Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на товар.
Закон спроса – состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем больше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем меньше величина спроса на него.
Предложение – количество товара, которое производитель готов продать по определенной цене за определенное время.
Закон предложения - состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем больше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения.
Эластичность – степень реакции одной экономической величины на изменение другой.
Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.
Цена «пола» - искусственно завышенная цена, ограничивающая ее снижение.
Цена «потолка» - искусственно заниженная цена, ограничивающая ее рост.
Полезность - это индивидуальная субъективная оценка, которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и потому вне их сознания она не существует.
Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.
Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
|
Карта безразличия - двухмерная плоскость, заполненная кривыми безразличия так плотно, как это возможно.
Бюджетная линия – графическое изображение всех возможных сочетаний покупок товаров, сумма затрат которых определена.
Кривые Энгеля – кривые которые характеризуют зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня доходов потребителя.
Изокванта — кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции.
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства остаются постоянными, а другие являются переменными. В краткосрочном периоде фирма имеет возможность изменять степень загрузки мощностей путем изменения протяженности рабочего времени, количества используемого сырья.
Долгосрочный период – это отрезок времени в течение которого все факторы являются переменными, это период в течение которого преодолеваются барьеры вхождения в отрасль.
Постоянные издержки – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Переменные издержки.
Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объемов производства.
Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочном периоде.
Средние издержки – издержки в расчете на единицу произведенной продукции.
|
Предельные издержки – прирост издержек, связанный с производством дополнительной единицы продукции.
Совершенная конкуренция – тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный.
Монополистическая конкуренция – рынок, характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок является относительно свободным; возможность фирмы контролировать цены ограничена возможностью замещения товаров; развита неценовая конкуренция.
Олигополия – существование на рынке нескольких фирм, продукция которых может быть как разнообразной, так и однородной; вступление новых фирм в отрасль затруднено.
Дуополия – частный случай олигополии, когда на рынке доминируют две фирмы.
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими олигополистическом рынке фирмами с целью вытеснения конкурентов с рынка.
Картель - объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и сбыта продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
Тайный сговор - негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других действиях в целях ограничения конкуренции.
Монополия – рыночные условия, когда одна единственная фирма является продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей; барьеры для вступления новых фирм в отрасль практически непреодолимы.
Монопольная власть – возможность для фирмы воздействовать на цены продукции с целью повышения прибыли, увеличивая или сокращая объем продаж.
|
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за час, день, неделю, год.
Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т.е. это покупательная способность номинальной заработной платы.
Капитал - ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.
Физический износ - это процесс, в результате которого элементы физического капитала становятся физически непригодными к функционированию, происходит утрата потребительной стоимости.
Моральный износ - обесценение основного капитала в результате появления основных средств той же стоимости, но технически более совершенных, или в результате появления подобных основных средств, но с меньшей стоимостью.
Ссудный процент - цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного промежутка времени.
Валовые инвестиции - это общее увеличение запаса капитала.
Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.
Возмещение - это процесс замены изношенного основного капитала.
Диверсификация - метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (продажи) одного означает снижение риска от покупки (продажи) другого.
Бухгалтерская прибыль – разность между валовой выручкой и издержками фирмы.
Экономическая прибыль - разность между валовой выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы.
Нормальная прибыль – прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в производство владельцем фирмы.
Рента - плата собственнику за использование природного ресурса; доход, получаемый собственником земли в виде платы за пользование землей.
Экономическая рента - разница между платой за услуги ресурса и тем минимальным количеством средств, которые необходимо затратить, чтобы побудить владельца ресурса предложить свои услуги на рынке.
Дифференциальная рента - устойчивая добавочная прибыль, равная разности между общественной стоимостью продуктов земли и их индивидуальной стоимость с лучших земель.
Частичное равновесие – количественное соотношение (равенство) двух взаимосвязанных параметров или элементов экономики.
Общее равновесие - сбалансированное, согласованное функционирование всех рынков.
ТЕСТЫ
1. Поясните, что выражает закон спроса:
- Обратную зависимость между ценой и величиной спроса.
- Ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар.
- Тот факт, что спрос на определенный товар не может быть больше предложения этого товара.
- Тот факт, что чем больше спрос на товар тем труднее его реализовать.
2. Кривая спроса на товар отражает:
- Общую потребность в товаре.
- Определенное, заданное в масштабах всего народного хозяйства распределение доходов.
- Объемы возможного производства данного товара.
- Зависимость между ценой и качеством товара.
3. Причиной изменения объема спроса являются:
- Рост доходов населения.
- Снижение цен на товары-заменители.
- Ожидание изменения уровня цен.
- Увеличение количества покупателей товара.
- Все перечисленные причины.
- Причина не рассмотренная в приведенных выше ответах.
4. Закон предложения товаров – это: