Структура Индекса
Методология построения Индекса основана на концептуальной схеме оценки «электронной готовности». Индекс российских регионов строится на показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура) и показателях доступа и использования ИКТ в шести сферах деятельности – в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, а также использование ИКТ домохозяйствами и населением (см. рисунок 1).
Индекс строится на основе агрегирования значений показателей, причем агрегирование происходит на нескольких уровнях, позволяя строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и фактор ам развития информационного общества с различной степенью детализации.
Рисунок 1. Структура индекса готовности регионов к информационному обществу
Для получения оценки предметных областей (подындексов) использовались наборы показателей, объединенные по параметрам оценки данной области. На рисунке 2 для примера приведена структура подындекса «ИКТ в культуре», для подсчета которого использовались 7 показателей.
Рисунок 2. Структура подындекса «ИКТ в культуре»
По ряду направлений (ИКТ-инфраструктура, Экономическая среда, Использование ИКТ в домохозяйствах и частными лицами, ИКТ в образовании) подындексы рассчитывались напрямую, на основе составляющих их показателей без введения и расчета промежуточных параметров (как в случае подындекса «ИКТ в культуре» и др.).
Методика подсчета Индекса
Для подсчета Индексов все использованные показатели нормализовались (переводились в безразмерную величину в интервале от 0 до 1). Используемая начиная с Индекса 2008-2009 процедура нормализации отличается от аналогичной процедуры в предыдущих выпусках Индекса. Нормализация основана на расчете (путем деления) отношения текущего значения показателя для субъекта РФ к «эталонному» (нормализующему) его значению – обычно максимально возможному по данному показателю. Нормализованное значение показателя региона х рассчитывается по следующей формуле: Nх = Rx/Rn, где Rx – значение показателя для региона х, а Rn – нормализующее, «эталонное» значение.
|
Для оценки показателей, увеличение значения которых имеет негативный характер (например, «доля продуктов питания в структуре расходов домохозяйств») использовалась другая формула: Nх = Rn / Rx.
Таким образом, если регион имеет «эталонное» значение показателя, то его оценка по данному показателю равна 1, если значение меньше «эталонного», то его нормализованное значение будет в диапазоне от 0 до 1, и по величине нормализованного значению можно определить насколько регион отстает от «эталонного» значения.
Разрыв между субъектами РФ по отдельным и интегральным показателям рассчитывается путем деления друг на друга значений показателей для этих регионов (т.е. определяется во сколько раз одно значение больше другого), а информационное неравенство – делением максимального по России значения показателя у субъектов РФ на минимальное. При такой процедуре нормализации само значение индекса, изменение его значений и отношение значений для разных субъектов РФ имеет смысл и легко интерпретируется.
|
В качестве нормализующих («эталонных») значений показателей в случае долевых показателей (их большинство) бралось максимально возможное 100% значение. В других случаях нормализующее значение выбиралось исходя из желаемого, достаточного и достижимого для регионов-лидеров значения показателей на десятилетнем горизонте планирования, с учетом прогнозов значений показателей регионов-лидеров, России в целом и их значений в наиболее развитых странах.
В случае отсутствия значения показателя для отдельного региона его значение определялось с использованием статистических методов (корреляционный анализ и др.).
Значения подындексов подсчитывались как средневзвешенное оценок параметров, характеризующих соответствующую предметную область (если вводились параметры). Значение параметров и ряда подындексов (если для их параметров) рассчитывалось как средневзвешенное нормализованных значений показателей, характеризующих данное направление информационного развития – каждый показатель входит с определенным весовым коэффициентом (в большинстве случаев используются равные веса). Оценка индексов-компонентов («Факторы развития информационного общества» и «Использование ИКТ для развития») строится как среднее арифметическое от оценок подындексов. Общий Индекс готовности регионов к информационному обществу получается как средневзвешенное индексов-компонентов (с весами 1/3 и 2/3 соответственно), что эквивалентно среднему арифметическому от оценок всех входящих в Индекс подындексов. На основе общего Индекса, индексов-компонентов, подыдексов и оценок отдельных показателей строятся рейтинги регионов – ранжированные по значению индексов и отдельных показателей списки регионов.
|
В выпусках 2004-2005, 2005-2006 и 2007-2008 использовалась другая процедура нормализации показателей. Нормализованное значение показателя региона х рассчитывалось по формуле Nx=6*(Px-Pmin)/(Pmax-Pmin)+1, где Px, Pmax и Pmin – значение показателя региона х, а также максимальное и минимальное значения этого показателя у регионов России. Для оценки показателей, увеличение значения которых имеет негативный характер использовалась другая формула: Nx=6*(Pmax-Px))/(Pmax-Pmin)+1. В этих выпусках индекса веса индексов-компонентов, составляющих Индекс были одинаковые (по ½).
Источники информации
При расчете показателей и подындексов использовались два типа данных:
- официальные данные государственной и отраслевой статистики: Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры;
- данные опросов и обследований: результаты оценки официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ, которую проводит ИРИО по методологии ООН для каждого выпуска Индекса; данные представительного опроса населения субъектов РФ Фонда «Общественное мнение» (проект «Георейтинг»).
Расчет показателей и подындекса «ИКТ-инфраструктура» основывался на данных Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и данных Росстата.
Расчет числа компьютеров на 100 человек населения осуществлялся с использованием данных о наличии ПК в организациях (форма государственного статистического наблюдения №3-информ) и данных Росстата о наличии компьютеров в домохозяйствах.
Оценка предметной области «Человеческий капитал» основывалась на опубликованных статистических данных Росстата.
Показатели экономической среды рассчитывались на основе опубликованных данных Росстата.
Составление рейтингов по показателям использования ИКТ домохозяйствами и населением базируется на результатах обследования бюджетов домохозяйств, проводимых Росстатом, и данных опросов населения в регионах, осуществляемых Фондом «Общественное мнение» (проект «Георейтинг»).
Показатели использования ИКТ в органах власти рассчитывались на основе результатов государственного статистического наблюдения по форме № 3-информ (данные по органам государственной власти и местного самоуправления), полученных из базы данных Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата), а также на основе результатов оценки веб-сайтов региональных органов власти, проводимой Институтом развития информационного общества для каждого выпуска Индекса.
Для оценки использования ИКТ в бизнесе также применялись показатели, полученные на основе баз данных ГМЦ Росстата (результаты обследования предприятий по форме № 3-информ, отобранных по видам экономической деятельности в соответствии с рекомендациями ОЭСР и Евростата для аналогичных обследований).
Оценка использования ИКТ в культуре осуществлялась на основе данных, опубликованных Министерством культуры РФ.
Рейтинг регионов по показателям использования ИКТ в медицине был составлен исходя из результатов обследования организаций здравоохранения по форме № 3-информ из баз данных ГМЦ Росстата.
Рейтинг регионов по показателям использования ИКТ в образовании первый раз он был рассчитан на основе данных единовременного обследования использования ИКТ в общеобразовательных учреждениях, проведенного Россвязьнадзором в начале 2006 г. в рамках подготовки проекта подключения школ к интернету. Начиная с Индекса 2007 – 2008 гг., для построения подындекса «ИКТ в образовании» используются данные Минобрнауки, полученные в рамках государственного статистического наблюдения по форме № Д-4.
Недостающие данные по некоторым регионам были, как отмечалось, восстановлены с помощью статистических методов для получения полных рядов данных, поскольку отсутствие подобных данных сделало бы невозможными расчет композитного индекса и подындексов и межрегиональные сопоставления.
Таким образом, при составлении рейтингов все регионы ранжировались на основе композитных индексов, построенных на основе полного набора данных по всем показателям. Значения композитных подындексов и самого индекса для субъектов РФ округлены до трех знаков после запятой. Тот факт, что некоторые регионы, имеющие в приведенных таблицах одинаковые значения индекса и подындексов, получили разные места в рейтинге, объясняется тем, что при ранжировании использовались неокругленные значения переменных и композитных индексов.
Интерпретация результатов
Ранжирование по индексам-компонентам, подындексам и отдельным показателям позволяет определить зоны отставания региона в использовании ИКТ и оценить сложившиеся на данный момент условия для развития информационного общества. Анализ может проводиться на разных уровнях агрегирования показателей.
Использованная начиная с 2008-2009 гг. процедура нормализации показателей расширяет интерпретационные возможности Индекса готовности регионов России к информационному обществу по следующим направлениям:
- Нормализованные значения показателей и композитных индексов могут быть интерпретированы как расстояния (в долях) от «эталонных» значений. Например, значение подындекса 0,250 означает, что регион по данному направлению информационного развития отстает в 4 раза (его уровень составляет четвертую часть) от «эталонного» уровня.
- Нормализованные значения показателей и композитных индексов позволяют измерять различия между субъектами РФ по уровню информационного развития и тем самым, отслеживать значения соответствующего контрольного показателя Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Максимальные значения этих различий по интегральным показателям (подындексам, индексам-компонентам и индексу готовности) рассчитываются делением максимального значения композитного индекса у субъектов РФ на его минимальное значение, что позволяет в разах определить уровень информационного неравенства регионов. Аналогично, при желании, можно измерять «расстояние» субъекта РФ от любого другого выбранного для сравнения региона.
- При сохранении набора показателей и фиксированных «эталонных» (нормализующих) их значений становится возможным слежение за изменением композитных индексов субъектов РФ во времени. При избранной процедуре нормализации изменение значений Индекса и его составляющих в разные годы легко интерпретируется и становится значимым, в отличие от предыдущей версии нормализации, в которой нормализованные значения показателей определяются в отношении к максимальному и минимальному значению показателя в текущем году и их сравнение в разные годы ни о чем не говорило.
Вместе с тем при интерпретации данных об относительном уровне использования ИКТ и об имеющихся условиях для развития информационного общества важно понимать, что существует несколько ограничений в аналитическом использовании Индекса и его компонентов, которые необходимо учитывать: