Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
· развитие понимания речи;
· развитие активной подражательной речевой деятельности;
· развитие внимания, памяти, мышления детей
Во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.
Основное содержание
Развитие импрессивной речи Развитие экспрессивной речи | Воспитывать внимание к звуковой структуре слова. Учить различать на слух длинные -короткие слова. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [6] — [н], [и] - [т], [п] - [г]. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, дом — ком, миска — киска). Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова. Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п`], [т], Воспитывать правильный умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи | Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела, лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие бытовые и игровые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений мой, наш. Учить различать глаголы и прилагательные, противопо-ложные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широкий узкий, высокий — низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа). Формировать различение количественных числительных один, два, три. Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода, понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного числа в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы прошедшего времени по родам, возвратные и невозвратные глаголы. Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе). Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, свойства, величину, оценку. Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). Обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем предложных конструкциях с простыми предлогами со значение пространственного расположения, направления действия (в, на, у). Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе, инфинитива, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени. Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа. Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже. Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). Формировать умение согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. Формировать двухсоставное предложение, фразы с прямым дополнением. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это? Какая игрушка? Какие птички?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. | Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек) Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметно-, сюжетным картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки, но серии картинок с помощью логопеда. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику |
К концу обучения дети должны уметь:
|
|
|
· понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними в соответствии с изученными лексическими темами («Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
· называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
· обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.) некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
· выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
· отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.