Взаимодействие с семьями воспитанников




Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Речь человека - это его визитная карточка. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, чем сами родители, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Правильная речь имеет огромное значение для полноценного психофизического развития человека.

Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей очень важно найти взаимосвязь с родителями.

Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому работа логопеда имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников.

Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в работе логопеда является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.

Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа с логопедом и с родителями ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных пато-психологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики, темпа, способности передать свою мысль, желание – все это вызывает у ребенка – логопата замкнутость, робость, снижает речевую активность.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в развитии речи ребенка, в воспитании правильного звукопроизношения у детей – логопатов.

Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.

Как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

· родительские собрания;

· консультирование;

· беседы;

· опросы, тестирование, анкетирование;

· уголки для родителей в группе и в кабинете логопеда;

· домашние задания;

· информационные буклеты;

· семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.;

· посещение родителями логопедических занятий.

Современные формы работы учителя – логопеда с родителями с использованием ИКТ:

· показ презентаций;

· использование сайта учреждения

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, более эффективных формах работы с родителями, которые использую я в своей практике.

Взаимодействие с родителями я осуществляю с помощью, индивидуальной и наглядной форм работы.

Учитель-логопед проводит индивидуальные консультации с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.

Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу. Консультации должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.

Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы консультирования – «Что такое артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковые игры», «Закрепление поставленного звука в домашних условиях».

Дети дошкольного возраста большую часть проводят в игре, через которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным мною практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В игротеке подобраны пособия, используемые на фронтальных занятиях в ДОУ, она периодически пополняется новым практическим материалом на определенную тему, дидактическими пособиями, изготовленными своими руками. Игры предлагаются родителям в зависимости от проблем в речи ребенка – это могут быть как игры на общеречевое развитие, так и игры на звукопроизношение: лото, домино, звуковые кубики. В игре ребенок учится преодолевать трудности, у него воспитываются волевые качества, настойчивость, выдержка.

Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы с семьей – это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.

При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. По полученным анкетным данным учитель – логопед делает вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений и насколько родители заинтересованы в получении положительного результата. Каждый родитель должен хорошо знать особенности развития своего ребенка, уметь правильно подойти к нему.

Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю с помощью бесед. Беседа с родителями направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях воспитания детей - логопатов, некоторые навыки работы с ними. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях речевого нарушения, о его причинах.Родители узнают о проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические рекомендации.

Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Она заполняется 2 раза в неделю, после проведенного индивидуального занятия, для того, чтобы полученные на «уроке» навыки закреплялись дома, в семье. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Всем родителям советую как можно чаще говорить детям о своей любви к ним, обнимать их и уделять больше внимания, закладывать в них самое лучшее и доброе. И благодатные зерна принесут благодатные плоды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: