроса и предложения:
Р — цена, Q — величина спроса или предложения; D, D1 — спрос до и после изменения;
S, S1 — предложение до и после изменения;
а — увеличение спроса ведет к росту цены и расширению предложения;
6 — уменьшение предложения ведет к повышению цены и сокращению спроса;
в — уменьшение спроса ведет к падению цены и сокращению предложения;
|
г — увеличение предложения ведет к падению цены и расширению спроса
Неравновесные ситуации.
Цены «пола» и «потолка». В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».
В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок - наверху. В экономике принято обратное представление, поскольку цена потолка ограничивает рост цены - это искусственно заниженная цена. И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита - это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия, а цена потолка - ниже нее.
Разберем два примера отклонения цены от точки равновесия (рис.2.5).
В примере равновесная цена составляет 100 тыс. руб. При этой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству, предлагаемому производителями, и составляет 15 ед.
При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей. Ни один из них не может пожаловаться на невозможность сбыть или приобрести товар.
Рис. 2.5. Отклонения от равновесия.
Цены пола и потолка: D — спрос, S — предложение, Х - точка равновесия
Теперь предположим, что цена на этот товар в силу каких-то причин изменится и составит 120 тыс. руб. В таком случае часть покупателей не смогут приобрести товар, а, следовательно, часть продавцов не смогут его продать. В нашем примере непроданными останутся 10 ед. товара. Предложение превысило спрос на 10 ед. Единственный выход для продавца - опять понизить цену до 100 тыс. руб. Снижение цены уравновесит спрос и предложение.
|
При этом следует отметить, что снижение цены даже одним продавцом вынуждает других последовать его примеру, так как в противном случае покупатели, прежде всего, будут покупать у того продавца, который предлагает товар по более низкой цене.
Рассмотрим вариант, когда рыночная цена ниже равновесной: при цене 80 тыс. руб. на рынке не будет хватать 10 ед. товара и часть покупателей не смогут его приобрести (рис.2.5.). Только повышение цены вновь до 100 тыс. руб. поможет уравновесить рынок. Нехватка полностью устранится, и рыночная цена будет на уровне точки равновесия до тех пор, пока не изменятся либо спрос, либо предложение.
Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, то образуются излишки и возникает неудовлетворенность продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей.