Литература
Нормативная:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4. Серия: Кодексы Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2007 г.
2. ФЗ РФ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 01.12.2007)
Основная:
3. Голубин Е.В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта. – М.: Вершина, 2006.
4. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. Учебник. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 688с.
5. Семин О.А. Сервис в торговле. В трех кн. Книга вторая. Искусство торговать или секреты мерчандайзинга: учебное пособие/О.А.Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2006.
6. Филина Ф.Н. Франчайзинг. Правовые основы деятельности. - М.: ГроссМедиа. Росбух. 2008. - 192 с.
7.
Дополнительная:
Андреас Прайснер. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. М.: Издательский дом Гребенникова, 2009. – 308 с.
8. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. Основы ориентированного на рынок управления компанией. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2006.
9. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: ДОКА-ПРЕСС, 1994. -231 c.
10. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. С.-Пб.: Питер, 2008. – 288с.
11. Никаноров П.С.Посредническая деятельность. Учет и налогообложение. – М.: Налоговый вестник, 2008.
12. Лебедев И. В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. — М.: Вектор, 2006. — 160 с.
13. Пашутин С.Б. Эффективная дистрибьюция. Организация и управление собственной филиальной сетью. - М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2006.
14. Сорокина Т.И. Филиальная сеть: развитие и управление. –С-Пб: Питер, 2007.
15. Спинелли (мл.) С., Розенберг Р. М., Берли С. Франчайзинг. Путь к богатству. — М.: «Вильямс», 2007. — 384 с.
|
16. Стажкова М.М. Договор франчайзинга. Правовые основы, учет и налоги. М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2007. – 86 с.
Рекомендуемые периодические издания:
v Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»;
v Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»;
v Журнал «Модный Magazin»;
v Журнал «Российская торговля»;
v Журнал «Секрет фирмы»;
v Журнал «Современная торговля»;
v Журнал «Управление каналами дистрибуции»;
Методическое обеспечение дисциплины
Перечень материалов, выпущенных кафедрой на электронных и/или бумажных носителях:
· Программа курса;
· Методические рекомендации практических (семинарских) занятий;
· Тестовые задания;
· Педагогические контрольные материалы (задания для самостоятельной работы);
· Глоссарий;
· Раздаточный материал.
Информационное обеспечение дисциплины
Интернет-ресурсы:
· https://www.aup.ru/marketing/ - литература по маркетингу (книги, статьи и пр.);
· https://www.cfin.ru/ - сайт с максимальным количеством методической литературы, статей деловой тематики;
· www.consultant.ru – «Консультант Плюс»;
· www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»;
· https://www.expert.ru/ - «Эксперт on-line»;
· www.grebennikov.ru – Издательский дом Гребенникова;
· https://www.rarf.ru/ - Российская ассоциация франчайзинга;
· www.sf-online.ru – журнал «Секрет фирмы», есть постоянная рубрика по маркетингу, признан в 2004 г. самым интересным по данной теме;
· www.integrum.com – первая и самая большая база данных (БД) СМИ России, платная;
· www.public.ru – аналог «Интегрума», несколько отличается по составу БД, платная;
· https://www.franchisinguniverse.ru/ - Вселенная франчайзинга.
|
Словарь терминов
Раздел 1. Теоретические положения организации и оптимизации системы сбыта. Региональная экспансия
Региональная экспансия – выход торговых сетей за пределы своего рынка в регионы России и зарубежья посредством открытия филиалов, торговых представительств, заключения договоров франчайзинга и т.п.
Сбыт товаров - система мероприятий по реализации товаров.
Сбытовая политика - система решений, принимаемых продавцом с целью реализации выбранных стратегий и получения наибольшего эффекта сбыта товаров.
Стратегия сбыта - долгосрочное планирование, методология организации и управления сбытом, позволяющая успешно реализовать философию ведения сбыта конкретным предприятием-продавцом.
Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) - продажа товаров через посредников.
Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, т.к. продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними.
Дилер – оптовый посредник, осуществляющий продажу от своего имени и за свой счет.
Дистрибутор (англ. distributor — распространитель) — физическое или юридическое лицо, осуществляющее мелкооптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и cбыт товаров на региональных рынках.
Представительство является обособленным подразделением головного предприятия, не имеющим статуса юридического лица, осуществляющим вне его места нахождения юридические действия по представительству и защите интересов головного предприятия.
|
Региональный представитель относится к категории специалистов компании, основной задачей которых является реализация торговых марок компании на закрепленной за ними территории, а также разработка, проведение и контроль мероприятий по продвижению продукции.
Раздел 2. Алгоритм открытия и управления филиалом
Филиал является обособленным подразделением головного предприятия, не имеющим статуса юридического лица, осуществляющим вне его места нахождения все, либо часть его основных хозяйственных функций.
Раздел 3. Франчайзинговые отношения в торговле
Франчайзер (правообладатель) - известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю продавать на рынке товары или услуги, используя ее товарный знак, ноу – хау и технологию.
Франчайзи (оператор, пользователь) - это предприниматель, которому передается право продавать на рынке товары или услуги известной фирмы, используя ее товарный знак.
Франчайзинг - метод организации и ведения коммерческой деятельности, при котором одна сторона – франчайзер на оговоренных условиях предоставляет право другой стороне – франчайзи использовать свое имя, технологию и (или) ноу – хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.
Прямой франчайзинг - непосредственное заключение франчайзингового договора между франчайзером и франчайзи; такая политика эффективна для крупных городов и регионов, где, как правило, франчайзер уже имеет свои корпоративные магазины и наиболее актуален этот тип франчайзинга для Москвы и Санкт – Петербурга.
Региональный франчайзинг - франчайзи получает право на освоение определенного района, то есть создание франчайзинговой системы в виде филиалов или отделений франчайзи, и применяется при открытии предприятий в регионах России и при выходе на рынок стран СНГ.
Паушальный (первоначальный) взнос – единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердозафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера, связанных с продажей франшизы.
Роялти (поддерживающие платежи) – периодические выплаты, производимые франчайзи в установленный срок (еженедельно, ежемесячно или ежеквартально) франчайзеру за использование франшизы, поддержку со стороны франчайзера и т.д..Может рассчитываться как процент от валовых продаж или иметь фиксированный размер платы.
Франчайзинговая (франшизная) система - организационная структура, состоящая из одного франчайзера и множества франчайзи, связанных между собой договором.
Франшиза - бизнес – система, непосредственно передаваемая франчайзи, т.е. франчайзинговый пакет.
Приложение 1
Компания «» | Утверждаю |
Ген. директор. ________________ | |
г. | «____» ________________ 200_ г. |
Должностная инструкция