Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе заявления родителей (законных представителей). Выпуск детей производится в течение всего учебного года после устранения нарушений в развитии устной и письменной речи; по инициативе родителей.
Программа реализуется от 3 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком.
Продолжительность занятия составляет с младшим дошкольным возрастом 20 минут, со старшим дошкольным возрастом 30 минут, со школьным возрастом 40 минут.
Система логопедического воздействия строится на основе индивидуальных и физиологических особенностей детей для исправления речевых нарушений.
Продолжительность коррекционной работы зависит от количества и качества нарушенных звуков и результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Коррекционно-развивающая работа по программе строится с учетом возрастной и психической деятельности детей по календарно-тематическому плану в зависимости от речевого заключения: ОНР, ФНР, ФФНР, дисграфия, дислексия, дизорфография.
Работа по программе начинается с логопедического обследования (диагностики) детей. В ходе диагностики, на каждого ребенка заполняется речевая карта (Приложение 1),в которую вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий. Учитель-логопед фиксирует все полученные данные в определенной последовательности. Результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение и проследить динамику развития ребенка с нарушением речи.
В речевой карте учитель-логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах коррекционной работы, с характеристикой существующих у него трудностей. Кроме того, анализируется посещаемость логопедических занятий, регулярность проведения коррекционных мероприятий. Если коррекционное воздействие прерывается, то указывается причина и продолжительность перерывов.
|
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
· логопедического кабинета для занятий;
· наглядных пособий;
· дидактического материала;
· учебной литературы;
· зеркала;
· средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
В структуру занятий входит:
-артикуляционная гимнастика;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения для развития психических процессов;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
-развитие связной речи
Объем учебного материала рассчитывается в соответствии с физиологическими и возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации как дошкольников, так и школьников.
Направления коррекционной работы:
· диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
|
· коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий, обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей дошкольного, школьного возраста;
· информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы контроля
(при использовании формы контроля учитывается ведущий вид деятельности в соответствии с возрастом).
Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной и письменной речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями.
|
Планируемые результаты
Образовательные (предметные) результаты:
1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
5. Умение задавать вопросы.