Живость ума и креативность




Тренинг – это живой, активный, постоянно меняющийся и на все реагирующий процесс. Одним из умений успешного тренера является его способность «думать на ногах», то есть все схватывать на лету, когда случается что-то необычное. Как уже говорилось выше развитие тренинга не стоит на месте, и, для того чтобы быть в курсе всех достижений в этой области, определять их ценность и принимать самые лучшие их них, требуется живой и пытливый ум. Если власть и авторитет перешли к ученикам, у тренера должен быть достаточно сообразительный ум, чтобы уметь реагировать на непредвиденные просьбы, комментарии и другие изменения.

Обычно живой ум «идет рука об руку» с творческой активностью. Если тренинговая программа превращается в установившуюся программу, которую необходимо выполнять снова и снова, следует постараться избежать ее превращения в скучное мероприятие. Для этого тренер должен постоянно задаваться вопросом: как ее можно изменить и улучшить? Это обычно удается сделать с помощью творческого подхода. Современные ученики постоянно ищут творческие пути, которые помогут им выучиться, и ожидают их применения со стороны тренера. Если эти ожидания не оправдываются, тренер может потерять доверие.

Обязательства по самосознанию и саморазвитию

Статус тренера, и особенно нового тренера, должен меняться, а изменения эти могут быть эффективно оценены только пониманием того, какие умения и знания у него уже есть, а какие требуются. Эффективные тренеры должны отдавать себе отчет в уровне умений и в том, что можно сделать для их улучшения. Тренерам следует разобраться в своих представлениях о таких аспектах, как расизм, сексуальность, цвет кожи, политические и религиозные разногласия. Нет ничего страшного, что у тренера есть свои личные мнения и взгляды в отношении этих областей, важно только, чтобы негативные суждения не проявлялись и не навязывались на тренинге.

Самосознание позволяет определить, какие еще знания и умения необходимо приобрести. Когда эти нужды определены, эффективный тренер предпринимает шаги в направлении того, чтобы решить эти проблемы: читать книги по тренингу, использовать программы из Интернета и так далее. Необходимо взять инициативу в свои руки вместо того, чтобы дожидаться пока ваши работодатели сами предложат вам это сделать. Большим плюсом этого фактора является то, что такого саморазвивающегося человека его или ее работодатель часто считает чрезвычайно успешным сотрудником, а это вовсе не плохо.

Участие

Эффективный тренер редко работает один, отстраненный от других. При работе с другим тренером, будь то новый тренер в паре с уже опытным ли наоборот, нужно со всей тщательностью подходить к развитию позитивных взаимоотношений друг с другом, чтобы можно было доверять, поддерживать и полагаться друг на друга. Даже если случаются какие-то противоречия, они не должны быть замечены участникам тренинга до решения этих вопросов. В ряде случаев их можно использовать в качестве живых примеров того, как складываются отношения между людьми!

Польза от такого разделения в тренинговой программе заключается в том, что один или более тренеров могут присутствовать на одной или нескольких ваших сессия, что особенно важно, когда вы представляете новый предмет или подход. В этом случае вы можете заручиться профессиональной поддержкой во время вашего выступления, а потом сделать тоже самое для своих коллег.

Доверие

Для того чтобы быть эффективным, тренер должен пользоваться доверием своих учеников как человек, обладающий полными и современными знаниями об организации и о преподаваемом предмете. Пути, которые помогут вам получить доверие, таковы:

· Заинтересованность, энтузиазм, обязательства и оживленность даже тогда, когда ваши знания имеют какие-то ограничения;

· Наличие всего вышеперечисленного, когда у вас обширные знания и даже когда у вас за плечами пятидесятилетний стаж ведения программы;

· Вас должны считать экспертом или очень опытным в данном вопросе;

· Наличие эффективных умений по тренингу;

· Вы должны подавать своим поведение пример, который не задевал бы учеников;

· Вы должны показывать, что тоже можете и хотите учиться.

Случается, что доверие можно потерять, когда вы не способны ответить на заданный вопрос и не можете обеспечить учеников нужными ресурсами. В такой ситуации вы должны пообещать найти ответ на вопрос и, по возможности обеспечить ресурсами, и действительно это сделать. Но такое не должно слишком часто повторяться, иначе доверие к вам понизится до такого уровня, когда вы окажетесь человеком, не подготовленным к целому ряду вопросов и требований.

Даже если вы весь дрожите внутри, создайте видимость уверенности, так как явные смущение и неуверенность ведут к снижению доверия, так же как и публичная критика коллег или людей из организации и отрицание нужд и прав группы или отдельных учеников. Если вы обещаете что-то сделать, выполните это.

Юмор

Использовать юмор в тренинге – это спорный вопрос, хотя практика свидетельствует о том, что тренинг становиться более эффективным, когда нравится участникам, а сверхсерьезную ситуацию можно оживить маленькой искоркой юмора. Это не означает, что тренер должен постоянно петь, танцевать и иметь неистощаемый запас шуток. Нужно стараться придерживаться середины. Лучшими шутками считаются те, которые имеют отношения к предмету. Тренер должен демонстрировать способность смеяться над самим собой и избегать того, чтобы делать группу предметом своих насмешек.

Уверенность в себе

Многие из перечисленных выше требований могут быть выполнены, если тренер уверен в собственной способности учить. Уверенность обеспечивается доскональным знанием предмета. Но прежде всего, должно быть желание помочь ученикам достичь вашего уровня знаний и умений или уровня какой-то определенной модели.

Но вся эта уверенность на словах может исчезнуть, когда вы стоите в центре группы и должны начать свою лекцию. Нет легкого пути, чтобы это преодолеть, только опыт, практика и использование любой возможности одному представлять материал. вы никогда не решите этой проблемы до конца до тех пор, пока внутренне скованы, но вы постепенно добьетесь успеха, если внешне будете уверенно держаться перед группой учеников. Иногда вам может помочь признание в своих ощущениях перед группой, но помните, что здесь существуют некоторые опасности, и не надо прибегать к этому методу слишком часто.

Вполне объяснимо, что тренеры, особенно неопытные, нервничают находясь в центре группы. В большинстве случаев эта нервозность исчезает по мере того, как вы входите в нужный ритм. Тренерам нужно начать беспокоится, когда:

· Они перестали испытывать волнение, потому что это может означать, что они уже не обеспокоены уровнем передачи их программы тренинга;

· Самые первые участник остаются с ними и даже повышают свой уровень, но их результат работы мало эффективен.

В заключение надо сказать, что умения тренера не автоматические. Большинство из нас должны усердно трудиться, чтобы преодолеть все ловушки, и развитие того стоит. Особенно в конце тренинга у вас есть чувства и доказательства, что в результате всех ваших трудов участники приобрели опыт и вы им в этом помогли.

Кто такой тренер?

Ну, наконец-то, мы ответим на всех интересующий вопрос: «Кто такой тренер?»

Голова идет кругом, когда ты начинаешь готовиться к первому тренингу. Задаешь себе массу вопросов, на которые мы уже попытались ответить выше. Но есть и вопросы особенные, касающиеся только тебя.

· Что от меня ждут?

· Как мне оправдать их ожидания?

· Как мне работать с этими потенциально опасными участниками тренинга?

· Как я хочу к ним относиться?

· Как они будут относиться ко мне?

· Они мне понравятся? Понравлюсь ли я им? Хочу, ли я им понравится?

· Каким меня будут считать человеком /тренером/ сотрудником организации?

«И после всего этого я ничего не знаю о том, как быть тренером» - такая мысль возникает у многих, но она не верна. Все мы ходили в школу, многие – в колледж, университет, и именно там мы наблюдали работу тренеров в лице учителей, помощников, лекторов или профессоров.

Во всех случаях группового обучения в центре всегда находится тот, кто рассказывал нам, спрашивал нас, помогал учиться, направлял, советовал.

Каких учителей: а) вы любили; б) предпочитали; в) чему-то научились?

Какой тип тренеров вы предпочли, чтобы стать таким же?

На эти вопросы предстоит ответить всем, кто хочет заняться тренингом и почувствовать как «тяжела» работа тренера.

Один в поле не воин

Тренинг – это довольно тяжелая работа, предъявляющая особые требования к ведущему. Поэтому, когда вы работаете в одиночестве, то вы «един во всех лицах»: фасилитатора, писателя, организатора, комментатора, эксперта, менеджера, дизайнера, шоумена. Когда работает команда, то все обязанности делятся между членами команды (если это действительно команда, а не группа случайных людей).

Есть несколько закономерностей, делающие работу команды успешной.

Конечно, хотелось бы найти себе идеального партнера, полностью тебе подходящего, психологически совместимого, понимающего тебя с полуслова. Но в жизни приходится, как в песне, лепить из того, что есть. А, с другой стороны, какой же ты фасилитатор, если не можешь работать в команде.

Что помогает: · Доверие друг к другу. · Совместная разработка семинара. · Распределение обязанностей и ролей. · Специальные знаки и жесты, понятные только вам. · Игра на команду, а не на себя. · Возможность открытого обсуждения хода работы. · Различные манеры ведения. · Желание понять и принять партнера. · Чувство юмора. · Взаимодополняющие навыки и умения. Что мешает: · Отсутствие общего «видения» семинара. · Если кто-нибудь из членов команды тянет одеяло «на себя». · Звездная болезнь. · Нежелание работать вместе. · Запрет на обсуждение и высказывание собственного мнения. · Непонимание ролей каждого во время работы. · Различные манеры ведения. · Невысокий профессиональный уровень. · Отсутствие чувства юмора. · Психологическая несовместимость. Чего следует избегать во время совместного ведения семинара: · Выяснять отношения друг с другом на глазах у группы. · Перебивать друг друга. · Стоять у доски вдвоем, если только этого не требует работа, например, когда один задает вопросы, а другой записывает. · Если что-то пошло не так, единолично принимать решение и менять дизайн семинара, даже если вы основной ведущий. · Предпринимать какие-либо действия, не ставя партнера в известность. · Нарушать ранее принятые договоренности. · Выносить на группу внутренние тренерские разногласия. · Показывать свое превосходство, даже если вы основной ведущий.

Работа в команде – это тема отдельной книги. Команда тренеров редко создается по всем правилам, с учетом психологической совместимости, дополняемости друг друга.

Работа вдвоем в несколько раз увеличивает интенсивность семинара. Помогает не только то, что тренеры распределяют работу: один задает вопросы – другой записывает, один говорит – другой меняет слайды. Даже смена тембров голоса, манеры поведения переключает внимание участников, и они меньше устают. Можно использовать также маленькие хитрости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: