Целью любой фирмы на рынке является получение максимума прибыли, однако добиваться ее предприятия могут по-разному в соответствии с типом конкурентных структур.
В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может (или считает, что может) продать по этой цене любое количество единиц товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит следующим образом (рис. 2.25).
Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. В этом случае цена Р равна средней выручке AR и предельной выручке MR, что видно на рис. 2.26
рис 2.25.
рис 2.26.
Совместим на одном графике кривые выручки и издержек (рис. 2.27).Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения Е кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек.
Рассмотрим случай, когда кривая MR пересекает кривую МС два раза: в точках К и Е (рис. 2.28).
Рис 2.27. Рис 2.28.
В точке К предельные издержки снижаются, следовательно, прибыль возрастает. Фирма будет увеличивать выпуск продукции до точки Е. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной, в противном случае (когда цена меньше средних издержек) фирма не будет выпускать данный товар, что видно на рис. 2.29.
Однако, если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже средних общих издержек АС, фирма все же будет выпускать товар (рис. 2.30).
|
Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек (рассматривается непродолжительный период) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично тем самым обеспечивает средства, необходимые для возмещения постоянных издержек.
В более продолжительном периоде такое положение невозможно, некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т. е. Р = АС. Если уход фирм из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост
Рис 2.29. Рис 2.30.
цены приведет к превышению цены над средними издержками, оставшиеся фирмы будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые фирмы. Приток новых фирм в отрасль обусловит увеличение предложения и снижение цены товара, прибыль фирм будет снижаться. Процесс притока новых фирм в отрасль прекращается, когда цена будет покрывать средние издержки, т.е. Р = АС. В условиях совершенной конкуренции в длительном периоде вход и выход фирм в отрасли определяется равенством цены величине средних издержек (гипотеза о нулевой, чистой экономической прибыли), т. е.
P=MR=MC=AC.
Анализ приведенных графиков показывает, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать только один параметр — объем выпуска продукции.