Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах ведения банковской деятельности.
Согласно стандарту ED1NT электронной коммерцией считалось взаимодействие между бизнес-организациями посредством электронных технологий и Интернета. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, который называется "бизнес-бизнес" (Business-to-Business). В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на основные секторы коммерческого взаимодействия:
o между юридическими лицами, организациями (Business-to-Business - В2В);
o юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer - В2С);
o юридическими лицами и государственными организациями (Business-to-Government - B2G);
o физическими лицами (Customer-to-Customer - С2С);
o государственными организациями и физическими лицами (Government-to-Customer - G2C).
Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и ИТ, используемые в электронной коммерции.
В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-distribution, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные системы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аукционы; интернет-трейдинг; интернет-инкубаторы; интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems - BBS); информационные бизнес-системы.
|
В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электронные магазины; электронные аукционы; интернет-трейдинг; электронные платежные системы; интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; интернет-реклама; спонсорские программы; туристические и прочие услуги.
B2G: участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставление налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.
С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акциях; участие в партнерских и спонсорских программах.
С2С: доски объявлений; интернет-аукционы; системы P2P; системы вирусного и многоуровневого маркетинга.
C2G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан.
G2B (электронное правительство): системы распределения государственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.
G2C (электронное правительство): системы социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального обслуживания; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.
G2G (.электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах; геоинформационные системы.
|
Сектор В2В определяли как межкорпоративное взаимодействие в системе "предприятие - предприятие" с использованием стандартов электронного обмена данными для осуществления передачи деловой информации. Изначально этим термином обозначались процессы купли-продажи товаров и услуг между предприятиями в режиме on-line. В настоящее время В2В понимается как любой процесс взаимодействия между предприятиями или подразделениями одного предприятия для решения бизнес-задач, который может быть реализован с применением ИТ и через Интернет. Полем деятельности участников этого сектора являются виртуальные В2В-площадки (рис. 10.5).
Такие площадки принято делить на три типа в зависимости от того, кто создает площадку:
1) поставщики или продавцы (Supplier-driven или Seller-driven);
2) покупатели (Buyer-driven);
3) третья сторона (Third-party-driven).
Рис. 10.5. Виртуальные В2В-площадки
Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области экономики.
Площадки Supplier-driven. Крупные продавцы играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. Одни компании хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей, другие - снизить затраты на продажи, третьи - иметь возможность объединиться с партнерами и диктовать свои условия на рынке. Например, несколько крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары, - "Johnson & Johnson", "GE Medical Systems", "Baxter International", "Abbott Laboratories" и "Medtronic" - предприняли усилия для создания общей интернет-площадки в области здравоохранения - Global Health Care Exchange, чтобы не платить комиссионные владельцам площадок, на которых они раньше работали. В России такие площадки организуются в сырьевой и обрабатывающей промышленности, тяжелом машиностроении, сельскохозяйственной отрасли, а также предприятиями энергетики, производителями продуктов питания.
|
Площадки Buyer-driven. Одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения компаний-поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок по оптовым ценам. В качестве примера можно взять автомобильную промышленность в США, где "GM", "Ford" и "Daimler Chrysler" объединились для создания глобальной онлайновой торговой площадки, или здравоохранение, где "Tenant Healthcare" объединила усилия с "Ventro" для создания интернет-площадки, ориентированной на потребности рынка медицинских товаров.
Площадки Third-party-driven. Такие площадки создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса, и служат для получения дохода в виде процента от совершенных сделок. Примерами таких площадок могут быть электронные биржи и аукционы (В2В Exchange/Auction).
При формировании площадок В2В необходимо учитывать ряд важных аспектов:
o доступность для новых участников;
o поддержка признанных стандартов разработки (EDI, web-формы, XМL-приложения);
o масштабируемость используемых платформ;
o возможность управления информацией и применения аналитических методов обработки;
o возможность интеграции инструментов электронной коммерции;
o обеспечение информационной безопасности.
В зависимости от конкретного типа площадки делается акцент и разрабатываются соответствующие инструменты для поставщиков либо для потребителей.
Сектор В2С - форма электронной коммерции, целью которой являются прямые продажи для потребителя. Такая форма торговли эффективна для устранения географической удаленности между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.
К системам В2С относятся:
o web-витрины (Front Office) торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний;
o интернет-магазины, которые занимаются только продажей товаров и содержат необходимую инфраструктуру (Back Office) для производства продаж и управление электронной торговлей через Интернет;
o торговые интернет-компании, в которых система электронных продаж (Back Office) полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами.
Для полноценного функционирования интернет-магазина необходимы следующие обязательные компоненты:
o web-ссрвср, производящий разграничение доступа и распределяющий запросы;
o сервер приложений, управляющий бизнес-логикой и реализующий необходимую совокупность процессов;
o БД и СУБД сбора, для хранения, обработки и управления данными;
o система электронных платежей, включающая в себя электронную цифровую подпись.
Структура управления интернет-магазином реализуется, как правило, в виде трехзвенной архитектуры "клиент-сервер". Для интеграции интернет-магазина с бизнес-процессами компании-резидента может быть установлен шлюз-конвертор для передачи данных от магазина в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.
Сектор С2В имеет два содержательных аспекта. Первый - это форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать цену на различные товары и услуги, предлагаемые компаниями. Таким способом формируется спрос, который, однако, не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь статистическими данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар "выпускается" в продажу по усредненной цене. Второй аспект С2В - совокупность методов, инструментов и технологий для выполнения онлайновых транзакций между потребителями (физическими лицами или небольшими объединениями частных предпринимателей) и предприятиями. Примером являются сайты бизнес-консультантов, юристов, промоутеров, профитеров (специалистов по оптимизации деятельности предприятий), аудиторов, рекламных агентов и других специалистов, способных оказывать услуги предприятиям.
Сектор С2С - форма электронной торговли, суть которой состоит в организации купли-продажи товаров и услуг между потребителями. В этом случае персональный сайт физического лица или специализированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Сделка может быть совершена как непосредственно в Интернете, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов с применением Интернета. В качестве примера можно привести ресурс molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может что-либо продать или купить.
И наконец, в заключение отметим, сумма всех четырех секторов электронной коммерции <В2В + В2С + С2В + С2С> является ее обобщенным социальным ресурсом. Электронный бизнес в настоящее время насчитывает много разновидностей, определяемых конкретными задачами бизнеса и применяемыми ИТ. Это - торговые интернет-системы, интернет-биржи и аукционы, электронные платежи, кредитные и дебетовые системы, электронные чеки и деньги, интернет-страхование, аренда web-сервисов, подбор персонала, лингвистические услуги и многое другое. В зависимости от сфокусированности контента ресурс <В2В + В2С + С2В + С2С> реализует соответствующий аспект электронного бизнеса переходного периода от постиндустриального к информационному обществу.
ФАКТОРЫРАЗВИТИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ