Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности.
Порядковый подход базируется на следующих аксиомах.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения () и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А В (А предпочтительнее, чем В), либо В А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).
2. Аксиома транзитивности. Если А В С, или А ~ В С, или А В ~ С, то А С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений.
3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара — при фиксированных объемах потребления других товаров — улучшает положение потребителя.
4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.
При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.
|
Рис 2.6. Кривые безразличия.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.
5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Основным понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения (MRS; marginal rate of substitution — англ.).
Предельной нормой замещения благом Х блага Y (MRSxy) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага Х на единицу, с тем чтобы, уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:
Поскольку отношение ΔY/ΔХ по определению отрицательно, минус, вводимый перед правой частью, делает значение нормы замещения положительным.
Пусть потребитель безразличен между наборами А и В (Рис. 2.6.) Значит, норма, по которой он согласен замещать благо Y благом X, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия, составит