Как ставить цели тренинга




Каждый человек хочет знать, чем будут вознаграждены его усилия. В частности, участники тренинга хотят выяснить, каких знаний и умений они достигнут после окончания занятий, или на что им лучше переключить свои усилия. Еще они хотят знать, будут ли приниматься во внимание те знания и умения, которыми они уже обладают. В связи с этим цели тренинга должны быть сформулированы предельно четко и ясно.

Тысячи путей уводят от цели, и лишь один-единственный ведет к ней. М. Монтень

Сформулируйте цели тренинга для самого себя.

Когда вы составляете план тренинга, поговорите со всеми, кто может помочь вам узнать как можно больше о предмете будущего тренинга и темах, которые будут затронуты.

Начните с «установочных» целей.

Вывесите плакат или раздайте на руки участникам список, содержащий ряд достаточно приблизительно сформулированных «установочных» целей тренинга.

Спросите будущих участников: «Чего вы хотите?»

Ожидания участников иногда помогают определить действительно важные проблемы, которые могут оказаться незапланированными тренером. Хороший способ – собрать участников вместе, выдать им по листу бумаги и попросить их написать, чего они в первую очередь ожидают от будущего тренинга.

Отнеситесь к ожиданиям участникам серьезно.

Если ожидания участников слишком разнообразны, или они выступают в явное противоречие с намеченными вами целями тренинга, все равно не выбрасывайте эти листочки. Лучше прикрепить их на видном месте в помещении, где вы будите проводить тренинг, и при каждом удобном случае напоминайте о них в течение всего тренинга.

 

Четко формулируйте свои мысли.

Вы должны быть твердо уверены, что ваши слова правильно поняли все участники тренинга. Задавайте вопрос: «Как вы это поняли?», пока не убедитесь, что все присутствующие одинаково понимают формулировку той или иной цели.

Не переживайте, если от некоторых намеченных вами целей придется отказаться.

Если проблемы, интересующие участников, существенно отличаются от запланированных вами, очень важно не упорствовать и пойти на встречу пожеланиям участников, даже если придется пожертвовать теми задачами, которые казались очень важными вам самому.

Пусть участники сами определят приоритетные цели и результаты.

Например, предложите им на выбор шесть возможных целей и попросите составить «звездный рейтинг» - скажем, «необходимая» - три звездочки, «несущественная» - ни одной звездочки. Подсчитайте общее количество звездочек, отданных за каждою из целей, и вывесите результаты на доске. После этого, учитывая результаты рейтинга и те цели, которые вы запланировали сами, установите окончательные цели тренинга.

Еще раз вернитесь к цели и предполагаемым результатам.

Объясните участникам, как связано то, что они будут делать на занятиях, с целями тренинга. Участники должны понимать, с какой целью им надо будет выполнять на занятиях те или иные действия.

После окончания тренинга подведите итоги и еще раз обратитесь к целям.

Не бойтесь признаться, что некоторые цели не были достигнуты; отметьте наиболее удачные цели.

В самом конце еще раз вернитесь к ожиданиям участников.

Пусть они выскажут свое мнение, какие из их пожеланий были реализованы, а какие остались нерассмотренными. Иногда можно использовать пожелания, до которых не дошли руки, как основу для следующего тренинга.

Дизайн семинара

Каждый тренер, даже если он работает недавно, создает свой семинар, основы­ваясь на собственном опыте и характере. Кто-то любит очень точный план и следует ему неукоснительно, а кто-то разбивает на блоки всю информацию и ориентируется на «месте».

Основное содержание семинара/тренинга определяется его те­мой, но есть обязательные для любого дизайна блоки. При проектировании ин­терактив­ного семи­нара обяза­тельно нужно отвести время для:

· знакомства (пред­ставления) участников,

· записи их ожиданий от семинара (их собственных целей),

· выработки правил работы и

· заключитель­ной оценки проделанной работы.

Представление участников и ведущих во время семинара играет двойную роль. Так как особая методика проведения требует постоянного общения, первое знакомство позволяет получить основные сведения друг о друге и одновременно помогает создать доброжелательную и открытую атмосферу.

Запись ожиданий позволяет ведущему понять, что действительно участники хотят узнать в ходе семинара, что они ждут от ведущего и своих коллег. Ожидания бывают самые разные: пообщаться, встретить новых людей, научиться чему-нибудь. Как правило, обязательно находятся один или два человека, которые на семинаре по ведению переговоров хотят узнать, например, как писать заявки на грант, а на семинаре по поиску средств — как разрешить конфликт с начальством. Бывает и так, что участники хотят более глубокой проработки темы, чем вы предполагали это сделать.

Ничего страшного. Во время объяснения программы вы должны рассказать, в какой части семинара участники получат ответы на свои ожидания. Если то, что они хотят узнать, выходит за рамки тренинга, честно скажите об этом. Можно предложить, если позволяют время и ваша квалификация, поговорить об интересующей их теме отдельно.

Определение правил работы – это специфика интерактивного тренинга. Существуют разные подходы к этому пункту. Некоторые тренеры сами предлагают свои правила. Можно и так. Правда, чужие правила всегда хочется нарушать. Поэтому чаще всего просят участников самих определить, чем все должны руководствоваться для успешной совместной работы. Старайтесь не комментировать, не отвергать и не редактировать предложения. При этом можно спросить, все ли согласны с высказанными правилами. Если есть пункт, который не устраивает хотя бы одного человека, он становится рекомендацией. Например, не спать во время семинара.

Правила бывают самые разные, чаще всего встречается примерно такой список:

§ Говорить по существу.

§ Слушать и слышать.

§ Обсуждать проблему, а не человека.

§ Соблюдать регламент.

§ Говорить по одному.

Иногда предлагают всякие забавные правила и, что самое интересное, свято их соблюдают:

§ Дамы – первые.

§ Молчать по одному.

§ Кофе пить в любое время.

Заключительная часть семинара или тренинга – это оценка. При планировании этого блока важно понять,

§ Кто проводит оценку.

§ Что необходимо оценивать.

§ Как будет проводиться оценка, какими способами.

§ Кому нужен результат оценки и в каком виде.

Структура тренинга

 
Срок Время Деятельность Кто проводит Методы Что требуется
           

Пояснение к таблице

Колонка 1. Помогает уложиться во время, отведенное для одной сессии.

Колонка 2. Показывает, сколько времени занимает каждое действие. Отведите на каждое упражнение немного больше необхо­димого вам времени. Эта колонка заполняется третьей.

Колонка 3. Основная активность (деятельность) в указанный промежуток вре­мени. Поместите в эту колонку все, что вы бы хотели сделать в ходе семинара. Заполните ее первой. Все, что менее важно, отсеется при более точном планировании времени.

Колонка 4. Кто что проводит в ходе семинара. Эта колонка особенно полезна, когда одновременно работают несколько человек.

Колонка 5. Методы, которые будут использованы в ходе семинара/тренинга. Чередование различных приемов делает семинар более насыщенным, позволяет достичь больше­го в короткий промежуток времени. Приемы зависят от числа участни­ков, их первоначальной подготовки, готовности участвовать в работе, длитель­ности семинара. Один и тот же блок может быть проведен по-разному для раз­ной аудитории.

Колонка 6. Материалы и другие технические ресурсы, необходимые для прове­дения семинара. Эта колонка особенно полезна тем, кто страдает склерозом.

После того, как вы тщательно проработали и заполнили таблицу, можете за­быть о ней. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля истины. После проделанной подготовительной работы практически все написанное запомнится. Тем не менее, особенно если вы работаете вдвоем, таблица поможет вам быть уверенным в том, что ничего не будет упущено, каждый ведущий знает, за какую часть семинара он отвечает, что необходимо для каждой его части.

В тренерскую разработку также легко вносить исправления и дополнения, особенно если семинар повторяется несколько раз, отбрасывать то, что оказалось неважным, уточнять, например, продолжительность каждого упражнения, методы его проведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: