Как эффективно организовать работу тренера




Искусство тренера состоит в том, чтобы достичь целей семинара, не давя на группу, но и не следуя за ней на поводу.

Использование различных приемов и методов в ходе семинара, тренинга позволяет вы­держать высокий темп работы, повысить ее интенсивность. Смена различных видов деятельности дает возможность участникам даже отдохнуть, делает сам тренинг более интересным. Существуют определенные правила такой работы, но порой хороший тренер напоминает хорошего повара, который в готовые рецепты всегда вкладывает собственную фантазию и душу, или дирижера, который взмахом дирижерской палочки создает шедевр из давно известного музыкального произведения.

Лекция

Что такое лекции – знают все, кто когда-нибудь чему-нибудь учился. Особенность использования именно этого приема во время интерактивного семинара состоит в том, что лекция не должна продолжаться больше 15 минут. Если вам необходимо изложить большой объем теоретического материала, разбейте его на блоки, перемежая их дискуссией или какими-либо упражнениями.

Использование современных технических средств: компьютеров, видеофиль­мов, проекторов позволяет сделать лекцию более динамичной. В этом случае она становится похожа на презентацию.

Если вы работаете в команде, читайте лекцию по очереди, либо пусть другие ведущие комментируют прочитанный материал или приводят примеры. Даже смена тембра голоса позволяет слушателям легче воспринимать материал.

Презентация

Презентация, как дополнение к лекции, позволяет использовать больше наглядного материала: слайды, компьютерные программы.

Презентация – это также представление результатов индивидуальной или групповой работы.

Презентация проводится обычно по следующей схеме:

· Выступление основного спикера.

· Дополнение группы.

· Вопросы к выступающему.

Время для презентации зависит от количества вопросов. Оптимальная длительность не более 10 минут, включая ответы.

Роль ведущего состоит в том, чтобы придерживаться регламента и темы и не дать презентации превратиться в хаос.

Индивидуальная работа

Очень важный компонент интерактивного тренинга. Позволяет участникам са­мостоятельно разобраться в теории и на практике закрепить полученные знания. В от­личие от обычных семинаров, за индивидуальной часто следует работа в малых груп­пах либо презентация. Времени на такую работу выделяется от одной до 10 минут, не бо­лее.

Задача ведущего – не мешать. Давая задание, не забудьте спросить, все ли по­нятно. Задание лучше не только проговорить, но и написать. Определить время выполнения и за минуту до его окончания напомнить об этом.

Работа в малых группах

Малые группы создаются для разных целей. Их хорошо использовать для того, чтобы обсудить параллельно несколько вопросов, создать групповое мнение, дать всем участникам возможность высказаться. Если в семинаре участвуют больше 10 че­ловек, то работа в малых группах становится важным компонентом тренинга. Опти­мальный состав группы – от 3 до 7 человек.

Групповая работа может проходить в различных режимах. Можно, дав задание группе, пустить ее в свободное плавание. В конечном итоге, при наличии достаточного времени, группа приплывет в тихую гавань. Для ускорения процесса вы можете предложить группе с самого начала работы выбрать выступающего (спикера), писателя (того, кто записывает результаты) и фасилитатора (того, кто ведет групповую дискус­сию).

Задача тренера состоит в том, чтобы дать четкое задание каждой группе, опре­делить цель и что должно быть представлено, как результат работы. Участники также должны знать, что будет продолжением работы: презентация или совместная деятельность в следующей сессии.

Создание групп – это определенное искусство. В зависимости от своей цели опытный тренер может создавать группы по различным критериям. Для разделения на группы можно использовать психологические тесты, например, цветовые М. Люшера, груп­пировать в зависимости от должности, пола, места жительства, делать группы однородными или разнородными по составу.

Если помнить, что обычно во время семинаров хорошо знакомые люди или члены одной организации са­дятся рядом, то простой расчет на первый-второй позволит ненавязчиво распределить их в разные группы.

Могут помочь процессу и всякие мелкие предметы из тренерского сундучка, например, разноцветные мячики, цветная бумага.

Дискуссия

Это метод обсуждения сложных вопросов. В ходе интерактивного тренинга дискуссия используется достаточно часто. Можно выделить несколько стадий:

· набор различных мнений по обсуждаемому вопросу (расширение),

· классификация (сорти­ровка) и ранжирование (сужение) предложений и

· выводы (решение).

При всей кажущейся простоте проведения дискуссии тренер должен обладать определенными навыками и иметь в запасе несколько методов для эффективного про­ведения всех трех стадий.

Интерактивный тренинг – это не только лекции, обсуждения и презентации. Важное место в нем занимают игры. Они особенно хороши тем, что позволяют без особого труда вовлечь в работу всех участников, так как включают вербальное, невербальное и физическое действия.

Под «играми» понимается широкий спектр упражнений, которые использу­ются для различных целей. Опытный тренер всегда имеет в своем сундучке большой запас «игрушек», доставая их с ловкостью фокусника в нужный момент. Игры можно использовать для создания атмосферы доверия в группе («ледоколы» – дословный перевод английского слова icebreaker), закрепления теории и приобретения практических навыков (деловые игры), для того, чтобы «на пальцах» объяснить определенные положения, чтобы перейти от одной теоретической части к другой, для поднятия физи­ческой энергии участников и просто для веселья.

Игры становятся тренерским фольклором, видоизменяются, модифицируются, приобретают имена собственные.

Золотые правила.

§ Игра требует времени и подготовки.

§ Игра требует пространства.

§ Игра требует определенного количества участников.

§ Игра требует готовности группы.

§ Игра требует мастерства тренера.

Тренер – друг или враг?

Мы очень много в этом пособие уделили место, а вы свое время, для того чтобы прочитать, организации тренинга. Как сделать его качественным, интересным, познавательным. Какими методами можно пользоваться при подготовке и проведении тренинга. Но было бы не справедливо, говоря о тренинге ни слова не сказать о тренере – о том кто это все разрабатывает и воплощает в жизнь на благо нам и нашим организациям.

Какие навыки необходимы сегодня тренеру?

Первое, и возможно, самое важное из них, – любопытство, желание развиваться, стремиться следовать изменениям.

Второе – это манера тренера держать себя, способность подняться выше мирских интересов (взглядов), внутренняя уверенность, позволяющая руководить другими и в тоже время быть способным исполнять роль фасилитатора и помогать людям приходить к собственным решениям и выводам.

Третье – это чувство времени, способность адекватно реагировать на запрос общества. Это качество тесно связано со следующим, которое можно назвать направленностью на общество. Это значит, что тренеру требуются навыки консультанта, необходимые для разговора на одном языке с заинтересованными людьми и организациями, для кого и создаются эти тренинги.

Наконец, тренеру нужно быть открытым и доступным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: