00.0072.01.01
В.Н. АБРАМОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
МОДУЛЬ 2
МИКРОЭКОНОМИКА
Москва
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
00.0072.01.01
Рабочий учебник
Фамилия, имя, отчество студента___________________________________
Факультет ______________________________________________________
Номер договора _________________________________________________
В.Н. АБРАМОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
МОДУЛЬ 2
МИКРОЭКОНОМИКА
Москва
В.Н. Абрамов –
Рецензент:
Рекомендовано
научно-методическим
советом РосНОУ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Модуль 1. Основы экономической теории.
Модуль 2. Микроэкономика.
Модуль 3. Макроэкономика.
Модуль 4. Мегаэкономика. Экономика переходного периода.
Модуль 2
В модуле излагаются основные теоретические положения функционирования фирм и рынков товаров и факторов производства, рассматриваются основные теории потребительского поведения и поведения производителей. Рассматриваются основные модели равновесия рынков.
Для студентов Российского нового университета
00.0072.01.01 |
© В.Н. Абрамов, 2003
© РосНОУ, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1.1. Спрос на рынке.
1.2.Предложение на рынке.
1.3. Понятие и виды эластичности.
1.4.Законы и закономерности рыночного ценообразования
1.5. Неравновесные ситуации.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
2.1. Потребность, и полезность в теории потребления.
2.2.Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности.
2.3. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия.
2.4. Бюджетные ограничения. Оптимальный потребительский выбор.
|
2.5. Кривые «цена-потребление», «доход - потребление», кривые Энгеля.
2.6. Эффект замены и эффект дохода
2.7. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
2.8. Эффект замены и эффект дохода по Cлуцкому
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
3.1. Производственная функция
3.2. Закон убывающей отдачи.
3.3. Эффект масштаба
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА.
4.1. Понятие краткосрочного и долгосрочного периодов.
4.2. Постоянные издержки.
4.3. Переменные издержки.
4.4. Общие издержки.
4.5. Предельные издержки.
4.6. Издержки в долгосрочном периоде.
ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫВ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
5.1. Совершенная конкуренция. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
5.2. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
5.3. Чистая монополия. Определение цены и объема производства.
5.4. Монопольная прибыль
5.5. Олигополия как тип рыночной конкуренции.
5.6. Модель Курно.
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.
6.1. Особенности спроса основных факторов производства
6.2. Спрос и предложение на рынках труда. Различные модели рынка трудовых ресурсов.
6.3. Индивидуальная функция предложения труда.
6.4. Зарплата как цена труда и ее формы.
6.5. Капитал и инвестиционные ресурсы.
6.6. Методы учета риска в инвестиционных решениях.
6.7. Методы снижения рисков.
6.8. Предпринимательский доход и экономическая прибыль.
6.9. Экономическая рента как цена материальных ресурсов. Виды ренты.
Общее равновесие и эффективность обмена.
7.1. Частичное и общее равновесие.
7.2. Модель равновесия Вальраса.
БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Спрос и предложение. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Виды эластичности. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке и рыночная цена.
|
Теория потребительского поведения. Понятие предельной полезности. Закон Госсена. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. Бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Кривые Энгеля.
Теория поведения производителя. Производственная функция. Изокванта и ее свойства. Закон убывающей отдачи ресурсов. Эффект масштаба производства.
Понятие и виды издержек. Издержки производства в долгосрочном и краткосрочном периоде хозяйствования. Функции издержек. Минимизация издержек при различных объемах производства.
Спрос, объем производства и цена фирмы в условиях совершенной конкуренции. Определение цены и объема производства фирмы в условиях монополистической конкуренции. Монополизм и монополистическая власть. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Модели поведения фирмы в условиях олигополии. Модель Курно.
Особенности формирования спроса на экономические ресурсы. Равновесие на рынках факторов производства. Спрос и предложение на рынках труда. Зарплата как цена труда и ее формы. Ссудный процент как цена капитала.
Частичное и общее равновесие. Модель общего равновесия Вальраса.
НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ
Спрос и предложение.
Спрос на рынке.
Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
|
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число их на рынке и, конечно, цены на товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.
Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество товара, если на него цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл.2.1.).
Таблица 2.1.
Шкала спроса
Цена товара (руб. за шт) | Продано (шт) |
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (D) от цены (P):
D = F (P),
где F — показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис.2.1.).
Рис 2.1. Кривая спроса.
На оси ординат отложены цены на товар. По оси абсцисс указано количество товара, на которое предъявлен спрос. Кривая спроса D (англ. demand) на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Предложение на рынке.
Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. На предложение влияют несколько факторов:
число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных и, разумеется, цены на продаваемые продукты, взаимозаменяемые товары и другие виды изделий. На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
а) цену, ниже которой никто не стал бы продавать;
б) цены, по которым никто из них не откажется реализовать продукт.
Предположим, на каком-то местном рынке продается зерно. По мере увеличения цены количество предлагаемого для продажи зерна будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (табл.2.2.)
Таблица 2.2.
Шкала предложения
Цена | Продавцы готовы продать |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Он характеризует следующую функциональную зависимость предложения (S) от цены(P):
S = F (P).
Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Кривая предложения.
На оси ординат отложены цены на товар, а по оси абсцисс — его количество, которое продавцы готовы произвести и продать. Кривая предложения S (англ. supply) на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
Понятие и виды эластичности.
Эластичность показывает относительное изменение одного показателя под влиянием другого показателя.
Эластичность спроса - относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены этого продукта на 1%.
Ed - эластичность спроса по цене, ΔQ/Q - относительное изменение спроса, ΔР/Р - относительное изменение цены.
Спрос называется эластичным, если Ed > 1, что означает, что спрос растет (падает) быстрее цены.
Спрос называется неэластичным, если Ed < 1, что означает, что спрос растет (падает) медленнее, чем изменяется цена. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то эластичность равна нулю. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Ed = ∞.
Различают точечную и дуговую эластичность.
Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса.
Ed (точечная) =
Дуговая эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.
Ed(дуговая) =
Если спрос по цене эластичен, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки, рост цен приведет к снижению совокупной выручки,
Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки, рост цен приведет к росту совокупной выручки.
Если эластичность равна единице, то величина совокупной выручки останется постоянной
Факторы, влияющие на эластичность:
1. Наличие заменителей: чем больше у данного товара заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар.
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность
3. Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (как правило, спрос на такие товары эластичен) или предметом первой необходимости (как правило, спрос на такие товары неэластичен).
5. Размеры запасов товара (чем больше запас, тем эластичнее спрос).
6. Ожидания потребителей.
Перекрестная эластичность - эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.
Ed (перекрестная) = - эластичность спроса на благо Х относительно цен на благо Y. Если перекрестная эластичность больше нуля, то перед нами взаимозаменяемые товары, если меньше нуля, то взаимодополняемые.